|
Профессиональный стандарт -инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Иванова Л.Ф., начальник отдела Института развития образования Республики Татарстан, к.п.н., доцент
Правовая основа деятельности педагога Квалификационная характеристика (приказ №761н от 26.08.2010г. Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Правовой статус педагогического работника (федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации статьи 47,48,49) Профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ №344н от 18.10.2013г.) Трудовой кодекс РФ Коллективный договор, должностная инструкция, иные локальные акты школы
Применение профессионального стандарта «2. Установить, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года» (приказ Минтруда РФ №344н от 18.10.2013г.)
Обязательные трудовые функции, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования ( детализируется: общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность разделяется по уровням образования. Модуль «Предметное обучение. Математика». Модуль «Предметное обучение. Русский язык». Перечисленные функции уточняются через «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики»
Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия: Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление проф. деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО Участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникативными технологиями Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся ( тестирование и др.методы контроля)
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения: Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять современные психо-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-преподавательская ИКТ-компетентность Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОО
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания: Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной образовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности Основы психодидактики, поликультурного образования Основы методики преподавания, основные принципы деятельного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, ФГОСООО, трудовое законодательство
Общепедагогическая функция. Обучение Другие характеристики
Воспитательная деятельность Трудовые действия: Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Реализация современных, интерактивных форм и методов воспитательной работы Постановка воспитательных целей, способствующихразвитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Проектирование и реализация воспитательных программ Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и т.д.
Воспитательная деятельность Необходимые умения: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Д. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Воспитательная деятельность Необходимые знания: Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы закономерности возрастного развития Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Педагог сегодня - умеет планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). - использует специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. - умеет объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
|
|
|