Главная страница


Программа предпрофильного курса «Удивительный мир графиков»



Скачать 104.85 Kb.
НазваниеПрограмма предпрофильного курса «Удивительный мир графиков»
Сергиенко Ю.А
Дата12.02.2016
Размер104.85 Kb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА

Предпрофильного курса «Удивительный мир графиков»/

Автор: учитель математики Сергиенко Ю.А.

Пояснительная записка.

Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, знающей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация этих целей возможна при введении профильного обучения в старших классах. Профильное обучение стало требованием времени, но переход к нему достаточно труден. Обучающиеся школ и их родители порой не знают, какой профиль им нужен. Как им помочь? Элективные курсы, проводимые в 8-9 классах, и призваны оказать помощь школьникам в выборе будущего профиля и, возможно, будущей профессии.

Предлагаемый курс посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все её приложения, оно, как ни одно другое приучает воспринимать величины в их живой изменчивости и взаимосвязи. Существуют различные способы задания функции: аналитический, табличный, словесный, графический.

Графический способ – одни из самых удобных и наглядных способов представления и анализа информации. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих приборов (термографа, сейсмографа, кардиографа). Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.

Изучение темы «Графики» в школьном курсе основной школы представлено не в полной форме. Обучающиеся получают представления только об одном способе построения графика функции – по точкам. Это достаточно трудоемкий способ и не всегда, используя его, можно безошибочно построить график функции. С другой стороны, свободное владение техникой построения графика функции позволяет решать очень сложные математические задачи, в некоторых случаях построение графика является единственным доступным способом. Такого типа задания можно встретить в КИМах ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы.
Цель курса: расширить и углубить представления о методах построения графиков функций.

Задачи курса:

  • Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Графики функций»

  • Развитие логического мышления и творческих способностей, познавательных интересов обучающихся

  • Обучение этапам исследовательской работы

  • Предоставление возможностей реализовать свой интерес к предмету, проанализировать свои способности

  • Обучение умению проводить рефлексию

Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения. Занятия могут быть представлены в разных формах:

практическая работа,

конференция,

семинар,

защита творческих проектов и т.д.

Возможны разные формы организации работы учеников: индивидуальная, парная, групповая. Обучающимся предоставляется возможность свободного общения с учителем при подготовки проекта.

Средства обучения:

предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);

практические (построение графиков, письменные упражнения); интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.);

эмоциональные (интерес, радость, огорчение, удовлетворение).

Планируемый результат:

  • Данный курс расширит и углубит базовый раздел «Графики функций», обеспечит более успешное изучение других разделов (в частности решение уравнений, неравенств, систем графическим методом)

  • Обучающиеся приобретут навыки выполнения геометрических преобразований с графиками функций, построения графиков с модулем, построения кусочно-заданных функций, научатся рисовать графиками

  • Обучающиеся приобретут навыки исследовательской работы

  • Этот курс поможет ученику ответить на вопросы «Хочу ли я, могу ли я учить это, надо ли мне это?»

  • Развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности

Измерители достижения планируемых результатов.

  • Анкетирование на первом и последнем занятиях даст возможность изучить динамику интереса к предмету.

  • Выполнение диагностических заданий (тестов, самостоятельных работ) при изучении математического материала

  • Отчеты творческих групп по результатам исследовательских работ

  • Рефлексия в конце занятия

Формой итоговой отчетности обучающихся являются проекты «Рисуем графиками».

Категория обучающихся и объем курса:

Курс предназначен для обучающихся 9 класса. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения: разноуровневые дидактические материалы, организация исследовательской деятельности разного уровня самостоятельности. Таким образом, программа применима для разных групп школьников с различной базовой подготовкой. Курс рассчитан на 11 часов.
Учебно-тематический план



п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Результативность


лекция

семинар

практика

1

Проверка владения базовыми уме­ниями. Постановка задач курса. Из истории математики.

1

0,5




0,5

Тестирование, анкетирование

Знать: понятие функции, способы ее задания, построение графика по точкам

Уметь: строить график линейной функции, находить точки пересечения с осями координат, по графику составлять уравнение прямой

2

Параллельный перенос (сдвиг) вдоль осей. Преобразования симметрии.

1







1

Самост. работа на некоторых этапах исследования (дифферен.)

Знать: метод парал. переноса для построения графиков

у=f(х)+ b, у=f(х+а)

Уметь: применять этот метод для построения графиков

3

Растяжение и сжатие графика по оси ординат.


