|
«Применение метода опережающего развития в рамках обучения по новым образовательным стандартам» Тема: «Применение метода опережающего развития в рамках обучения по новым образовательным стандартам» В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» перед нами поставлены такие задачи как:
развитие системы дополнительного образования;
развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей;
развитие системы дальнейшего профессионального музыкально-художественного образования.
Приоритетной педагогической задачей сегодня является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры.
В связи с этим более актуальными в работе преподавателя становятся такие направления, как:
создание развивающей среды, способной воспитать поколение нравственно и духовно зрелых людей;
повышение качества начальной музыкальной подготовки;
создание условий для подготовки наиболее способных детей к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.
Все новое неизбежно сопряжено с теми или иными трудностями. Общие проблемы заключаются в неготовности, в первую очередь, нас, педагогов. К чему же именно мы не готовы:
к планированию и организации образовательного процесса в новых условиях;
к синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса
(углублению творческой взаимосвязи «педагог – ученик» и межпредметной взаимосвязи блока музыкальных дисциплин);
к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Эти трудности возникли не потому, что преподаватель не хочет перестроиться, а потому, что перестраиваться всегда трудно.
Усложняет задачу перехода и еще одна важная, актуальная проблема - это перегрузка детей в общеобразовательной школе. Это, конечно, создает дополнительные трудности в освоении новых, значительно более серьезных программ детьми, поступившими в музыкальную школу. Сегодня комплекс методов, применяемых в общей и специальной музыкальной подготовке, требует уже большей целенаправленности. Музыкально-исполнительское обучение становится углубленным и более динамичным. Да и преподавателю для создания условий, способствующих творческому росту учащихся, требуется постоянный, глубокий анализ своей работы, ее методов и форм. Наиболее конструктивный путь, на мой взгляд, это - синтез бесценных педагогических завоевания прошлых лет, не утратившие практической значимости и поныне, и педагогические открытия сегодняшних учителей-практиков, музыкантов, стремящихся модернизировать изжившую себя модель обучения.
Сегодня актуальным становится вопрос применения более результативных технологий. Видимо, настало время, когда качество и эффективность работы педагога становится первостепенными. Преподавателю в новых условиях нужно точнее понимать и определять как цель каждого отдельного занятия с учеником, так и динамично двигаться вперед, не терять из виду перспективу. При этом, инструментом оценивания результата своей работы для преподавателя должен служить, безусловно, собственный профессионализм и минимум субъективизма.
Усложнение программ для детей 6-7 лет, поступающих на отделение фортепиано, вносит серьезные коррективы в процесс обучения с первых уроков. Программные требования всем известны. Они рассчитаны на детей, показавших хорошие и отличные музыкальные данные на приемных испытаниях. К счастью, ситуация в городе достаточно благоприятна – у нас есть возможность отбирать способных детей, т. к. интерес к художественному и музыкально-художественному образованию, вопреки всему, все же растет, или хотя бы не снижается. Но, в силу многих причин, далеко не все поступившие в школу дети смогут в процессе обучения игре на инструменте показать высокие результаты. Причин немало.
В процессе знакомства с первоклассником, уже непосредственно работая на инструменте, яснее становится степень одаренности того или иного ребенка. А именно: эмоциональная отзывчивость, уровень музыкальной памяти, моторика, координация. Но главное – это мыслительная способность ученика (или, увы, не способность), а именно, умение пользоваться всеми перечисленными качествами в комплексе. Ведь даже на простейших пианистических упражнениях, крошечных мелодиях, исполняемых на инструменте, перед учеником одновременно стоит несколько задач, каждую из которых, он должен осмыслить. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает такой аспект, как работа на уроке над развитием Универсальных Учебных Действий. В основе обучения игре на любом музыкальном инструменте как раз и лежит задача выработки такого комплекса УУД. Музыканты знают, как это непросто! Особенно, если ребенок не обладает достаточно хорошей музыкальной природой.
Все это, т. н. видимая составляющая учебного процесса. Каждый педагог по-своему, самостоятельно отвечает за результат работы с учеником в классе. Но вопрос второй составляющей успеха зазвучал по-новому и встал особенно остро с переходом на новые требования. Это качество домашней подготовки.
Здесь проблема существовала всегда. Одна из сложнейших задач педагога убедить, а главное – научить ребенка самостоятельной, продуктивной работе дома. Зачастую, усилия преподавателя разбиваются о нежелание (или неумение) родителей принимать участие, оказывать поддержку своему ребенку в преодолении неизбежных трудностей, связанных с получением дополнительного образования. Процесс пускается на самотек, ответственность молчаливо перекладывается на преподавателя и…. ребенка. «Ты захотел учиться в музыкальной школе – учись! Или (цитирую) мы заберем тебя из школы!».
