Главная страница

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста как основа его познавательного развития



Скачать 68.49 Kb.
НазваниеСенсорное развитие ребенка младшего возраста как основа его познавательного развития
Дата04.08.2016
Размер68.49 Kb.
ТипДокументы

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста как основа его познавательного развития.
Начиная работу с нового учебного года, по окончании адаптационного периода, я провела диагностику, используя несложные соответствующие возрасту задания, предусмотренные образовательной программой. Проанализировав результаты совместных действий с дидактическими игрушками каждого ребёнка, и в процессе наблюдения за детьми в игровой деятельности, пришла к выводу, что выделение сенсорных эталонов у детей 2-3 лет развиты слабо.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

В основу образовательной программы дошкольного образования нашего дошкольного учреждения положена программа Т.Н.Дороновой «Радуга». В содержание работы по сенсорному развитию детей включается, прежде всего, обучение их выделению цвета, формы, величины как особого свойства предмета, воспитания внимания к этим качествам, что является предпосылкой формирования полноценных сенсорных представлений.

Методику обучения строю, учитывая особенности ориентировочной активности ребенка данного возраста. Правильный подбор игрушек и руководство взрослого во многом обеспечивает успешность обучения. Задания стараюсь давать в игровой форме: «Мишка – шалунишка разбирает пирамидку и просит детей помочь ему собрать правильно колечки» или «Зайчик хотел собрать наши формочки, но все перепутал и теперь горько плачет, давайте ему поможем». А еще к нам в группу в гости приходит нарядная матрешка и приводит с собой своих сестричек.

В процессе работы с детьми учу их прокатывать с лотка шарики, нанизывать кольца на стержень, вставлять втулочки, грибочки в отверстие и вынимать их, открывать и закрывать коробку с вложенными в нее ленточками, шариками или другими мелкими игрушками. Дети охотно вкладывают меньший предмет в больший. Я учу их собирать предметы по убывающей величине, понимать слова «поменьше», «больше».

Дети способны решать не только двигательные, но и не сложные дидактические задачи на цвет, форму, величину, ориентируясь на один признак предметов. Такая работа с детьми требует индивидуального подхода. Ребёнку предлагаются разные игровые задания с предметами: среди шариков 2 цветов (жёлтых и синих) одинаковой формы прошу найти шарики жёлтого цвета, или отделить шарики от кубиков одного цвета, или достать из коробки большие шарики, где есть и маленькие.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины и прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически путем проб и ошибок. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цвета по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая, их друг к другу. Например, предлагаю найти ребенку пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;

  • зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в комнате (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания называю цвет.

  • закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, но, не прикладывая, предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.

Детям необходимы повторения. Однако если практикуются одни и те же бесконечные повторения, то интерес детей снижается. Стараюсь, чтобы программный материал содержал варианты заданий, близких по задачам, но предполагающих действия с разными предметами.

Знакомлю малышей с формой предметов. Сначала с простыми фигурами: кругом и квадратом. Когда малыши усвоят эти формы, знакомлю их с треугольником, прямоугольником, овалом, трапецией. Учу детей узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею.

Для ознакомления детей с величиной использую кубики, пирамидки, природный (шишки, камушки, ракушки, желуди) и бросовый материал (пробки, баночки, коробки). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Усложнения по величине между предметами заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. В дальнейшем количество подробным образом изучается на занятиях по формированию математических представлений. Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много. Умение различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Знакомлю малышей с количеством различных материалов и жидкостей, которые определяются на глаз приблизительно. Например, в одном ведерке много песка, а в другом мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.

Немаловажное значение для развития сенсорных способностей ребенка оказывает пальчиковая гимнастика. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, подготовке руки к изобразительной деятельности, письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Знание сенсорных эталонов формирую не только в ходе специально организованных занятий, но и закрепляю в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Так, во время обеда сравниваем количество каши в кастрюле и тарелке (много и мало), количество компота в стаканах. Работа по закреплению сенсорных знаний продолжается и на прогулке, как известно мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т. д. И очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и интеллектуального развития детей. Мы наблюдаем за небом: много, мало или нет облаков; за листопадом: сначала на деревьях много листьев, потом становится меньше, потом ни одного. Рассматриваем с детьми опавшие листочки: окраску листьев, форму, величину. Дети отбирают из ведерка не только камешки или только шишки, но должны еще учитывать их величину. Зимой определяем свойства снега и льда, сравниваем по форме и величине фигуры из снега, следы на снегу. Весной и летом определяем цвет, форму, величину растений, насекомых, одежды, сравниваем звуки. Дидактические задания выполняются в разных формах детской активности с использованием продуктивных вопросов, поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, режимные моменты и особенно прогулки пополняют и закрепляют сенсорные знания малышей: происходит активное накопление чувственного опыта, познавательной активности: развивается наблюдательность, совершенствуются пространственные ориентировки.

Существенное значение при организации образовательного пространства имеет построение предметно-развивающей среды. Чем разнообразнее окружающее пространство и взаимодействие с ним, тем выше уровень развития познавательных (в данном случае сенсорных) способностей детей. Для гармоничного развития детей в группе организован сенсорный уголок, который постоянно пополняется и обновляется. Мною изготовлены такие дидактические игры, как «Подбери по цвету», «Лото цвет и форма»; «Найди пару», «Составные картинки»; карточки к играм «Разноцветные цепочки», «На что похоже», «Замри», «Полосатые коврики». Для закрепления цвета, формы, величины сшила модели геометрических фигур, застегивающиеся на пуговицы, образующие ряд убывающих величин. Для развития моторики пальцев изготовила модели деревьев с пристегивающимися фруктами. Настенное панно с изображением радуги и геометрических фигур на ней использую для закрепления цветов спектра. Для развития глазомера и ориентировки на плоскости на стене веранды сделана игра «Составь картинку».

Взаимодействие с семьей стало частью моей образовательной работы по сенсорному развитию малышей. Родители узнали, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка. Проявляют интерес к дальнейшему развитию своих детей, с желанием откликаются на мои просьбы. Выполняют мои рекомендации и советы.

Использование эффективных средств и методов сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду дает хорошие результаты.

По результатам мониторинга освоения образовательной программы, уровень сенсорного развития детей повысился к концу учебного года: высокий на 23%, средний на 5%, снижение низкого уровня произошло на 28%.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что усвоение сенсорных эталонов имеет определяющее значение для формирования у детей младшего дошкольного возраста зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Возросла познавательная активность малышей, которая проявляется в желании узнавать и создавать что-то своими руками: нарисовать, сконструировать, вылепить, построить. Совершенствуется ориентировка детей в окружающей действительности, появляется способность отражать в игре более широкий круг явлений. Происходит развитие наглядно-образного мышления детей, им становится легче выделить в предметах существенные признаки, возрастает их способность к сравнению и обобщению, доступно выполнение заданий по представлению. Развивается моторика пальцев и координация движений левой и правой руки.

Работа по самообразованию является хорошим двигателем профессионального роста, поскольку она позволяет углубленно изучать наиболее актуальные проблемы современной психолого-педагогической науки и практики, обогащая собственные теоретические знания, помогает правильно подобрать методический материал для организации образовательной работы с дошкольниками.