Главная страница

Программа по факультативному курсу «Вокруг тебя мир»



Скачать 79.31 Kb.
НазваниеПрограмма по факультативному курсу «Вокруг тебя мир»
Дата25.08.2016
Размер79.31 Kb.
ТипПрограмма

Факультативный курс по литературе для 7 класса по книге «Вокруг тебя – Мир…»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по факультативному курсу «Вокруг тебя - мир» по литературе для 7 класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены обязательным минимумом основного общего образования.

Программный материал курса «Вокруг тебя мир» для 7 класса подобран авторами таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.

Особенностью программы для 7 класса является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблема, связанная с теми людьми, которые не участвуют в вооруженных конфликтах и, тем не менее, могут стать его жертвой. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о последствиях вооруженного конфликта для мирных людей, дают возможность узнать, какую защиту предоставляет международное гуманитарное право гражданскому населению, и дадут возможность грамотно, с гуманистической точки зрения, оценивать то, что происходит вокруг нас, в окружающем мире.

Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др.– М.:ООО «Гендальф», 2000г. – 96 с.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной центрической программы «Вокруг тебя – мир» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Особенностью данного факультативного курса является то, что предложенные авторами произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Цель данного курса:

дать возможность уч-ся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права и оценивать события в мире с гуманистической точки зрения

Задачи данного курса:

  • обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях

  • обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

  • Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

  • Расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Введение. От авторов.

1

О тех, кто не участвует

6

Эхо войны

6

Самые уязвимые

2

Под знаком красного креста

7

По принципу гуманности

6

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса.

2

Творческая работа по созданию проекта сборника творческих работ уч-ся «Мир вокруг нас. Мы в этом мире»

4

Всего

34

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение. От авторов. (1ч.)

Авторы о программе «Вокруг тебя – мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир».

О тех, кто не участвует. (6ч.)

  • Всеволод Гаршин. Рассказ «Сигнал». (3ч.)

Главные герои рассказа и их поступки. Исследование поступков героев. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

  • Валентин Катаев. Рассказ «На даче». (3ч.)

Военная тематика рассказа. Работа над эпизодами. Изучение военной лексики.

Эхо войны. (6ч.)

  • Борис Екимов. Рассказ «Ночь исцеления». (3ч.)

Тема произведения. Проблемы, поднятые в рассказе. Лексическая работа. Творческая работа «Связь названия раздела с проблематикой рассказа».

  • Виктор Конецкий. Рассказ «Тамара» (3ч.)

Тема рассказа – жизнь и смерть. Работа над ролью монолога в художественном произведении. Мирное население в ситуации вооруженного конфликта.

Самые уязвимые. (2ч.)

  • Михаил Шолохов «Судьба человека» (фрагмент рассказа)

Дети и взрослые на дорогах войны и в послевоенное время. Маленький герой на большой войне. Роль образа Ванюшки в рассказе. Словарная работа с разговорной и диалектной лексикой.

Под знаком Красного Креста. (7ч.)

  • Михаил Булгаков. Рассказ «Стальное горло». (3ч.)

Образ рассказчика. Смысл названия рассказа. Историческая основа рассказа. Лексическая работа с медицинской терминологией.

  • Иван Тургенев. Миниатюра «Памяти Ю.П.Вревской». (1ч.) Ю.П.Вревская - сестра милосердия. Жизненный выбор Юлии Вревской – спасение жизни, облегчение страданий раненых.

  • Сергей Сергеев-Ценский. Рассказ «Первая русская сестра». (2ч.)

Главная героиня рассказа – первая русская сестра милосердия. Работа с термином «медицинский персонал».

  • Дополнительный исторический материал. «Об организации медицинской помощи в России». (1ч.)

Знакомство с историей организации помощи раненым в России, начиная с 17 века, кончая сегодняшним временем.

По принципу гуманности. (6ч.)

  • Михаил Пришвин. Рассказ «Голубая стрела». (1ч.)

Рассказчик и война. Организация помощи раненым.

Смысл названия рассказа.

  • Анна Ахматова. Стихотворение «Памяти Вали». (1ч.)

Образ лирического героя в стихотворении. Дети во время войны. Лексический и синтаксический анализ текста.

  • Василий Быков. Рассказ «Крутой берег реки». (2ч.)

Портретная характеристика героя. Изменение этой характеристики в ходе развития действия рассказа. Роль диалога в раскрытии проблематики рассказа. Лексическая работа с разговорной и диалектной лексикой.

  • Евгений Носов. Рассказ «Белый Гусь». (2ч.)

Образ рассказчика. Главный герой рассказа – Белый Гусь. Спасение жизни других ценой собственной жизни - главная идея рассказа. Художественное описание главного героя (Белого Гуся) рассказа и грозы. Лексическая работа с художественными изобразительными средствами.

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (2ч.)

Нравственные законы окружающего нас мира. Мирное население во время вооруженных конфликтов. Принципы гуманности и беспристрастности медицинского персонала, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта. Итоговая беседа по этико-правовым проблемам, которые были подняты в изученных произведениях. Проблематика Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Анализ проделанной работы по курсу «Вокруг тебя – мир».

Проектная деятельность. (4ч.)

Создание презентаций по изученным произведениям. «Вокруг нас - мир. Человек в этом мире».

Создание альманаха творческих компьютерных работ с иллюстрациями.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

7 класса

в рамках факультативного курса по литературе

«Вокруг тебя – Мир»

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен

Знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению

  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору)

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия

  • основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца

  • нормы международного гуманитарного права

Уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

  • владеть различными видами пересказа

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии

  • работать со словарными статьями;

  • расширять запас лексики

Титульный лист

Название Факультативный курс по литературе для 7 класса по книге

«Вокруг тебя – Мир…»

Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна

Должность учитель русского языка и литературы

Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл.

Название предмета, класс литература, 7 класс

Список литературы

  1. «Вокруг тебя - мир». Книга для ученика 7 класса/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова и др.– М.:ООО «Гендальф», 2000. – 96 с.

  2. Методические рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя - мир». Книга для учителя. 7 класс/Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, М.:ООО «Гендальф», 2000.

  3. Устав движения Красного Креста и Красного Полумесяца

  4. Толковый словарь С. Ожегова (любой год издания)