Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/4
А.Г.Модковича
Дата05.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ А.Г.Модковича по алгебре и началам анализа и Л.С.Атанасяна по геометрии. Письма МО и Н Р «О преподавании математики» №7294\9 от 29.09.09;

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образователь ном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011гг.

В профильном курсе содержание образования развивается в следующих направлениях:

систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие задачи;

• расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в средней школе линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

В соответствие с федеральным базисным учебным планом на изучение математики на профильном уровне в 10 классе отводится 6 часов в неделю.

Курс математики 10 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности», которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование: алгебра и начала анализа из расчета 4 часа в неделю, геометрия – 2 часа в неделю. Тематическое планирование составлено на 204 урока.

Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте преподавания математики в 10 классе.

Контрольных работ за год – 13, одна из них итоговая. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов. Учебники: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа (профильный уровень) 10 класс», Атанасян Л.С. «Геометрия 10 – 11».

Цели и задачи

Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

  • Место предмета в учебном плане МОУ «СОШ №71»».

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 11 классе отводится не менее 210 часов из расчета 6 ч в неделю. Из них на геометрию 2 часа в неделю и 4 часа на алгебру. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу и геометрии .

Профильный уровень (6 часов в неделю) содержательно превышает базовый уровень и приближается к углубленному курсу преподавания математики за счет введения элементов теории многочленов, расширения  курса геометрии.    

Количество учебных часов в учебном плане МОУ «СОШ №71»:

В год -210 часов (6 часов в неделю)

В том числе: контрольных работ-11, включая итоговую контрольную работу.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, зачетов . Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной итоговой контрольной работы (2 часа) в форме ЕГЭ.

Уровень обучения – профильный.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный , репродуктивный ,частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 10 КЛАСС





Содержание материала

Кол-во

часов

1

Повторение материала 7 – 9 классов

3 ч

2

Действительные числа

12 ч

3

Некоторые сведения из планиметрии

12

4

Аксиомы геометрии и их следствие.

3 ч

5

Параллельность прямых, прямых и плоскостей



6

Взаимное расположение прямых в пространстве.

4 ч

7

Числовые функции.

10 ч

8

Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

10 ч

9

Тригонометрические функции.

24 ч

10

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

5 ч

11

Перпендикуляр и наклонные.

6 ч

12

Перпендикулярность плоскостей

6 ч

13

Тригонометрические уравнения.

10 ч

14

Преобразование тригонометрических выражений

21 ч

15

Многогранники.

14 ч

16

Комплексные числа.

9 ч

17

Производная.

29 ч

18

Векторы в пространстве.

7 ч

19

Комбинаторика и вероятность.

7 ч

20

Повторение

17 ч


Содержание рабочей программы.

Наименование раздела

Название темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Действительные числа.


1. Натуральные и целые числа.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. Простые и составные числа. Деление с остатком. НОД. НОК.

Знать/ понимать:

- натуральные, целые, рациональные, иррациональные числа;

- модуль числа; множества;

- признаки делимости;

- простые и составные числа.

Уметь:

- выполнять арифметические действия с действительными числами;

- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении задач;

- решать уравнения и неравенства с модулями;

- избавляться от иррациональности в знаменателях дробей.

2. Рациональные числа.

Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную.

3. Иррациональные числа.

Понятие иррационального числа.

4. Множество действительных чисел.

Действительные числа. Числовая прямая. Числовые неравенства.. Числовые промежутки. Аксиоматика действительных чисел.

5. Модуль действительного числа.

Определение модуля действительного числа и его свойства.

6. Метод математической индукции.



Формулировка принципа математической индукции.

Контрольная работа № 1.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Числовые функции.

7. Определение числовой функции и способы ее задания.

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами.

Знать/ понимать:

- числовые функции, способы задания функций;

- свойства числовых функций;

- периодическая функция;

- обратные функции.

Уметь:

- определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

- описывать по графику поведение и свойства функций;

- решать уравнения используя их графические представления.

8. Свойства функций.

Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, выпуклость, ограниченность, непрерывность. Графическая интерпретация.

9. Периодические функции.

Определение периодической функции.

10. Обратные функции.

Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной.

Контрольная работа № 2.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Тригонометрические функции.

11. Числовая окружность.

Числовая окружность. Макеты числовой окружности и работа с ними.

Знать/ понимать:

- числовая окружность, синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента;

- синус, косинус, тангенс и котангенс углового аргумента;

- радианная мера угла;

- основные тождества;

- соотношения между градусной и радианной мерами угла.

