|
«Развивающее обучение на уроках математики» Покачевское профессиональное училище ХМАО-Югры
Преподаватель математики и физики С.Н. Каращук «Развивающее обучение на уроках математики»
Работая над проблемой развивающего обучения, я сделала вывод, что обучение и развитие - два независимых друг от друга процесса. «Обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди развития, продвигая его дальше «(Выготский Л. С).
В системе НПО обучение математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания учебного заведения. Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.
В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.
Развивающее обучение- это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть развитие субъекта».
Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. К знаниям нужно идти через интерес, нужно учиться работать, учить поиску, исследованиям. Одним из элементов решающим данные задачи, стимулирующим учащихся к поиску является самостоятельная работа учащихся.
В своей работе я часто использую различные элементы самостоятельной работы учащихся. На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным. При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществлялась обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. Также мною разработаны пособия для учащихся в виде таблиц, опорных конспектов, основных формул и определений, которые собраны в тематические папки, что помогает учащимся в усвоении нового материала.
После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты, исследовательские проекты для выступления на уроке, на общеучиличных мероприятиях по защите проектно - исследовательских работ. Темы выбираются заранее. К этой работе все желающие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в кабинете и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешнее овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.
А также развиваются интеллектуальные компетенции учащихся, такие как:
выделять в информации существенное, главное;
систематизировать материал, выражать его в схеме;
подбирать вступление к собственному ответу, во время ответа делать
сопоставления и выводы;
пользоваться справочной литературой;
строить связный рассказ, подчёркивая логические акценты и переходы;
раскрывать материал в сравнении;
понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;
высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;
самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала
или с сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;
проводить исследование на основании нескольких источников, наблюдений,
экспериментов;
формулировать гипотезу, намечать пути её проверки;
проводить сравнения, сопоставления, делать выводы; классифицировать. И в заключении несколько советов педагогам: • Быть уверенным в силах и способностях каждого. • Заставлять учащихся и себя всё время думать, искать, творить. • Делать учение радостным. • Развивать устойчивый интерес к знаниям. |
|
|