|
Программа предпрофильного курса «Удивительный мир графиков» ПРОГРАММА
Предпрофильного курса «Удивительный мир графиков»/
Автор: учитель математики Сергиенко Ю.А.
Пояснительная записка.
Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, знающей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация этих целей возможна при введении профильного обучения в старших классах. Профильное обучение стало требованием времени, но переход к нему достаточно труден. Обучающиеся школ и их родители порой не знают, какой профиль им нужен. Как им помочь? Элективные курсы, проводимые в 8-9 классах, и призваны оказать помощь школьникам в выборе будущего профиля и, возможно, будущей профессии.
Предлагаемый курс посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все её приложения, оно, как ни одно другое приучает воспринимать величины в их живой изменчивости и взаимосвязи. Существуют различные способы задания функции: аналитический, табличный, словесный, графический.
Графический способ – одни из самых удобных и наглядных способов представления и анализа информации. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих приборов (термографа, сейсмографа, кардиографа). Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.
Изучение темы «Графики» в школьном курсе основной школы представлено не в полной форме. Обучающиеся получают представления только об одном способе построения графика функции – по точкам. Это достаточно трудоемкий способ и не всегда, используя его, можно безошибочно построить график функции. С другой стороны, свободное владение техникой построения графика функции позволяет решать очень сложные математические задачи, в некоторых случаях построение графика является единственным доступным способом. Такого типа задания можно встретить в КИМах ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы. Цель курса: расширить и углубить представления о методах построения графиков функций.
Задачи курса:
Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Графики функций»
Развитие логического мышления и творческих способностей, познавательных интересов обучающихся
Обучение этапам исследовательской работы
Предоставление возможностей реализовать свой интерес к предмету, проанализировать свои способности
Обучение умению проводить рефлексию
Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения. Занятия могут быть представлены в разных формах:
практическая работа,
конференция,
семинар,
защита творческих проектов и т.д.
Возможны разные формы организации работы учеников: индивидуальная, парная, групповая. Обучающимся предоставляется возможность свободного общения с учителем при подготовки проекта.
Средства обучения:
предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);
практические (построение графиков, письменные упражнения); интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.);
эмоциональные (интерес, радость, огорчение, удовлетворение).
Планируемый результат:
Данный курс расширит и углубит базовый раздел «Графики функций», обеспечит более успешное изучение других разделов (в частности решение уравнений, неравенств, систем графическим методом)
Обучающиеся приобретут навыки выполнения геометрических преобразований с графиками функций, построения графиков с модулем, построения кусочно-заданных функций, научатся рисовать графиками
Обучающиеся приобретут навыки исследовательской работы
Этот курс поможет ученику ответить на вопросы «Хочу ли я, могу ли я учить это, надо ли мне это?»
Развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности
Измерители достижения планируемых результатов.
Анкетирование на первом и последнем занятиях даст возможность изучить динамику интереса к предмету.
Выполнение диагностических заданий (тестов, самостоятельных работ) при изучении математического материала
Отчеты творческих групп по результатам исследовательских работ
Рефлексия в конце занятия
Формой итоговой отчетности обучающихся являются проекты «Рисуем графиками».
Категория обучающихся и объем курса:
Курс предназначен для обучающихся 9 класса. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения: разноуровневые дидактические материалы, организация исследовательской деятельности разного уровня самостоятельности. Таким образом, программа применима для разных групп школьников с различной базовой подготовкой. Курс рассчитан на 11 часов. Учебно-тематический план
№
п/п
| Тема
| Всего часов
| В том числе
| Форма
контроля
| Результативность
| лекция
| семинар
| практика
| 1
| Проверка владения базовыми умениями. Постановка задач курса. Из истории математики.
| 1
| 0,5
|
| 0,5
| Тестирование, анкетирование
| Знать: понятие функции, способы ее задания, построение графика по точкам
Уметь: строить график линейной функции, находить точки пересечения с осями координат, по графику составлять уравнение прямой
| 2
| Параллельный перенос (сдвиг) вдоль осей. Преобразования симметрии.
| 1
|
|
| 1
| Самост. работа на некоторых этапах исследования (дифферен.)
| Знать: метод парал. переноса для построения графиков
у=f(х)+ b, у=f(х+а)
Уметь: применять этот метод для построения графиков
| 3
| Растяжение и сжатие графика по оси ординат.
