|
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе "Игры по развитию речи для детей старше 4 лет"
"Один и несколько"
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.
Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).
Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки."
Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.
"Хвальбишки-хвастунишки"
Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.
"Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов."
Взрослый: "У меня один апельсин".
Ребёнок: "А у меня много апельсинов".
Взрослый: "У меня только одно яблоко".
Ребёнок: "А у меня много яблок".
Взрослый: "У меня одна машинка".
Ребёнок: "А у меня много машинок".
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.
"Где стоит матрёшка?"
Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе." Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д.
"Фантазёры"
Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.
Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то...(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)", "Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..."
Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.
"Загадай загадку"
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.
Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).
Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).
Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
«Уменьшаем и увеличиваем»
Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."
Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать "в обратную сторону".
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:
Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.
«Назови одним словом»
Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда, человек, который направляется в дальние страны и т.д."
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
«Опиши одним словом»
Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
чашка для чая? (чайная),
машина для гонок? (гоночная),
щетка для чистки зубов? (зубная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья) и так далее.
«Кому что нужно»
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа, почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники, продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики, пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
«Как можно узнать»
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… работает ли пылесос? (включить)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)
«Часть – целое»
Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
винт - вертолет, самолет, колесо - автомобиль,
а еще … руль - велосипед, ….парус - … вагон - ….крыша - стрелка - …кнопка - ….страница - …подлокотник - …каблук - …козырек - …карман - …клавиатура - …дверь - …стержень - …ветка - …лепесток - …шишка - …семена - …хвост - …
плавник - …перо - …клюв - …панцирь - …грива - …
А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
дом - крыша, дверь, …корабль - …велосипед - …троллейбус - …стол - …кресло - …книга - …компьютер - …часы - …авторучка - …чемодан - …пальто - …плита - …чайник -…удочка - …гитара - …дверь - …забор - …качели - …
колос - …цветок - дерево - …гриб - …жук - …бабочка - …собака - … яблоко - …кочан капусты -
Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.
В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.
«Четвертый лишний»
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.
1 вариант упрощенной игры.
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").
2 вариант упрощенной игры.
Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.
Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)
Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:
"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый, печальный - грустный,
смелый - храбрый, блестеть - сиять,
сердиться - злится, враг - противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."
А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара – холод, добро - злодруг – враг, здоровый – больной, горький - сладкий
белый – черный, говорить – молчать, смеяться - плакать
ложиться – вставать, закрывать - открывать и т.д.
Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.
Продолжаем предложение
Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…
Продолжаем рассказ
Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.
|
|
|