|
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по русскому языку 5 класс
Учитель русского языка и литературы
Амосова Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в V классе – 204 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Тематическое планирование по русскому языку
№
| Тема, раздел
| Коли-чество часов
| Контрольные работы
| Развитие
речи
| 1
| Повторение изученного в начальной школе
| 57
|
|
| 2
| Синтаксис и пунктуация
| 36
|
|
| 3
| Текстоведение
| 12
|
|
| 4
| Словообразование
| 14
|
|
| 5
| Лексикология
| 16
|
|
| 6
| Морфология
| 59
|
|
| 7
| Повторение по итогам года
| 10
|
|
|
|
| 204час
|
|
|
Календарно-тематический план
Фонетика
(4 часа + 2 резервных (сочинение))
|
§ 1 Лингвистика – наука о языке (уроки 1-2)
|
2
| § 2 Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки (урок 3)
| 1
| Фонетический разбор слова (урок 4)
| 1
| Комплексный анализ текста № 1
| 2
| Звукопись в художественном тексте (урок 5)
| 1
| § 3 Слог. Ударение (урок 6)
| 1
| Орфоэпия
(5 часов)
| § 4 Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков (урок 7)
| 1
| § 5 Произношение согласных звуков (уроки 8-10)
Повторение и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика» (урок 11)
| 3
1
| Графика
(7 часов)
| Графика как раздел лингвистики. Алфавит (§6) (урок 12)
|
| § 6 Алфавит и его использование (урок 13)
| 2
| § 7 Звуки и буквы (уроки 14-15)
| 2
| § 8 Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я (уроки 16-17)
| 2
| Контрольная работа № 1 (урок 18)
| 1
| Морфемика
(6 часов)
| § 9 Морфема – значимая часть слова (урок 19)
| 1
| Словообразующие морфемы Выразительные возможности словообразующих морфем (урок 20)
| 1
| Морфемная модель слова (урок 21)
| 1
| Корень слова (урок 22)
| 1
| § 10 Чередование гласных и согласных в морфемах (уроки 23-24)
| 2
| Лексикология
(5 часов + 1 час (сочинение))
| Лексикология как раздел лингвистики.
§11 Способы объяснения лексического значения слова (уроки 25-27)
|
3
| § 12 Тематические группы слов (уроки 28-29)
| 2
| Комплесный анализ текста № 2
| 1
| Орфография
(16 часов)
| Орфография как раздел лингвистики.
§ 13 Разделы русской орфографии (урок 31)
|
1
| Правописание морфем (урок 32)
| 1
| Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ (урок 33)
| 1
| § 14 Правописание корней (уроки 34-37)
| 4
| § 15 Правописание окончаний (уроки 38-40)
| 3
| § 16 Правописание слов с ь и ъ (уроки 41-43)
| 3
| § 17 Слитные, дефисные и раздельные написания (урок 44)
| 1
| Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография»
| 1
| Контрольная работа № 2 ( по разделу «Орфография») (урок 45)
| 1
| Морфология
(4 часа)
| Морфология как раздел лингвистики.
§ 18 Части речи в русском языке (уроки 46-48)
|
3
|
§ 19 Образование форм слова с помощью окончания (уроки 49)
|
1
| Культура речи
(5 часов)
| § 20 Соблюдение норм современного русского литературного языка (урок 50-52)
| 3
|
| § 21 Употребление в речи этикетных слов Понятие о речевой ситуации (уроки 53-54).
| 2
|
Синтаксис
и пунктуация
(36 часов)
Текстоведение
(12 часов )
| II четверть Синтаксис как раздел лингвистики.
