Главная страница

«Задачи с величинами цена, количество, стоимость»



Скачать 75.56 Kb.
Название«Задачи с величинами цена, количество, стоимость»
Дата24.02.2016
Размер75.56 Kb.
ТипУрок



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района


Тема: «Задачи с величинами

цена, количество, стоимость»

Урок математики во 2 классе

по УМК «Гармония»

Разработала

учитель начальных классов

Спиридонова Валентина Федоровна

г. Тарко – Сале

2011 – 2012 уч.год

Урок математики 2 класс.

Тема: «Задачи с величинами цена, количество, стоимость» (по сюжету сказки К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха»).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с терминами «цена», «количество», «стоимость» и с решением задач на нахождение стоимости по известным цене и количеству.

  2. Продолжить развитие умений находить произведение, опираясь на знание смысла действия умножения и переместительного свойства умножения.

  3. Развивать вычислительные навыки в пределах 100 (устные приёмы)

  4. Развивать навыки самооценки и самоконтроля.

  5. Воспитывать: интерес к урокам математики; чувство сопереживания, умение прийти на помощь товарищу, нуждающимся в помощи; чувство коллективизма.


Оборудование: портрет К.И.Чуковского, книга сказок К.И.Чуковского, рисунки Мухи – Цокотухи, самовара, чашек, банок с вареньем, чая, кренделей, конфет, плакат «В царстве паука» с примерами; карточки: «цена», «количество», «стоимость», «рынок», «базар»; индивидуальные дощечки (2 штуки), фишки для оценивая работы ( жёлтые и красные), карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Тема и цель урока.

- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете шараду:

Первое – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом (задача)

- Мы, действительно, на уроке будем решать задачи. Конечно не оставим без внимания примеры и другие виды работ.

Урок у нас сегодня не совсем обычный. В гости к нам пришёл замечательный писатель, сказочник К.И.Чуковский.

Одна, хорошо знакомая вам сказка, поможет нам провести урок математики.

Кому-то сказки надоели,

А кто-то сказками пленён,

И самый лучший наш урок

Начнём с знакомых нами строк.

-Название сказки нам станет известно, если мы правильно выполним задания первого этапа.

- Запишите число:16 апреля; классная работа.

- Что можете рассказать о сегодняшнем числе?

(Это двузначное число, записано с помощью 2 цифр:1 и 6, содержит 1 дес. и 6 ед., всего 16 ед., предыдущее число 15, последующее 17)

3. Устный счёт.

1) состав числа 16 из 2 однозначных чисел.

2) заменить число 16 суммой одинаковых слагаемых

Запись открывается на доске после ответов детей:

2+2+2+2+2+2+2+2

4+4+4+4

8+8

3) заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Дети записывают на доске:

8∙2=16

2∙8=16

4∙4=16

- Что такое умножение?

- Как называются числа при умножении?

- Что показывает 1 множитель?

- Что показывает 2 множитель?

4) заменить сумму произведением.

8+8+8

2+2+2

4+4+4+4

5+5

- Расположите карточки с ответами в порядке возрастания

Карточки: 24, 6, 16,10

На обратной стороне: А, М, Х, У

Получается слово: МУХА На доску вывешиваем картинку «Муха – Цокотуха».

- Как называется сказка? («Муха – Цокотуха»)

Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

- Какую денежку мы узнаем, если решим примеры на карточке №1. На ней два варианта заданий, второй вариант сложнее первого. Подумайте, какой вариант вам по силам и решите его. Задание выполняем на карточке. (Проверка усвоения изученного материала: замена суммы одинаковых слагаемых произведением).


Карточка №1.

1 в.

><=

4∙2*2+2+2+2

3∙3*3+3+3

2∙5*2+2+2+2


2 в.

Замени сложение умножением и сосчитай.

2+2+2+2+2=

3+3+3=

4+4+4+4=

5+5+5+5+5

20+20=





Проверка (результаты на доске).

Дети самостоятельно проверяют примеры. Тот, кто решил верно оба варианта берут две красных фишки, один вариант – одну красную фишку, кто допустил одну ошибку – жёлтую фишку.

- А теперь сложите ответы второго варианта и узнайте, какую денежку нашла Муха.

10+9+16+25+40=100 рублей

Показываем денежку в 100 руб.

- Сколько копеек в 1 рубле?
4.Новая тема. Задачи (цена, количество, стоимость).

Пошла муха на базар

И купила самовар.

1). Физкультминутка.

И мы последуем за Мухой, да и разомнёмся заодно.

Муха шла, шла, шла.

Муха денежку нашла,

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Открывается доска.

2)


- Кто бывал на базаре, объясните значение этого слова.

( Базар – торг на площади, происходящий по определённым дням недели. Сама площадь также называют базар.)

- Какое слово мы сейчас употребляем чаще вместо слова базар, близкое по значению?

( Рынок. Это тоже место торговли продуктами, товарами под открытым небом в торговых рядах. Но современные рынки могут быть и закрытыми).

- Что делают на базаре?

