Главная страница


Образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)



Скачать 192.84 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)
Дата08.03.2016
Размер192.84 Kb.
ТипОбразовательный стандарт

Приложение 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.

Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:

  • осознание значения математики в повседневной жизни человека;

  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

https://минобрнауки.рф/документы/336


«С поля за карандашом и бумагой не побежишь»

Изучение точных наук в сельской школе С.А. Рачинского

… В школе Рачинского решали арифметические задачи на устный счет… Арифметические задачи, решаемые в уме, ученики особенно любили. Было заведено так, что сам Рачинский сидел или стоял в сторонке, а тот, кто решит написанную на большой черной доске задачу, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно - по левую. Желая поощрить наиболее смышленых детей, Рачинский оделял пряниками тех, кто быстрее всех шептал ему на ухо правильный ответ. Эти задачи были напечатаны в особой книжке «1001 задача для устного счета».

… Содержание образования в начальной сельской школе Рачинский ограничивает русской грамотой и арифметикой целых чисел. Понимая невозможность усвоения слишком большого объема знаний, он делает упор на образование и приобретение практических навыков и умений.

… При изучении арифметических действий Рачинский рекомендовал обратить внимание на решение письменных и устных задач. Главная цель, имеющая практическое приложение к крестьянскому быту, была – научить детей устному счету. Для сельского населения это умение было незаменимым как в торговле, так и в землемерных работах.

Сергей Александрович издал сборник «1001 задача для умственного счета», который пользовался большой популярностью в России и несколько раз переиздавался.
Нилова Г. Педагогическое наследие С.А. Рачинского и современная сельская школа // Материалы областной научно-практической конференции. – Тверь. - 2003.
… Ученики Рачинского прекрасно знали арифметику. Они легко и быстро решали самые разные задачи. Особенно нравился им устный счет.

Об обучении своих учеников устному счету Сергей Александрович рассказал, в частности, в своей книге «Сельская школа».

«Посторонних посетителей, изредка заглядывающих в мою школу, всего более поражает умственный счет ее учеников. Та быстрота и легкость, с которой они производят в уме умножения и деления, обращаются с мерами квадратными и кубическими, соображают данные сложной задачи, то радостное оживление, с которым они предаются этой умственной гимнастике, наводят на мысль, что в этой школе употребляются особые усовершенствованные приемы для преподавания арифметики, что я обладаю в этом отношении каким то особым искусством или секретом».

Далее Рачинский писал: «Почти всегда у хороших счетчиков оказывается и художественная струнка. Этому обстоятельству, впрочем, особого значения придавать нельзя. Крестьянские дети тем и отличаются от детей высших сословий, что односторон- ние способности встречаются у них весьма редко. Тот из них, который способен к пению, непременно окажется способным и по арифметике, и по русскому языку, — и наоборот, мальчики, умственно слабые, редко имеют какие либо художественные способности и склонности. Эта соразмерность дарований распространяется даже на сферу нравственную и придает этим детям их особенную привлекательность».

Баврин И. И. Сельский учитель С. А. Рачинский и его задачи для умственного счета. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
… Сергей Александрович, составляя свои задачи для устного счёта, стремился совместить в них практику устных вычислений с  необходимостью отыскивать верный путь к решению. Чтобы детям были понятны условия  задач, он неизменно использовал житейские, бытовые ситуации. Ведь вычисление длины, веса, цены и количества труда люди в быту производят достаточно часто. Решая такие задачи, дети не только расширяли свой кругозор, но и прочно усваивали действующие в то время соотношения мер и весов, что создавало отличную базу знаний для дальнейшей жизни.  Максимально короткое и простое для детского понимания условие задачи делало ненужным различные уточнения, отвлекающие от сути.

https://vsdn.ru/authorcolumn/362.htm

10 класс

ТОЧНЫЕ НАУКИ


  1. Для чего могут понадобиться учащимся математические знания в повседневной жизни c точки зрения С.А. Рачинского и согласно ФГОС?




Школа Рачинского С.А.

ФГОС









  1. В чем вы видите сходство и различия между преподаванием математики в школе С.А. Рачинского и в нашей современной школе?

Сходство

Различия










  1. Что должно обеспечить изучение предметной области «Математика» согласно Образовательному стандарту РФ?


Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Изучение предметной области «Русский язык» должно обеспечить:

  1. совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения и письма), обеспечивающих овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

  3. расширение и систематизацию научных знаний о языке; освоение базовых понятий, основных единиц и грамматических категорий языка;

  4. формирование навыков проведения различных видов разбора слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  5. обогащение активного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств;

  6. овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  7. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Изучение предметной области «Литература» должно обеспечить:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  4. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  5. овладение процедурами анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


«Русский язык — необходимое орудие всякого учения, книжного и устного»

Изучение русского языка и литературы в сельской школе

С.А. Рачинского.



