Главная страница


Профессиональный стандарт -инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире



НазваниеПрофессиональный стандарт -инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Дата11.02.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


Профессиональный стандарт -инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире

  • Иванова Л.Ф., начальник отдела Института развития образования Республики Татарстан, к.п.н., доцент




Правовая основа деятельности педагога

  • Квалификационная характеристика (приказ №761н от 26.08.2010г. Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

  • Правовой статус педагогического работника (федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации статьи 47,48,49)

  • Профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ №344н от 18.10.2013г.)

  • Трудовой кодекс РФ

  • Коллективный договор, должностная инструкция, иные локальные акты школы



Применение профессионального стандарта

  • «2. Установить, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года»

  • (приказ Минтруда РФ №344н от 18.10.2013г.)



Обязательные трудовые функции, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

  • Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования ( детализируется: общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность)

  • Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность разделяется по уровням образования. Модуль «Предметное обучение. Математика». Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

  • Перечисленные функции уточняются через «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики»



Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия:

  • Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

  • Осуществление проф. деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

  • Участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

  • Планирование и проведение учебных занятий

  • Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

  • Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

  • Формирование универсальных учебных действий

  • Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникативными технологиями

  • Формирование мотивации к обучению

  • Объективная оценка знаний обучающихся ( тестирование и др.методы контроля)



Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения:

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика

  • Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

  • Разрабатывать (осваивать) и применять современные психо-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании

  • Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-преподавательская ИКТ-компетентность

  • Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОО



Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания:

  • Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной образовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

  • История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем

  • Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности

  • Основы психодидактики, поликультурного образования

  • Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

  • Основы методики преподавания, основные принципы деятельного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

  • Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

  • Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, ФГОСООО, трудовое законодательство



Общепедагогическая функция. Обучение Другие характеристики



Воспитательная деятельность Трудовые действия:

  • Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

  • Реализация современных, интерактивных форм и методов воспитательной работы

  • Постановка воспитательных целей, способствующихразвитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

  • Проектирование и реализация воспитательных программ

  • Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу

  • Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

  • Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и т.д.

  • Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде



Воспитательная деятельность Необходимые умения:

  • Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

  • Общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их

  • Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся

  • Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Д.

  • Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

  • Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач



Воспитательная деятельность Необходимые знания:

  • Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС

  • История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

  • Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

  • Основы закономерности возрастного развития

  • Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

  • Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий



Педагог сегодня

  • - умеет планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

  • - умеет владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  • - использует специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

  • - умеет объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.















  • Спасибо за внимание!