Главная страница

Протокол № от 20 г Руководитель омо согласовано: На мс



НазваниеПротокол № от 20 г Руководитель омо согласовано: На мс
страница1/4
Дата13.02.2016
Размер0.57 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1


Рассмотрено:

на заседании ОМО учителей математики и физики

Протокол № __ от «__» ________ 20__г

Руководитель ОМО _________________

Согласовано:

На МС, руководитель

_____ _________________

«___» _________ 20__г

Утверждаю:

Директор школы:

_____ _________________

«___» ____________ 20__г



ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

3 ступень обучения 10 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год

Составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по физике для 10 - 11 классов и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория

с. Лосево

20__ г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика.

Преподавание ведется по учебнику: Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика. Физика – 10, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 70 ч (из расчёта 2 часа в неделю).

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

При преподавании используются:

·        Классно - урочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Решение экспериментальных задач.

Преимущественной целью обучения физике является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для базового уровня.

Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели изучения курса – выработка компетенций:


  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.


  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


  • деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к сомообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору .анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.


Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
         В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

1.     Механика

2.     Молекулярная физика. Тепловые явления

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Цели обучения физике в курсе 10 класса:

  • освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и др творческих работ;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, а также в вынесении 8 часов лабораторных работ на лабораторный практикум в конце изучения курса физики 10 класса (л/р разработаны учителем физики, согласно требованиям примерной программы и наличия лабораторного оборудования).

Содержание образования

Физика и методы научного познания (1 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (30 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

Определение коэффициента трения скольжения

Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника

Молекулярная физика (21 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Лабораторные работы:

Наблюдение за охлаждением воды при её испарении, выяснение причин, влияющих на скорость испарения жидкости. Определение влажности воздуха

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 70 ч.,

в том числе резерв - 7 час

Количество: К/Р: 4 Л/Р: 6

Сроки (примерн)

Тема

Кол-во часов

Кол-во л/р

Кол-во к/р




Повторение за курс 9 класса

4




1




Физика и методы научного познания

1










Механика

30




2




Молекулярная физика

22




1




Лабораторный практикум

6

6







Резерв

7










Итого

70

6

4
  1   2   3   4