Главная страница


Программа для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная к школе группа «Академики»



НазваниеПрограмма для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная к школе группа «Академики»
страница2/9
Дата04.08.2016
Размер1.07 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564;


  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным – образовательным программам дошкольного образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038;

  • Закон «Об образовании в Ямало – Ненецком автономном округе». Принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 июня 2013 г. №55.

  • «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию»

  • Методическими рекомендациями по использованию примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования в образовательной организации (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

    Рабочая программа обеспечивает развитие личности, разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования (далее - образовательные области):

    • социально-коммуникативное развитие;

    • познавательное развитие;

    • речевое развитие;

    • художественно-эстетическое развитие;

    • физическое развитие.

    1.2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

    Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

    В основу программы положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В основу реализации комплексно-тематического принципа положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

    • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

      • «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

      • поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

      • технологичность работы педагогов по реализации Программы;

      • национально – культурные и климатические особенности образовательного процесса:

    • местные региональные особенности, где специфика контингента детей - 90% - коренные малочисленные народы Севера;

    • воспитание и обучение в среде с национальным колоритом;

    • изучение родного языка.

    Рабочая программа предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа «Академики») и рассчитана на 37 недель, что соответствует «Образовательной программе дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа детский сад с. Катравож имени героя Советского Союза А.М.Зверева для детей от 2 до 7 лет», утверждена педагогическим советом № 288-01-од от 02 сентября 2015 года.

    В рабочей программе определены виды образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

    Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ «1155 от 17 октября 2013г».

    Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

    Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:

    • Социально - коммуникативное развитие (направления – Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; Формирование основ безопасности);

    • Познавательное развитие (направления – Развитие познавательно-исследовательской деятельности; Приобщение к социокультурным ценностям; Формирование элементарных математических представлений; Ознакомление с миром природы)

    • Речевое развитие (направления - Развитие речи, Художественная литература);

    • Художественно-эстетическое развитие (направления - Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкально-художественная деятельность);

    • Физическое развитие (направления – Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; Физическая культура).

    Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием образовательных областей.

    Приоритетное направление деятельности - познавательное развитие детей и наряду с базовым экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента образования. Приоритет познавательного развития предполагает воспитание и развитие ребенка в рамках национальной культуры. Работа в этом направлении позволит получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

    1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.

    Содержание Рабочей программы соответствует основным положениям и принципам возрастной психологии и дошкольной педагогики:

    • развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства;

    • позиции гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств; отсутствуют жесткая регламентация

    знаний детей и предметный центризм в обучении;

    • опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.);

    • основывается на дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей;

    • комплексный подход - представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы;

    • принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как

    процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);

    • главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская);

    • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

    • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

    • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

    • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

    1.4. Цели и задачи реализации Рабочей программы.

    Цель – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства требований к условиям реализации Программы, её структуре и результатам освоения .Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

    Задачи:

    Обязательная часть Программы

    1. Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в деятельности детского сада.

    2. Развитие личности, мотивации и компетентностей детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательных областях.

    3. Реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией программы дошкольного образования «От рождения до школы»,современной научной «Концепции дошкольного воспитания».

    4.Обеспечение доступности и качества дошкольного образования с учетом этнокультурного компонента воспитания и развития.

    Часть, формируемая участниками образовательных отношений

    1. Организация комфортных условий для воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера, развитие и привлечение интереса детей дошкольного возраста к традиционной культуре, родному языку.

    2. Формирование потребности к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера.

    3. Формирование у детей полноценной личностной самореализации, стимулов для активной творческой деятельности детей дошкольного возраста с учетом национальных ценностей и традиций.
    1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

    Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

    сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

    • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

    • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

    • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

    • Проявляет ответственность за начатое дело.

    • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

    • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

    • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

    • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

    • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

    • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

    Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития (Приложение №2). Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

    Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей.
    II.Содержательный раздел

    2.1 Содержание образования по пяти образовательным областям.

    Содержание воспитательно-образовательного процесса выстроено в соответствии «Образовательной программы дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа детский сад с. Катравож для детей в возрасте от 2 до 7 лет», П Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

    Объем образовательной нагрузки соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Начало непосредственной образовательной деятельности  в 1-й половине дня с 9.10, а во второй половине дня с 15.30.

    Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие образовательные области - определенные направления развития и образования детей.

    Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

    Рабочая программа детского сада - это модель образовательного процесса, обеспечивает преемственность и непрерывность процесса образования, включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности, взаимосвязи планируемых образовательных областей с учетом возрастных психофизиологических возможностей детей. Рабочая программа является частью образовательной, воспитательной системы, включает в себя парциальные программы, взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса по направлениям, учитывает особенности учреждения и окружающего социума.

    • Основная часть программы, обеспечивает базовый объем знаний, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Календарно - тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (Приложение №1). В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников. Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности.

    • Вариативная часть программы, обеспечивает реализацию национально-регионального компонента и дополнительного образования, обеспечивающего реализацию творческих способностей каждого ребенка. Система кружковой работы позволяет ребенку выбрать себе занятие по интересам.

    Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

    • патриотизм;

    • активная жизненная позиция;

    • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

    • уважение к традиционным ценностям.
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9