§ 22 Словосочетание как единица синтаксиса (уроки 55-56)
Комплексный анализ текста № 3
§ 23 Предложение как единица синтаксиса (уроки 58-59)
§ 24 Главные члены предложения (уроки 60-61)
Второстепенные члены предложения (уроки 62-64)
Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351)(урок 65)
§ 25 Виды предложений по цели высказывания (уроки 66-67)
§ 26 Виды предложений по эмоциональной окраске
(урок 68)
§ 27 Виды предложений по наличию второстепенных членов (урок 69)
§ 28 Виды предложений по количеству грамматических основ (уроки 70-71)
§ 29 Простое осложненное предложение
• Предложения с однородными членами (уроки 72-73)
• Предложения с обращениями (уроки 74-75)
• Предложения с вводными словами (урок 76)
• Предложения со сравнительными оборотами (урок 77)
§ 30 Предложения с прямой речью (уроки 78-79)
Диктант «Проверяю себя»
Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис»
Контрольная работа № 3. Зачёт по разделу «Синтаксис»
Понятие о пунктуации
§ 31 Зачем нужны знаки препинания (урок 80)
§ 32 Основные разделы пунктуации
• Знаки препинания в конце предложения (урок 81)
• Знаки препинания внутри простого предложения (урок 82)
• Знаки препинания между частями сложного предложения (урок 83)
• Знаки препинания в предложениях с прямой речью (урок 84)
Контрольная работа № 4 (по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация») (урок 85)
§ 33 Понятие о тексте (уроки 86-87. Основные признаки текста.
Обобщение по теме.
§ 34 Типы речи
• Повествование (урок 88)
• Описание (урок 89)
Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» (урок 90)
• Рассуждение (урок 91)
Типы речи. Обобщение (урок 92)
§ 35 План текста (урок 93)
Изложение теста с использованием разных типов речи (урок 94)
§ 36 Основные нормы построения текста (урок 95)
Обобщение по разделу «Текстоведение». (урок 96)
|
2
1 2
2
3
1
2
1 1 2
2
2
1
2
2
1
1
1 1
1
1
1
1 1 1 2 1 1
1 1 1
1
1
1 1
1
|
Словообра-зование
(14 часов)
Лексикология
(16 часов)
Морфология
(59 часов)
Имя существи-тельное
(16 часов)
Имя прилага-тельное
(14 часов)
| III четверть § 37 Основные способы образования слов в русском языке (урок 97)
Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка (урок 98)
§ 38 Правописание букв а-о в корнях с чередованием (урок 99)
§ 39 Буквы о-ё после шипящих в корнях слов (урок 100)
Комплексный анализ текста № 4
§ 40 Словообразование имён существительных (урок 102)
§ 41 Словообразование имён прилагательных (урок 103)
§ 42 Словообразование глаголов. Изложение (урок 104)
§ 43 Правописание приставок (уроки 105-106)
§ 44 Образование слова и его морфемное строение
(уроки 107-108)
Контрольная работа 5 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»)
Комплесный анализ текста
№5
Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы
§ 45 Слова однозначные и многозначные (урок 109)
Переносное значение слова (урок 110)
Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор (урок 111)
§ 46 Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей. Синонимы. Антонимы. Омонимы (уроки 112-113)
Комплекснй анализ текста
№ 6
§ 47 Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. Исконно русские и заимствованные слова (уроки 115-116)
§ 48 Написание букв ы-и после ц (урок 117)
§ 49 Лексика ограниченного употребления (уроки 118-119)
§ 50 Устаревшие слова (уроки 120-121)
§ 51 Фразеология (урок 122)
Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология»
Контрольная работа № 7 (по разделу «Лексикология и фразеология») (урок 123)
Морфология как раздел лингвистики
§ 52 Слово как часть речи (уроки 124-125)
§ 53 Общее значение имени существительного и его употребление в речи (урок 126)
§ 54 Правописание суффиксов –чик-, -щик- (урок 127)
§ 55 Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) (урок 128)
§ 56 Постоянные морфологические признаки имён существительных
Собственные и нарицательные имена существительные (урок 129)
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (урок 130)