| 1
|
|
| 1
| Отчеты групп по результатам работы
| Знать: методы геометрических преобразований для построения графиков
у=af(х), у=f(bх)
Уметь: применять эти методы для построения графиков
| 4
| Построение графика суммы и разности функций
Умножение (деление) графиков.
| 1
|
|
| 1
| Отчеты групп по результатам работы
| Знать: методы геометрических преобразований для построения графиков
у=f(х)+g(x), у=f(х)-g(x) у=f(х)g(x) у=f(х)/g(x)
Уметь: применять эти методы для построения графиков
| 5
| Построение графиков с применением геометрических преобразований.
| 1
|
| 1
|
| тест
| Знать: все методы геометрических преобразований для построения графиков
Уметь: применять эти методы для построения графиков различных функций.
| 6
| Построение графиков, содержащих модули на основе геометрических преобразований функций
| 1
|
|
| 1
| Отчеты групп по результатам работы
| Уметь: уметь строить графики функций и уравнений у =│f(х)│, у = f(│х│),
у =│ f(│х│)│,
у =│f(х) +g(х)│,
у = │f(х)│ +│g(х)│ │у│ =f(х),
│у│ =│f(х) │
| 7
| Графики с модулем
| 1
|
|
| 1
| Контролирующая домашняя работа
| Уметь: выполнять преобразования с графиками, содержащими модуль
| 8
| Графики кусочно-заданных функций
| 1
| 0,5
|
| 0,5
| Конспект, работа с раздаточным материалом
| Знать: понятие кусочно-заданной функции
Уметь: строить ее график
| 9
| Построение линейного сплайна
| 1
| 0,5
|
| 0,5
| Конспект, работа с раздаточным материалом
| Знать: какая функция называется кусочно-линейной, линейным сплайном
Уметь: строить графики линейного сплайна
| 10
| Презентации проектов
| 1
|
| 1
|
| Защита проекта
| Уметь: представлять результаты своей работы
| 11
| Итоговое тестирование
| 1
|
|
| 1
| Тестирование, анкетирование
|
|
| Итого
| 11
| 1,5
| 2
| 7,5
|
|
|
Содержание
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний. Программа содержит 2 блока, связанные единой идеей.
Первый блок «Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований» расширяет и углубляет представления о методах построения графиков функций: сложение и вычитание, умножение и деление, сдвиги, симметрия, растяжение и сжатие. Используя данный метод, обучающиеся смогут быстро выполнять построения графиков функций, которые будут и в дальнейшем изучать в школьной программе. Основной метод – исследовательский (обучение отдельным этапам, обучение исследованию, собственно само исследование). Он предполагает максимум самостоятельности, но и требует больших затрат во времени. По окончании работ обучающиеся должны будут предоставить свои результаты на обсуждение. Занятие в форме практической работ проходят с выполнением обучающих самостоятельных работ, обучением в парах и группах. В план первого занятия включен исторический материал об использовании графического способа задания функции в математике и о роли Декарта в установлении связи между геометрией и алгеброй, о применении графиков на практике (самопишущие приборы, электротехника).
Второй блок «Построение графиков функций и уравнений с модулем» углубляет базовые знания обучающихся по данной теме. Ученики приобретают навыки построения графиков с модулем с использованием геометрических преобразований и по определению модуля, построения кусочно-заданных функций. На одном из занятий в ходе выполнения обучающей работы учащиеся приобретают навыки выполнения рисунков с помощью графиков и получают задание - выполнить проект. Методы: объяснительно-иллюстрационный, исследовательский, частично-поисковый. Основные формы деятельности обучающихся – парная и коллективная. На одном из занятий дается контролирующая домашняя работа с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок. Последние два занятия посвящены определению успешности усвоения всего материала курса: итоговое тестирование (с анализом ошибок) и защита проектов. На каждом занятие проводится рефлексия психологическая и интеллектуальная. Она поможет ученикам самим разобраться со своим внутренним «я», проанализировать свою деятельность на занятии и откорректировать результат. Литература для учителя:
Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов «Пособие по математике для поступающих в вузы»
М.И. Сканави «Сборник задач для поступающих в вузы»
«Математика, её содержание, методы и значение» под редакцией А.Д. Александрова, А.И. Колмогорова.
О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев «Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»
Единый государственный экзамен 2006: учебно-тренировочные материалы.
И.С.Петраков «Математика для любознательных»
А.А Колосов «Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах»
И.Леман «Увлекательная математика»
Литература для учеников:
С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов «Задачи по алгебре и началам анализа»
Л.И. Звавич и др. «Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе»
|
|
|