… На уроках русского языка школьники при четырехлетнем курсе должны достигнуть следующего:

1) уметь говорить без ошибочных местных оборотов и речений;

2) уметь читать с полным пониманием доступную им по содержанию прозу и стихотворения пушкинского периода;

3) уметь написать при должном внимании без ошибок против русского языка и правописания то, что бывает нужно писать в крестьянском быту: родственное письмо, прошение, условие.

Рачинский С.А. Сельская школа. – М.: Педагогика, 1991.



…Перечень предлагаемой для чтения литературы позволяет судить о том, что этот объем не так уж и мал. К творениям Пушкина и Гоголя он присоединяет из русских «Семейную хронику», «Князя Серебряного», исторические романы Лажечникова, Загоскина. Из всемирной литературы - Гомера, исторические драмы Шекспира, «Потерянный рай» Мильтона.

Он исключает практически весь послепушкинский период. Первая причина этого - обремененный иностранными словами язык и сложный стилистический строй.

Вторая причина - «весь гоголевский период русской литературы остается и останется не доступным русскому народу. Он не более как яркое отражение переходного состояния русского, отчасти европейского общества, отражение таких внутренних процессов его сознания, которые совершались лишь в верхнем его слое, которые не имеют ни общечеловеческого, ни мирового значения».

С особым благоговением и вдохновением Рачинский говорит о произведениях Пушкина, начиная с его сказок и кончая «Борисом Годуновым». «Его творчество, - пишет он, - это всемогущий талисман, сразу раздвигающий вокруг всякого грамотного тесные пределы времени и пространства, в которых до тех пор вращалась его мысль».

Соловьев И. С.А. Рачинский. Татевская школа. – Тверь, 2002.


… В обучении русскому языку С. А. Рачинский использовал «Новую азбуку» и «Книгу для чтения» Л. Н. Толстого, «Родное слово» К. Д. Ушинского, произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, С. Т. Аксакова. Этот факт убедительно свидетельствует о прогрессивных педагогических взглядах С. А. Рачинского. Именно благодаря учебным книгам К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого в школы России вошло новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы. В обучении языку широко практиковалось составление устных рассказов, написание сочинений из личной жизни детей, ведение дневников. В школе Рачинского формировали и навыки столь необходимого в крестьянском быту делового письма.
… Рачинский считал, что в результате правильного преподавания русского языка, сельский школьник должен овладеть умением выражать свои мысли без местных диалектных оборотов; умением читать стихи и прозу пушкинской поры; учащийся должен овладеть умением писать грамотно, без ошибок то, что бывает нужно в крестьянском быту: родственные письма, прошения. Рачинский формировал у воспитанников умение понимать и ценить художественную литературу, прививал хороший литературный вкус, навык к дальнейшей самостоятельной работе. Его ученики с наслаждением читали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Аксакова и многих других авторов.

Нилова Г. Педагогическое наследие С.А. Рачинского и современная сельская школа // Материалы областной научно-практической конференции. – Тверь. - 2003.

10 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

  1. Для чего могут понадобиться учащимся знания русского языка и литературы в повседневной жизни c точки зрения С.А. Рачинского и согласно ФГОС?




Школа Рачинского С.А.

ФГОС










  1. В чем вы видите сходство и различия между преподаванием русского языка и литературы в школе С.А. Рачинского и в нашей современной школе?

Сходство

Различия









  1. Каковы, на ваш взгляд, главные задачи изучения предметных областей «Русский язык» и «Литература» согласно Образовательному стандарту РФ?

Приложение 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Трудовое и профориентационное воспитание должно обеспечить:

  1. формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

  2. овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

  3. развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

  4. приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

  5. сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы;

  6. информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях спроса на различные виды трудовой деятельности;



Основное содержание трудового воспитания обучающихся:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  3. элементарные представления об основных профессиях;

  4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


«Бодрый самостоятельный труд учеников при помощи и под руководством близкого друга учителя, вот картина, которую... должна представлять школа...

Трудовое воспитание в сельской школе С.А. Рачинского

Особо следует сказать о деятельности Сергея Александровича Рачинского по распространению сельских школ, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания начальной школы. В школах Рачинского с 5–6-летним курсом обучения, где имелись средства содержать ремесленные классы, ученики параллельно с обучением традиционным школьным дисциплинам приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи.

Рекомендация С. А. Рачинского повсеместно создавать такие земледельческие школы была сделана на основе собственного опыта. Разведение и районирование новых сортов овощей и фруктов в пришкольном саду и огороде в Татеве, высокая культура огородничества и садоводства способствовали тому, что крестьянские хозяйства по всей округе перенимали школьный опыт.

Соловьев И. С.А. Рачинский. Татевская школа. – Тверь, 2002.
Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и все это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор и пыль, рубили дрова, топили печи, таскали воду, ходили за провизией; только для приготовления обеда была старушка, являвшаяся единственной прислугой в школе и в школьном общежитии, в котором иногда набиралось до пятидесяти человек.