Род имён существительных (урок 131)
Склонение имён существительных (урок 132)
§ 57 Слитное и раздельное написание не с именами существительными (урок 133)
§ 58 Непостоянные морфологические признаки имён существительных (урок 134)
§ 59 Безударные окончания –е и –и в именах существительных (урок 135)
Синтаксическая роль имён существительных
§ 60 Имя существительное как член предложения (уроки 136-137)
§ 61 Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи (уроки 138-139)
Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» (урок 140)
Контрольная работа № 8 ( по теме «Имя существительное») (урок 141)
§ 62 Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи (уроки 142-143)
Роль прилагательных в научном и художественном описании
Подготовка к комплексный анализ текста
№ 7
Морфологические признаки имени прилагательного
Постоянные морфологические признаки прилагательного
§ 63 Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные (уроки 145-146)
§ 64 Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного
Степени сравнения прилагательных (урок 147)
Полные и краткие имена прилагательные (уроки 148-149)
Склонение имён прилагательных (урок 150)
§ 65 Правописание безударных окончаний имён прилагательных (урок 151)
§ 66 Имя прилагательное как член предложения (урок 152)
§ 67 Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи (уроки 153-154)
Контрольная работа № 9 ( по теме «Имя прилагательное») (урок 155)
Анализ к. р. (урок 156)
|
1 1 1
1
1 1
1
1
2
2 1
1 1 1 1 1 2 1 2
1
2
2
1
1 1 1
2
1 1
1
1 1 1
1
1 1 1
2 2 1 1 2 1
1
2
1
2
1
1 1
2 1 1
|
Глагол
(28 часов)
Повторение по итогам года
(10 часов)
| IV четверть § 68 Общее значение глагола и его употребление в речи (уроки 157-158)
§ 69 Инфинитив (уроки 159-160)
§ 70 Постоянные морфологические признаки глагола (уроки 161-164)
§ 71 Правописание корней с чередующимися гласными е-и (урок 165)
§ 72 Изменение глаголов по наклонениям (урок 166)
§ 73 Условное наклонение (урок 167)
§ 74 Повелительное наклонение (уроки 168-169)
§ 75 Изъявительное наклонение (уроки 170-173)
Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» (урок 174)
Контрольная работа № 10 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола») (урок 175)
§ 76 Безличные глаголы (урок 176)
Изложение текста-повествования (урок 177)
§ 77 Глагол как член предложения (урок 178)
§ 78 Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи (урок 179-180)
Повторение по теме «Глагол» (уроки 181-182)
Контрольная работа №11 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол») (урок 183)
Повторение. Предмет изучения лингвистики (урок 184),
Повторение. Разделы лингвистики (урок 185)
Повторение. Правописание морфем (урок 186)
Повторение по итогам года. Слово – дело великое (урок 187)
Повторение по итогам года. Орфограммы глагола (урок 188)
Повторение по итогам года. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения. Прямая речь (урок 189)
Повторение по итогам года. Пунктуационный анализ (урок 190)
Повторение по итогам года. Языковой анализ текста (уроки 191-192)
Повторение по итогам года. Основные признаки текста (урок 193)
Контрольная работа 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года) (урок 194)
Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов
Учебного года
|
2 2
4 1 1
1
3
4
1 1 1
1
1
2 2
1
1
1
1
1 1
1
1 1 1
1
| Итого
|
|
|
Содержание тем учебного курса ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-11-го классов. Под редакцией С. И. Львовой
Компоненты УМК:
Программа
Учебник. 5, 6, 7, 8, 9, 10-11 классы
Рекомендации к учебнику русского языка. 5, 6, 7
Рабочая тетрадь "Проверь себя" 5, 6, 7 классы
Самоучитель. Русская орфография
Самоучитель по орфографии и пунктуации
Краткий орфографический словарь школьника
Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9, 10-11 классы
Пособие "Уроки русского языка в 5" , 6, 7 классах
Контрольные и проверочные работы. 5, 6 классы
Рабочая тетрадь 5 класс |
|
|