Главная страница


Урок русский язык и литературное чтение правописание безударных гласных в корне слова



Скачать 54.43 Kb.
НазваниеУрок русский язык и литературное чтение правописание безударных гласных в корне слова
Дата21.02.2016
Размер54.43 Kb.
ТипУрок

Рожнова Л. И.



Интегрированный урок

русский язык и литературное чтение
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

с использованием текста сказки

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова.

Задачи:

  • закрепить умение применять правила написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;

  • закрепить умение «видеть» орфограмму;

  • развивать навык чтения;

  • развивать внимание, память;

  • развивать грамотную речь;

  • развивать навыки каллиграфического письма;

  • воспитывать любовь к русскому языку и литературному чтению.




  1. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

  2. -Что изображено на слайде? (Часы) Слайд №3

-Что в них необычного? (Циферблат с названиями 12 месяцев).

- Какая сказка сегодня поможет нам работать на уроке? («Двенадцать месяцев»). Слайд №4

-Кто автор? (С.Я. Маршак) Слайд №5

- С чем необычным вы встретились в начале сказки? (Звери

разговаривают…)

- Значит, какая это сказка? (Волшебная)

- Сколько времени показывают часы? (Январь почти наступил) Слайд №6

- Какое сегодня число? (24 декабря)

  1. - Сколько дней осталось до января? (7 дней)

- Прежде, чем записать число, проговорим по слогам орфографически.

- Какая орфограмма в слове декабря? (Проверяемый гласный в корне слова. Проверочное слово декабрь).

  1. - Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Безударные проверяемые гласные в корне слова). Слайд №7. Запишите тему урока.

  2. Чистописание. Слайд №8

- Прочитайте предложение. Определите букву, которую мы будем писать

на минутке чистописания: она чаще других встречается в словах этого

предложения и обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость

согласного. Какая это буква?

Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами,

покрывает деревья пушистыми шапками. (Это буква е)

- Что вы знаете об этой букве? (Может обозначать два звука, в

безударном положении нужно проверять)

  1. Актуализация знаний.

-Какие орфограммы встретились в этом предложении? (ЖИ пиши с и, парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением и непроверяемые). Почему ставится запятая? (Однородные члены предложения – сказуемые).

-Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

- Сделайте фонетический разбор слова деревья.

  1. Упражнения в написании слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

- Возьмите карточку № 1. Прочитайте отрывок из сказки.

- Кому принадлежат эти слова? Кому они адресованы? (маленькая королева своему учителю)

- Проверим ваши догадки. Слайд №9

-Скажите, какое правило будете использовать, чтобы не ошибиться при написании всех слов в предложении?

-Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите устно проверочные слова.

«Травка з.л.неет, солнышко бл.стит, а в наших кор.левских л.сах

распускаются в.сенние цв.ты. Посему всемилостивейше пов.леваем доставить к Новому году во дв.рец полную корзину подснежников.

- Найдите имена прилагательные. Сделайте разбор по составу слов (королевских, весенние, новому, полную)

Фронтальная проверка. Разбор у доски _____________________.


  1. Гимнастика для глаз. Слайд №10

Упражнение №2.

- Найдите отрывок № 1. Прочитайте. Найдите слова с орфограммой №1.
«Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски..."…"Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании».

Переверните текст, возьмите карточку №2. Выберите правильный ответ.

- Проверим. Слайд №11. Взаимопроверка.

Упражнение №3

- Найдите отрывок № 2. Прочитайте.

Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески

перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается

небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер.

Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать:

трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще

юноши. Молодые сидят у самого огня, старики - поодаль. На двух стариках

белые длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем - белая шуба с черными

полосами и на шапке черная опушка. Один из пожи­лых - в золотисто красной,

другой - в ржаво-коричневой, третий - в бурой одежде. Остальные шестеро -

в зеленых, разного оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из

юношей поверх зеленого кафтана шубка внакидку, у другого - шубка на одном

плече. Падчерица останавливается между двух елок и, не решаясь выйти на

поляну, прислушивается к тому, о чем говорят двенадцать братьев, сидящих у

костра. Слайд №12.

- Какой это текст? (Текст – описание). Узнали ли вы, кто сидел у костра? (в белой шубе январь, в белой шубе с черными полосами – декабрь). Озаглавьте отрывок.


- Прочитайте словосочетания. Слайд №13

трое молодых

становится светлее

падчерица останавливается

красноватые отблески

- Кто нашел ошибку? (Третья запись не является словосочетанием. Это простое, нераспространенное предложение.) Ошибка стирается с доски.

-Запомните словосочетания. Убирается вторая часть. Слайд №14

- Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания.

  1. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

А деревья выше, выше.

- Назовите слова из физминутки, в которых есть орфограмма №1? (Лицо, закачалось, деревцо, деревья)

  1. Закрепление.

- Прочитайте отрывок. Озаглавьте. Слайд №15.

В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается

молоденькой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые

цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.

- Что же ты стоишь? Торопись. Нам с тобой всего один часок братья мои

подарили.

- Да как же все это случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим по­верить не смею.

- Верь - не верь, а беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.

- О каких приметах весны говорится в отрывке?

- Найдите предложение, которое соответствует схеме. Слайд №16.

Проверим. Слайд №17.

емля покрывается молоденькой травкой).

-Есть ли здесь слова с безударной проверяемой гласной в корне?


  1. Мини-контроль. Работа по карточкам. Взаимопроверка.



Проверочное слово

Проверяемое слово

криво

кривые

мех

меховая

диво

удивление

мёл

метёт

зелень

зелёное


- Взаимопроверка. Слайд №18

  1. Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали?

- Как проверит безударный гласный в корне?


  1. Рефлексия. Слайд №19)

Г
Закончите предложение.
- Сегодня на уроке мне было …

- Сегодня я ...