1







1

Отчеты групп по результатам работы

Знать: методы геометрических преобразований для построения графиков

у=af(х), у=f(bх)

Уметь: применять эти методы для построения графиков

4

Построение графика суммы и разности функций

Умножение (деление) графиков.

1







1

Отчеты групп по результатам работы

Знать: методы геометрических преобразований для построения графиков

у=f(х)+g(x), у=f(х)-g(x) у=f(х)g(x) у=f(х)/g(x)

Уметь: применять эти методы для построения графиков

5

Построение графиков с применением геометрических преобразований.

1




1




тест

Знать: все методы геометрических преобразований для построения графиков

Уметь: применять эти методы для построения графиков различных функций.

6

Построение графиков, содержащих модули на основе геометрических преобразований функций


1







1

Отчеты групп по результатам работы

Уметь: уметь строить графики функций и уравнений у =│f(х)│, у = f(│х│),

у =│ f(│х│)│,

у =│f(х) +g(х)│,

у = │f(х)│ +│g(х)│ │у│ =f(х),

│у│ =│f(х) │

7

Графики с модулем

1







1

Контролирующая домашняя работа

Уметь: выполнять преобразования с графиками, содержащими модуль

8

Графики кусочно-заданных функций

1

0,5




0,5

Конспект, работа с раздаточным материалом

Знать: понятие кусочно-заданной функции

Уметь: строить ее график

9

Построение линейного сплайна

1


0,5




0,5

Конспект, работа с раздаточным материалом

Знать: какая функция называется кусочно-линейной, линейным сплайном

Уметь: строить графики линейного сплайна

10

Презентации проектов

1




1




Защита проекта

Уметь: представлять результаты своей работы

11

Итоговое тестирование

1







1

Тестирование, анкетирование







Итого

11

1,5

2

7,5








Содержание

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний. Программа содержит 2 блока, связанные единой идеей.

Первый блок «Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований» расширяет и углубляет представления о методах построения графиков функций: сложение и вычитание, умножение и деление, сдвиги, симметрия, растяжение и сжатие. Используя данный метод, обучающиеся смогут быстро выполнять построения графиков функций, которые будут и в дальнейшем изучать в школьной программе. Основной метод – исследовательский (обучение отдельным этапам, обучение исследованию, собственно само исследование). Он предполагает максимум самостоятельности, но и требует больших затрат во времени. По окончании работ обучающиеся должны будут предоставить свои результаты на обсуждение. Занятие в форме практической работ проходят с выполнением обучающих самостоятельных работ, обучением в парах и группах. В план первого занятия включен исторический материал об использовании графического способа задания функции в математике и о роли Декарта в установлении связи между геометрией и алгеброй, о применении графиков на практике (самопишущие приборы, электротехника).

Второй блок «Построение графиков функций и уравнений с модулем» углубляет базовые знания обучающихся по данной теме. Ученики приобретают навыки построения графиков с модулем с использованием геометрических преобразований и по определению модуля, построения кусочно-заданных функций. На одном из занятий в ходе выполнения обучающей работы учащиеся приобретают навыки выполнения рисунков с помощью графиков и получают задание - выполнить проект. Методы: объяснительно-иллюстрационный, исследовательский, частично-поисковый. Основные формы деятельности обучающихся – парная и коллективная. На одном из занятий дается контролирующая домашняя работа с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок. Последние два занятия посвящены определению успешности усвоения всего материала курса: итоговое тестирование (с анализом ошибок) и защита проектов. На каждом занятие проводится рефлексия психологическая и интеллектуальная. Она поможет ученикам самим разобраться со своим внутренним «я», проанализировать свою деятельность на занятии и откорректировать результат.
Литература для учителя:

  1. Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов «Пособие по математике для поступающих в вузы»

  2. М.И. Сканави «Сборник задач для поступающих в вузы»

  3. «Математика, её содержание, методы и значение» под редакцией А.Д. Александрова, А.И. Колмогорова.

  4. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев «Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»

  5. Единый государственный экзамен 2006: учебно-тренировочные материалы.

  6. И.С.Петраков «Математика для любознательных»

  7. А.А Колосов «Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах»

  8. И.Леман «Увлекательная математика»

Литература для учеников:

  1. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов «Задачи по алгебре и началам анализа»

  2. Л.И. Звавич и др. «Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе»