|
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс» Тема «Сложение и вычитание величин»
Конспект урока математики в 4 классе
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор А. Л. Чекин, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа».
Тип урока: комбинированный
Цели. Создать условия: Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), маркерная доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Содержание урока
Этапы урока
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Методический комментарий
| 1.Организационный момент
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок
| Учитель приветствует детей.
- Скажите, вы любите разгадывать тайны?
- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете (слайд №2).
| Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
| 2.Актуализация знаний
Проблемная ситуация
| Фронтальная работа учащихся.
Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Дополнения: «объем», «Масса»
Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами Ученики не сталкивались с таким заданием
Высказывают свои предположения
| - Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)
а) Найдите «лишнее» в каждом столбике:
1. Длина 1. Км
2. Вкус 2. См
3. Площадь 3. Кг
4. Масса 4. Дм
5. Время 5. Мм (слайд №3).
-Объясните. Дополните каждый столбик.
б) Преобразуй: Сравни:
2 км 400 м = …м 8 ц …80 кг
6 ч 30 мин = …мин 17 кв.м …170кв.дм
(слайд №4) (слайд №5).
в) Вычисли:
125 см -105 см =
29 кв. м + 11 кв. м =
325 ч – 273 см = ?
458 м + 5671 дм = ? (слайд №6)
-Почему остановились? Какая проблема возникла?
| Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний.
Проблемный метод
| 3. Постановка цели.
Планирование работы
| Читают: «Сложение и вычитание величин»
Предлагают разные версии. Формируют общую цель: учусь складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами.
Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам:
1. Какие величины можно складывать и вычитать?
2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами?
Выстраивают лестницу знаний:
«узнаю» - «тренируюсь» - «проверяю» - «оцениваю».
| - Откройте учебник, прочитайте тему урока.
- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке? Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока!
(слайд №7,8) - На какие вопросы хотели бы получить ответы:
(слайд №8)
- Чтобы достичь цели нам надо пройти 4 этапа. Какие? (слайд №9)
|
| 4. Реализация плана
Открытие новых знаний
| Ответы детей…
Ученики работают в парах, договариваются о том, кто будет составлять суммы, а кто разности. Составляют суммы и разности. По готовности поднимают руки. По цепочке озвучивают результаты своей работы
- Единицы измерения принадлежат одной и той же величине.
- Складывать и вычитать можно одинаковые величины.
Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице
74689м = 746890дм. А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа
Выполняют действия.
Формулируют вывод. Составляют памятку.
| - Какую работу выполним на первом этапе? «Какие величины можно складывать?»
На этот вопрос вы можете ответить сами, когда выполните первую часть задания №62.
-Почему именно такие суммы и разности составили? - Сформулируйте ответ на свой вопрос.
Верно. Такие величины называются однородными.
«Как складывать величины, выраженные разными единицами»
- Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. Для исследования возьмем выражения:
74689м + 56934дм и 74689м – 56934дм
- Предположите, как будем складывать?
- Какой вывод можем сделать после проведенной работы?
- На все вопросы ответили?
(слайд №10)
|
Работа в парах. Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения
Фронтальная работа
У доски работают учащиеся по желанию
| 5. Физкультминутка
| Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним.
| - Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть.
| Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения
| 6. Реализация плана
Применение новых знаний
| Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний)
Учащиеся работают в парах, используют памятку, составленную на уроке (приложение 1)
Учащиеся предлагают задания из учебника. Ученики выбирают верную запись, аргументируют свой выбор.
Решают задачу. Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадь.
| - Какими теперь будут наши действия? - Предлагаю вернуться к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.
325 ч – 273 см =
458 м + 5671 дм = (слайд №11) - Проверьте. На доске правильный вариант решения. - Где еще можно найти задания для тренировки?
- Решим задачу №65. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос.
- Миша составил три краткие записи. Давайте ему поможем выбрать верную запись (слайд №12,13)
- Какие знания помогли решить задачу?
|
Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем
| 7. Реализация плана. Проверка. Дифференцированная работа.
|
Ученики самостоятельно выполняют задания, которые помогут им понять, как они усвоили новую тему.
