|
Лишение родительских прав (до 70%)
Введение Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Ведущими причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав (до 70%); отказ от воспитания ребёнка (до 20%); пребывание родителей в местах заключения (до 10%). Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны. Дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
1. Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского дома
1.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности. Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности . Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы .
Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности. Экономическая адаптация – это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно. Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Специалисты отмечают основные типы адаптации человека . 1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов); 2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство. Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе. Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов: Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения. Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды. Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью . Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в метах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке . Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке . Социальный сирота – ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции. Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт – «заменитель» семьи. Социальные функции семьи : репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане; воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми; духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки. Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию) . Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Позитивный опыт семейного воспитания, накопленный не одним поколением, нашёл свое отражение в разработке совремённых концепций и программ воспитания. При работе с детьми-сиротами особую актуальность приобретают труды Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой, В.А. Караковского. Система воспитания, по мнению авторов, заждётся на общечеловеческих ценностях, одной из которых является «семья-это начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности». Педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира» . Конвенция «ООН» о правах ребенка декларирует, что «ребёнок, временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В соответствие с международным актом и российским законодательством определён ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы: -усыновление; -опека и попечительство; -приёмная семья; -патронатная семья; -учреждения для детей-сирот.
Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в сиротских учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях . Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
-частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка; -педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье; -групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта с взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»; -жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности. Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.
Целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».
1.2 Адаптация детей-сирот к современным социально-экономическим условиям
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. У воспитанников детских домов масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу – это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта, маргинала и чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз: 1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками; 2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в детском доме, ждут, что жизнь переменится к лучшему. Доказано, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. У детей-сирот на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам в трудоустройстве, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда. Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения. Сироты, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, но чаще всего после ПТУ, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье. Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной адаптации. Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье. В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям. После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации приобретает новое звучание. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. В результате получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. До окончания школы (9 или 11 классов) дети-сироты находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. На наш взгляд сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников) . В совремённых экономических условиях огромное значение придают экономическому образованию детей. Сотрудники детских домов заинтересованы в активизации адаптации воспитанников к новым социально-экономическим условиям. Это даст возможность подготовить воспитанников к ориентации в финансовой сфере . Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить: – насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку; – насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу; – насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей; – развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности; – отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить «образ жизни, достойного Человека», строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор и брать на себя ответственность за этот выбор. К сожалению не все воспитанники заканчивают учиться (по разным причинам: отчислены или бросили учебу) и далеко не все закончившие сумели потом устроиться на работу по полученной специальности (или вообще устроиться на работу) . Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).
1.3 Социализация воспитанников детского дома
Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность активно воздействуют на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности . Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности . Социализация – это процесс становления человека частью социальной общности, какой-либо группы людей, общности. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. Существует два подхода сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступает не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности в обществе, не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей. Родившись, ребёнок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, где каждый человек играет много ролей: семьянина, друга, соседа, жителя города, деревни. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие контактов приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из различных источников. У воспитанников формируется представление о своей социальной роли как сироты. В связи с трудностями социализации не решаются задачи адаптации. Большие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия. Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях. Очень важен процесс формирования представлений ребёнка о социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднён. Он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития. Трудности социализации детей-сирот. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности. Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы. У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания. В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития. Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде. Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма. Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме. Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Критерии преодоления трудностей социализации: социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением; устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств; готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению. В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы: социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя; индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования; оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей. Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности. Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
1.4 Деятельность специалистов детского дома по формированию социальной адаптации воспитанников
В социально-педагогической деятельности детского дома участвуют такие специалисты, как социальный педагог, психолог, воспитатели, заместитель директора по УВР, учителя. Для того чтобы взаимодействие специалистов в условиях детского дома было эффективным, необходимо четко различать их функциональные обязанности и роль в тех или иных направлениях деятельности. Социальный педагог – это специалист, в область которого входит организация социального воспитания ребенка и создание условий для его успешной социализации. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Социальный педагог призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога – является полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей. Модель профессиональной компетентности социального педагога детей, проживающих в детском доме и выпускников, включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптированности. Для выполнения своей профессиональной роли социальный педагог должен ориентироваться в особенностях индивидуальной, групповой, профессиональной психологии в самом широком смысле этого слова, условиях и специфике деятельности субъектов социального взаимодействия, особенностях среды, условиях и специфике деятельности тех или иных социальных институтов. Основным направлением работы социального педагога по социальной адаптации, является его деятельность как «универсального консультанта» и «универсального посредника». Ведущая функция социального педагога – посредничество между воспитанником и социальной средой, окружающей его. Социальный педагог: обеспечивает соблюдение прав детей, защищает интересы воспитанников в случае нарушения прав или совершенного правонарушения; осуществляет контакты с учреждениями образования, в которых обучаются дети, со специалистами службы социального обеспечения, с органами внутренних дел, здравоохранения, общественными организациями, которые могут оказать содействие в патронировании выпускника и их специалистами; Другая важная функция социального педагога – создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников. Её реализация предполагает: диагностику с выявлением психологических особенностей воспитанников, способностей, потребностей, возможностей, интересов, круга общения, проблем, изучение особенностей жизни, позитивных и негативных влияний окружения и установлением «социального диагноза»; выработка прогноза социального развития воспитанников с учетом личностных особенностей, уровня интеллекта, мотиваций, микросоциального окружения, планирования социально-профилактической тактики для молодых людей группы социального риска; консультирование по широкому спектру вопросов; помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержка становления самостоятельности воспитанников; содействие повышению уровня самооценки воспитанников, обретение уверенности в себе, осознание ответственности за свои поступки, навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избегание асоциальных соблазнов; организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников с помощью профессиональной ориентации, профессиональной адаптации; профилактику социальной дезадаптации, в том числе безработицы, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т.д., привлечением социально-юридических и медико-психологических служб; профилактику вторичного сиротства с содействием в развитии способностей к принятию самостоятельного решения жизненных проблем будущих выпускниц детского дома, влияние на формирование привязанности молодой матери к ребенку, поддержки родительских чувств, обогащением их позитивного взаимодействия. Работу социальный педагог осуществляет по следующим направлениям: 1. Создание хорошего психологического климата внутри детского дома (участие в работе над годовым планом; проведение семинаров, консультаций для воспитателей и младших воспитателей по вопросам правовой защиты воспитанников, их адаптации в условиях детского дома, решение конфликтных ситуаций; индивидуальная работа с воспитателями; участие во всех мероприятиях, проводимых внутри детского дома). 2. Охрана и защита прав воспитанников. 3. Профориентация воспитанников. 4. Определение профессиональной направленности воспитанника. Цель – комплексная подготовка детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома. Главная задача социального педагога – организация системы воспитания и образования.
2. Организационный – анализ, дифференциация, классификация проблем, «вживание в среду». Социальный педагог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных институтов (семья, школа, оздоровительные учреждения). Формирует актив социальных помощников, изучает возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом; систематизирует результаты социально-педагогических исследований. 3. Непосредственно социальной работы – наблюдение, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми. Формы работы: – разработка методических рекомендаций для наблюдаемого воспитанника; – отслеживание динамики социализации ребенка через карту наблюдения. Социальная адаптация в условиях детского дома: – осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; – самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; – адекватное отношение к педагогическим воздействиям; – гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; – активное участие в жизни детского коллектива; – удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями. Социальная адаптация выпускников детских домов: – психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности; – наличие позитивно-ориентированных жизненных планов; – профессиональное самоопределение; – социальная активность; – благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы; – удовлетворенность своим статусом, отношениями .
Сформировать у воспитанника способность самозащиты – это значит защитить его. Самозащита – это способность личности активно и гибко реагировать на изменение внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые нормы, установки и ценностные ориентации, противодействия негативным воздействиям социальной среды. Подготовить ребенка к социальной самозащите – это значит сформировать комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человеку успешно преодолевать трудности социальной адаптации. Работа по адаптации воспитанников в детском доме имеет большое значение в их социальной защите. Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции. Находясь, длительное время только в рамках этой позиции воспитанник теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению. Вот почему так важно отнестись к поступившему в детский дом ребенку. В первую неделю происходит знакомство с ним, наблюдение, затем небольшая беседа с воспитанником и его воспитателем. Данные беседы, результаты проведенных тестов по выяснению интересов и возможностей, увлечений фиксируются. Воспитанник, исходя из них, определяется в кружок по интересам. Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются: - падение социального престижа семьи; - материальные и жилищные трудности; - межнациональные конфликты; - рост внебрачной рождаемости; - высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни; - рост числа разводов; - распространение жестокого обращения с детьми.
У воспитанников бывают следующие проблемы: 1. Проблемы социального характера: – перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации; – социальный статус ребенка-сироты – «ребенок государства». 2. Проблемы медицинского характера: – патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников; – тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития; – ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии. 3. Психологические проблемы: – ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви; – эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним; – несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»; – повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм; – нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам). 4. Педагогические проблемы: – социально-педагогическая запущенность детей; – девиантное поведение; – низкий уровень культуры; – высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости. Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
Заключение
В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира». Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности
После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции. Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».
У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива. Черты, которые отличают детей-сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение: – иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни; – трудности в общении; – инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; – перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения. – учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения. Литература
1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 год. 2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год. 3. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с. 4. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3 5. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1 6. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9 7. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999 8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 9. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992 10. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995 11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с. 12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с. 13. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 15. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 16. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997 17. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001 18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000 19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997 20. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987 21. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000 22. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2001, №4 23. Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2 24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 25. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с. 26. Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 1999 27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997 28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000 29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу). 30. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000 31. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494 32. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995 |
|
|