Сегодня ситуация в корне меняется. Родители уже в обязательном порядке ответственны за организацию домашних занятий своего ребенка. Опять же, это дополнительная работа для преподавателей – разъяснить родителям, в чем заключается их организационная и воспитательная миссия, научить их быть не менее ответственными за успехи в обучении их детей. Только совместное влияние на ребенка принесет в этом случае хорошие плоды.
Ну, а сами дети, работая в классе, порой, просто поражают сообразительностью и высокой приспособляемостью к новому для них виду деятельности! Таких детей не много, но их достаточно. Назовем это хорошей «обучаемостью». К тому же, как уже было сказано, если труд ребенка поддерживается в семье, хорошо организована его домашняя работа, когда маленький ученик знает не только слово «хочу», но и слово «надо» - тогда обучение становится стабильным и успешным.
С наиболее способными, перспективными учащимися я позволяю себе более смелое планирование (подбор более сложного репертуара, подготовка к конкурсами сольным концертам), т. к., в процессе работы с ними становится очевидным, что развитие их мышления способно опережать возрастные возможности. В работах Занкова Леонида Владимировича и Лысенковой Софьи Николаевны такой подход к развитию ребенка определяется как опережающее обучение, когда краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется ее изучение по программе.
Активизация раннего развития одарённых детей в классе фортепиано, создание ситуации на успех - все это, на мой взгляд, не возможно без активного участия детей в концертах различного уровня, и хочу подчеркнуть - в конкурсах. Именно конкурсы, с их системой сравнительного оценивания, являются не только необходимой для музыканта «школой мужества», но и условием роста исполнительского мастерства юного музыканта. Это серьезное творческое погружение, требующее напряжения и сил и воли. Даже просто участие в конкурсах (уже не говоря о победах) стимулирует, воспитывает и зарождает серьезный интерес ребенка к фортепианному исполнительству. Ну, и, конечно, способствует такому немаловажному явлению, как здоровая конкуренции среди учащихся класса!
Все это - составляющие, которые положены в основу метода специального обучающего эксперимента, который на протяжении многих лет я провожу в своем классе. Особенностью его является уже не только усложнение исполняемого детьми репертуара, но и качество, и уровень его исполнения.
Задолго до перехода на новые образовательные стандарты, в рамках этого метода в классе зародилась традиция сольных концертов учащихся. Это уже целенаправленная работа на перспективу. Осуществление таких проектов – работа очень ответственная, сложная, требующая длительной подготовки и возможна лишь с самыми одаренными и крепкими учащимися. Сольные концерты необходимы, в первую очередь тем учащимся, которые планируют поступление в профессиональные музыкальные учреждения.
Т. о., метод опережающего развития – это развивающее, опережающее обучение. А целесообразность применения его, на мой взгляд, подтверждают результаты и учебных показателей, и серьезных, профессиональных конкурсов, в которых принимают участие все большее число учащихся класса.
И в заключение небольшое дополнение. Год назад на базе Сургутского музыкального колледжа мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации по теме «Современные методики обучения игре на фортепиано», в рамках которых проводилась традиционная «Осенняя творческая школа для одаренных детей, участников Сургутского отделения международной благотворительной программы «Новые имена». Значение подобных мероприятий для преподавателей региона огромно. Открытые уроки и мастер-классы ведущих преподавателей СМК и курирующих колледж пианистов Московской государственной консерватории – это великолепная учебная площадка, школа высокого музыкально-педагогического и фортепианного мастерства. Участие в мероприятиях подобного уровня приносит огромное удовольствие, дает колоссальный заряд творческой энергии!
Поездки с детьми на конкурсы в другие города имеют так же немалое значение. Они открывают возможность непосредственного общения с коллегами-пианистами как из других музыкальных школ, так и колледжей и консерваторий, дают возможность знакомиться с опытом и результатами работы талантливых педагогов-музыкантов. Начинаешь яснее понимать, что процесс творческого развития в исполнительском классе музыкальной школы сегодня в значительной мере затрудняется отжившими традициями музыкального образования – стереотипами в сознании педагога, инертностью, пассивностью преподавателя, нежеланием совершенствоваться. Это порождает в числе многих проблем одну, на мой взгляд, очень серьезную: не достаточную объективность педагога в понимании и оценивании результата своей работы с учеником. А в работе педагога, работающего по программе предпрофильной музыкальной подготовки учащихся, очень важно, чтобы инструмент оценивания результатов был всегда качественно настроен!
|
|
|