Уметь:

- находить на окружности точки по заданным координатам;

- находить координаты точки, расположенной на числовой окружности;

- решать простейшие тригонометрические уравнения с помощью числовой окружности;

- преобразовывать тригонометрические выражения с помощью тождеств;

- строить графики основных тригонометрических функций и преобразовывать их;

- описывать свойства тригонометрических функций;

- преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.


12. Числовая окружность на координатной плоскости.

Координаты точек числовой окружности. Составление таблицы координат точек числовой окружности.

13. Синус и косинус. Тангенс и котангенс.

Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла.

14. Тригонометрические функции числового аргумента.

Основные тригонометрические формулы.

15. Тригонометрические функции углового аргумента.

Радианная мера угла.

16. Функции , их свойства и графики.

Построение графиков функций и работа с ними.

17. Построение графика функции .

Построение графика функции .

18. Построение графика функции .

Построение графика функции .


19. График гармонического колебания.

График гармонического колебания.

20.Функции , их свойства и графики.

Построение графиков функций и работа с ними.

21. Обратные тригонометрические функции.

Функции

Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Контрольная работа № 3.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Тригонометрические уравнения.

22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.


Решение уравнений


Знать/ понимать:

- арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс;

- формулы для решения тригонометрических уравнений;

- способы решения тригонометрических уравнений.
Уметь:

- вычислять некоторые значения обратных тригонометрические функций;

- решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства;

- решать однородные тригонометрические уравнения;

- показывать решения уравнений и неравенств на единичной окружности.

23. Методы решения тригонометрических уравнений.

Метод замены переменной. Метод разложения на множители. Однородные тригонометрические уравнения.

Контрольная работа № 4.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Преобразование тригонометрических выражений.



24. Синус и косинус суммы и разности аргументов.

Формулы синус аи косинуса суммы и разности аргументов.

Знать/ понимать:

- формулы, связывающие тригонометрические функции одного и того же аргумента;

- различные способы решения тригонометрических уравнений.

Уметь:

- проводить преобразования тригонометрических выражений с использованием различных формул;

- решать тригонометрические уравнения используя различные способы.

25. Тангенс суммы и разности аргументов.

Формулы тангенса суммы и разности аргументов.

26. Формулы приведения.

Формулы приведения.

27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени.

Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени.

28. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение.

Формулы для преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.

29. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.

Формулы для преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

30. Преобразование выражения к виду .

Преобразование выражения к виду .

31. Методы решения тригонометрических уравнений.

Универсальная тригонометрическая подстановка.

Контрольная работа № 5.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.


Комплексные числа.

32. Комплексные числа и арифметические операции над ними.

Действительная и мнимая часть. Комплексно сопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа.

Знать/ понимать:

- понятия комплексного числа;

- изображение комплексного числа на координатной плоскости.
Уметь:

- выполнять действия с комплексными числами;

- пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел;

- в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами.


33. Комплексные числа и координатная плоскость.

Геометрическая интерпретация комплексных чисел.

34. Тригонометрическая форма записи комплексного числа.

Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи.

35. Комплексные числа и квадратные уравнения.

Решение квадратных уравнений с комплексными коэффициентами.

36. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа.

Формулы для возведение комплексного числа в степень и извлечение кубического корня из него.

Контрольная работа № 6.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Производная.

37. Числовые последовательности.

Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей.

Знать/ понимать:

- числовая последовательность, свойства числовой последовательности;

- предел последовательности;

- формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии;

- предел функции;

- производная, алгоритм отыскания производной;

- правила и формулы дифференцирования,

- алгоритм составления уравнения касательной к графику функции;

- алгоритм исследования функции.

Уметь:

- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

- вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных;

- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения на отрезке.


38. Предел числовой последовательности.

Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей.

39. Предел функции.

Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции.

40. Определение производной.

Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной.

41. Вычисление производных

Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие и вычисление производных n-го порядка.

42. Дифференцирование сложной функции.

Дифференцирование обратной функции.

43. Уравнение касательной к графику функции.

Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции.

44. Применение производной для исследования функций.

Исследование функций на монотонность. Отыскание точек экстремума. Применение производной для доказательства тождеств и неравенств.


45. Построение графиков функций.

Построение графиков функций с помощью производной.

46. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке. Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значения величин.

Контрольные работы № 7,8.




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.


Комбинаторика и вероятность.

47. Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы.

Правило умножения. Понятие факториала. Определение перестановки.