Родовитый барин Рачинский не только поддерживал в школе порядок наравне с учениками, но и принял на себя самую черную обязанность: он очищал с площади перед школьным зданием навоз, которого особенно много бывало после праздников и базарных дней, когда в церковь и село приезжало множество крестьянских подвод. Весь этот сор и навоз шел обыкновенно в школьные цветники и огороды.
От завтрака до девяти часов производились хозяйственные работы: кто носил дрова в комнаты, кто воду, кто поливал цветы, кто убирал школу, кто отправлялся на помещичий двор за съестными припасами.

В субботу и предпраздничные дни уроки оканчивались в двенадцать часов дня. После обеда производилась общая уборка здания школы, а потом ученики шли в баню и, вернувшись, все вместе пили чай.

Нилова Г. Педагогическое наследие С.А. Рачинского и современная сельская школа // Материалы областной научно-практической конференции. – Тверь. - 2003.
Школа, устроенная Рачинским, представляла собой большое деревянное одноэтажное здание с широкой террасой спереди. Небольшая двухэтажная пристройка заключала внизу две комнаты самого Рачинского, а верх отдали ученикам, занимавшимся иконописанием и живописью. Перед зданием трудами учителя и учеников был разбит большой красивый цветник. Стены террасы и столбы, поддерживающие навес, были украшены вьющимися растениями. Цветы наполняли террасу.

Соловьев И. С.А. Рачинский. Татевская школа. – Тверь, 2002.


Школы С.А. Рачинского - учреждения своего времени. Организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьянского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности.

https://ahmerov.com

10 класс

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Для чего могут понадобиться учащимся навыки трудового воспитания в повседневной жизни c точки зрения С.А. Рачинского и согласно ФГОС?




Школа Рачинского С.А.

ФГОС










  1. В чем вы видите сходство и различия между трудовым воспитанием в школе С.А. Рачинского и в нашей современной школе?

Сходство

Различия









  1. Каковы, на ваш взгляд, главные задачи трудового воспитания согласно Образовательному стандарту РФ?

Приложение 4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:

  1. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  2. развитие эстетического вкуса, художественного мышления, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

  3. развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  4. формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.


Изобразительное искусство:

1. формирование основ художественной культуры обучающихся.
развитие визуально-пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
2. освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

3.воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве.

4. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы в синтетических искусствах (театр и кино);

5. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 

6. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Музыка:
1. формирование основ музыкальной культуры обучающихся.

2. потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга.

3. развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также фантазии и творческого воображения.

4. формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

5. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 

6. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

7. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

«Искусство — цветок, прихотливый и нежный. Это таинство, совершающееся только силой любви».

ИСКУССТВО В ШКОЛЕ С.А. РАЧИНСКОГО




В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов.

Музыкой и пением с детьми занимались сам Сергей Александрович и его сестра Варвара Александровна. Имея абсолютный художественный вкус, будучи великолепным знатоком искусства, Рачинский выражал тревогу, что «глохнут и гаснут в народе народная песня, народная сказка»

Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991.





В Татевской школе Рачинскому удалось организовать разнообразную деятельность учащихся. Здесь учили игре на пианино, скрипке, фисгармонии. Музыка заполняла школу вечерами и в дни праздников.

Рачинский много делал для развития и распространения хорового многоголосного пения, ибо «пение – единственная отрасль обучения, в которой успехи могут быть оценены непосредственно даже безграмотными родителями учащихся, возбуждает живой интерес в сельских жителях всех сословий».

Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991.

Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

Учащиеся были включены в сбор песен и сказок Смоленского и Тверского краев. Материалы фольклора широко использовались на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Рачинский знакомил детей с историей и культурой Руси, возрождал угасающие народные ремесла и традиции. Здесь пропагандировались народные игры и хороводы. Автором сценариев детских праздников был сам Сергей Александрович.

Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов-Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник.

На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения. В переднем углу перед иконами теплилась лампада, и все иконы были увешаны чистыми расшитыми полотенцами. Одна из стен, почти совершенно стеклянная, размещала в себе комнатные растения и цветы.
Церковному пению Рачинский придавал огромное значение. "Тому, кто знаком с нашим богослужением - писал он - кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки".

Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991.

10 класс

ИСКУССТВО

  1. Для чего могут понадобиться учащимся навыки, полученные на уроках эстетического цикла в повседневной жизни c точки зрения С.А. Рачинского и согласно ФГОС?




Школа Рачинского С.А.

ФГОС










  1. В чем вы видите сходство и различия между преподаванием эстетических дисциплин в школе С.А. Рачинского и в нашей современной школе?

Сходство

Различия









  1. Каковы, на ваш взгляд, главные задачи изучения предметов эстетического цикла согласно Образовательному стандарту РФ?