Ученики проверяют и оценивают по шкале: «Правильно» «Трудно»
| - Достаточно потренировались? Тогда переходим на следующий этап – «проверяю».
- Ребята, те, кто все понял, и сам справится с заданием, возьмите карточку с квадратом, а те, кто еще сомневается в своих силах, возьмите карточку с кругом. Выполните задания (приложение 2)
-Теперь пришло время оценить себя. Сравните свои ответы с эталоном на доске. Оцените себя по шкале (слайд №14).
|
Самостоятельная работа. В карточках для слабых есть помощь-подсказка.
| 8. Итог урока.
Рефлексия.
| Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ученики показывают картинки солнышек или тучек, в зависимости от настроения.
| - Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Как вы думаете, мы все сделали для того, чтобы открыть тайну? Достигли цели урока? (слайд №15)
- Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас.
- А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! (слайд №16)
|
| 9.
Домашнее задание
| Записывают домашнее задание в дневник
| -Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 64, 66, 67, выберите только два, которые будут вам по силам (слайд №17)
-Спасибо за урок.
| Технология уровневой дифференциации
| Литература
1. А.Л.Чекин. Математика. 4 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2011
2. А. Л. Чекин. Математика. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Приложение
1. Раздаточный материал.
Памятка
1. Складывать и вычитать можно только однородные величины.
2. Привести величины к одной единице измерения.
3. Выполнить действия с соответствующими числами.
| 2. Карточки для дифференцированной работы.
Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв. м:
7 кв. см, 4 м, 12 куб. м?
Выполни сложение.
| Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв. м:
7 кв. см, 4 м, 12 куб. м?
Выполни сложение
Решение: 1. 5кв. м = 50000кв. см
2.
| Самоанализ урока
Характеристика класса.
В классе учатся 28 человек. Коллектив класса дружный, активный, умеющий сплоченно работать. Большая часть детей умеет работать в парах, группах, самостоятельно. Ученики постоянно следят за ответами своих одноклассников, вносят свои дополнения и исправления. Есть «слабые» ребята, на уроках они часто отвлекаются, разговаривают, с трудом умеют организовать свою самостоятельную работу. Им требуется помощь учителя и одноклассников. В классе: 6 учащихся учатся на «отлично», 16 ребят успевают на «хорошо» и «отлично» и 6 человек на «удовлетворительно».
Тема: «Сложение и вычитание величин» (первый в системе уроков по разделу «Действия над величинами»).
Тип урока: комбинированный
Методы урока: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Цели урока: Создать условия:
для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Содержание урока:
1. Урок соответствует программе, целям и задачам урока.
2. Проведена устная работа по актуализации знаний необходимых для постановки целей урока детьми.
3. Проблемная ситуация помогла ребятам определить область «незнания» и построить план достижения цели урока
4. Урок способствовал формированию универсальных учебных действий (см. выше)
5. Дифференцированный подход позволил учащимся выбрать задания по силам, тем самым способствовал развитию ситуации успеха.
6. Во время урока совершенствовались умения работать в паре, самостоятельно. Тип, структура урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
III. Постановка цели. Планирование работы.
IV. Реализация плана. Открытие новых знаний.
V. Реализация плана. Применение новых знаний.
VI. Реализация плана. Проверка. Дифференцированная работа.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Таким образом, была построена логическая цепь последовательно соединенных этапов урока. Наблюдалась целостность и завершенность урока.
Организация учебной работы на уроке:
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо-эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.
Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является совершенствование навыков устного вычисления. Поэтому во втором этапе урока была организована работа по устному счету, которая обеспечила актуализацию знаний по теме «Величины» и включение учащихся в совместную деятельность на выявление знаний фактического материала и воспроизведение имеющихся знаний по изучаемой теме.
Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра.
Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворённость от учебной работы, положительное отношение к математике. Домашнее задание дано дифференцировано.
Общие результаты урока:
1. План урока выполнен.
2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.
3. Урок эффективный.
4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;
5. Цель урока достигнута. |
|
|