( Покупают за деньги товар)

- Иначе, можно сказать, что на базаре мы вынуждены решать задачи про покупки. Давайте поможем нашей Мухе. Что продаётся на нашем рынке? (все эти предметы можно назвать одним словом – товар).

- Что написано под каждым предметом? ( Это его цена, т.е. сколько стоит 1 предмет).

На доску вывешивается карточку: ЦЕНА

- Назовите цену самовара, чашки,….

- Муха купила 3 чашки, что означает число3?

(Сколько чашек купила Муха. Иначе это число чашек, или количество)

На доску вывешиваем карточку: КОЛИЧЕСТВО.

- Ещё раз назовите цену чашки (5рублей).

- Количество чашек (3 чашки)

Постепенно на доске заполняется таблица:

ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО

5 р. 3 ч.

- Сколько рублей заплатит муха за 3 чашки?

- Как узнали? (5∙3 =15(р.))

- 15 рублей это стоимость чашек, т.е. 15 рублей стоят 3 чашки.

Таблица дополняется карточкой: СТОИМОСТЬ и 15р.

Под таблицей запишем решение задачи:

5∙3=15(р.)

- Что обозначает 1 множитель в выражении? (Цену).

- …2 множитель? (Количество).

-…произведение? (Стоимость).

3) Работа над задачей.

- Поможем Мухе совершить другие покупки. Помните, Муха пригласила много гостей, значит, нужны угощения. Составим задачи по рисунку о том, что ещё могла купить муха на стол для гостей.

Задача. Муха купила 6 кренделей по 2 рубля каждый. Сколько денег заплатила Муха за покупку?

- Повторите условие задачи, вопрос.

- Что обозначает число 6? 2?

Ученик у доски заполняет таблицу, на партах детей такие же таблицы, в которых они и работают.

ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ РЕШЕНИЕ

- Повторите вопрос задачи.

- Сможем ли мы сразу на него ответить?

- Какая задача? (простая)

- Каким действием решим задачу?( умножением)

- Почему? (одинаковые слагаемые)

- Запишите решение

2∙6=12(р.)

- А можно ли 6 умножить на 2? ( Нет, это можно делать только в примерах при вычислениях, но не в задаче).

Следующую задачу про покупки дети пробуют составить самостоятельно и заполняют таблицу, после чего идёт проверка и оценивание своей работы фишками. (1 правильно решённая задача – 1 красная фишка, допустили ошибку – жёлтую))

На доске:

ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ РЕШЕНИЕ

Варенье 10р. 4 ? 10 ∙ 4=30(р.)

Конфеты 1р. 7 ? 1∙ 7=7(р.)

Чай 7р. 5 ? 7∙ 5=35 (р.)



  1. Физминутка «Изобрази муху».

Вращения головой в разные стороны, разминка «лапок» (вращение кистей рук, локтей, рук), наклоны туловища –кланяется гостям, покачивания, приседания.

  1. Решение задач. (Отработка вычислительных навыков).

- А вот ещё несколько задач, рассказанные гостями. Вы записываете в тетради только решение.

1) Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые,

В них застёжки золотые.

На каждом сапожке по 17 застёжек.

Сколько всего застёжек на сапожках? (рисунок сапожек)

17=17=34(з.)

2) В одной баночке 5о г мёда, а в другой25г. сколько мёда в двух баночках?

50+25=75(г)

3) На сколько в одной баночке мёда больше, чем в другой?

50-25=25(г)

4) Гусеница съела 37 конфет, а клоп на 14 конфет больше. Сколько конфет съел клоп?

37 +14=51(к.)

Взаимопроверка.

Оценивание.


  1. Проверка умения решать примеры с проверкой, используя устные приёмы вычисления.

- Вспоминаем сказку дальше.

Вдруг какой-то старичок –

Паучок,

Нашу муху в уголок –

поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

- Кто в сказке справился с пауком и освободил муху? (Комарик).

А в нашей сказке Муху должны спасти вы. Нужно правильно решить примеры с проверкой, и тогда сети паука порвутся.

С.р.


- Проверьте свою работу по карточке – образцу, исправьте ошибки.

- Оцените свою работу: красная фишка – без ошибок,

жёлтая – допустил ошибки.
Дополнительное задание.

Посчитать на рисунке ■ ▲ █



9.Итог урока.

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!
А танцевать сегодня больше всех будет тот, кто получит сегодня хорошие и отличные оценки. Прежде чем мы это узнаем. Скажите ещё раз:

- что такое ЦЕНА?

- …КОЛИЧЕСТВО?

- …СТОИМОСТЬ?

- что нужно сделать, чтобы найти стоимость?

А теперь встаньте те, кто набрал 4 или 5 красных фишек? ОЦЕНКА 5

3 красных фишки? ОЦЕНКА 4.

10. Д.з

За вашу хорошую работу Муха приготовила подарки, вот такие самовары. Дома вы решите примеры и раскрасите самовары, для проверки положите в тетрадь.

( Вручаются каждому рисунки с самоварами)

Если останется время, можно поговорить о цене слова. дружбы, жизни, наших поступков.

Если цену наших хороших дел помножить на их количество, мы узнаем, стоит ли наша жизнь чего, или ничего не стоит, т.е. прожита зря.

.