Знать/понимать:

- основные формулы комбинаторики;

- комбинаторные принципы сложения и умножения.

Уметь:

- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

- вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле;

- вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.


48. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты.

Определение сочетаний и размещений. Формулы для нахождения числа сочетаний и размещений.

49. Случайные события и их вероятности.

Случайные события и их вероятности.

Введение.

1. Аксиомы стереометрии и некоторые следствия из аксиом.

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Знать/понимать:

- основные понятия стереометрии;

- основные аксиомы стереометрии.

Уметь:

- распознавать на чертежах и в моделях пространственные фигуры;

- описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии;

- применять аксиомы при решении задач.

Параллельность прямых и плоскостей.

1. Параллельность прямых, прямой и плоскости.

Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые в пространстве, свойства параллельных прямых. Параллельность прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости, их свойства.

Знать/понимать:

- определение параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве;

- признаки: параллельности прямой и плоскости, параллельности плоскостей, скрещивающихся прямых;

- свойства параллельных прямых и параллельных плоскостей;

- угол между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми;

- элементы тетраэдра и параллелепипеда;

- свойства противоположных граней и диагоналей.
Уметь:

- описывать взаимное расположение прямых, прямых и плоскостей в пространстве;

- распознавать на чертежах и в моделях параллельные, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые;

- находить угол между прямыми в пространстве;

- выполнять чертеж по условию задачи;

- применять определения, признаки и свойства при решении простейших задач;

- строить сечения тетраэдра и параллелепипеда плоскостью.

2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.

Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми.

3. Параллельность плоскостей.

Параллельные плоскости, признак параллельности плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.

4. Тетраэдр и параллелепипед.

Тетраэдр. Параллелепипед. Изображение тетраэдра и параллелепипеда на плоскости. Сечение тетраэдра и

параллелепипеда.

Контрольные работы по темам «Взаимное расположение прямых» и «Параллельность плоскостей».




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

1. Перпендикулярность прямой и плоскости.

Перпендикулярность прямых в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Знать/понимать:

- определения: перпендикулярных прямых, перпендикулярных прямой и плоскости; расстояние от точки до прямой, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями; угла между прямой и плоскостью;

- свойства прямых, перпендикулярных к плоскости;

- признак перпендикулярности прямой и плоскости;

- наклонная и ее проекция на плоскость;

- теорему о трех перпендикулярах;

- определение и признак перпендикулярности двух плоскостей;

- двугранный угол;

- определение прямоугольного параллелепипеда и его свойства.

Уметь:

- распознавать и описывать взаимное расположение плоскостей в пространстве, выполнять чертеж по условию задачи;

- находить наклонную и ее проекцию, определять расстояние от точки до плоскости;

- строить линейный угол двугранного угла, находить его величину;

- применять изученные признаки и свойства при решении задач.

2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

Расстояние от точки до прямой. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.


3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед.

Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Многогранники.

1. Понятие многогранника. Призма.

Понятие многогранника. Геометрическое тело. Призма. Площадь боковой и полной поверхности призмы.

Знать/понимать:

- представление о многогранниках, призме и пирамиде, правильных многогранниках;

- элементы многогранника: вершины, ребра, грани;

- определения правильных призмы и пирамиды;

- виды симметрии в пространстве;

- формулы площадей боковой и полной поверхностей призмы и пирамиды.

Уметь:

- изображать призму и пирамиду, выполнять чертежи по условию задачи;

- находить площади боковой и полной поверхностей призмы и пирамиды;

- решать задачи на нахождение апофемы, бокового ребра, площади основания пирамиды.

2. Пирамида.

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

3. Правильные многогранники.

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.

Контрольная работа по теме «Многогранники»




Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Векторы в пространстве.

1. Понятие вектора в пространстве.

Понятие вектора. Модуль вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы.

Знать/понимать:

- определение вектора в пространстве, его длины;

- правила сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число, правило параллелепипеда;

- определение компланарных векторов;

- теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.

Уметь:

- на модели параллелепипеда находить сонаправленные, противоположно направленные, равные и компланарные векторы;

- находить сумму и разность векторов, выражать один из коллинеарных векторов через другой;

- выполнять разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.

3. Компланарные вектора.

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Повторение.

Алгебра и начала анализ.

Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Вычисление производных. Решение задач на применение производной.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения задач разного уровня сложности на основе изученного материала.

Геометрия.

Призма. Пирамида. Решение задач на многогранники.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения задач на основе изученных формул и свойств фигур.
  1   2   3   4