|
Программа элективного курса по выбору для учащихся 9-х классов Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93города Краснодара
Программа
элективного курса по выбору
для учащихся 9-х классов
«Решение задач с параметрами»
Автор курса:
Хмара Светлана Евгеньевна
учитель математики МОУ СОШ № 93
муниципального образования город Краснодар
2011
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
Выявление и развитие их математических способностей;
Подготовка к сдаче экзамена в 9 классе и сдаче ЕГЭ в старшей школе.
Пояснительная записка
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме «Решение задач с параметрами».
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.
Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в IX и XI классах и для организации качественной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов: Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011. Цель курса
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Расширить математические представления учащихся о приемах и методах решения задач с параметрами.
Развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности.
Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ.
Для реализации задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельные работы. Занятия должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком развития интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного исследовательского проекта.
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
| Разделы и темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа
| 1
| Первоначальные сведения
|
| 3
| 2
| Линейная функция
|
| 11
| 3
| Квадратичная функция
|
| 12
| 4
| Степень, корень, дробь
|
| 8
|
| ИТОГО
|
| 34
| Содержание обучения
1.Первоначальные сведения. 3 часа
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами
2. Линейная функция. 11 часов
График линейной функции, способы его преобразования. Кусочно-заданная функция.
Фиксируем параметры. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. Решения линейных неравенств, содержащих параметры.
3. Квадратичная функция. 12 часов
Квадратичная функция. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.
Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
4. Степень, корень, дробь. 8 часов
Дробно-рациональная функция. Степенная функция график и свойства. Функция у=ее график и свойства. Рациональные уравнения с параметрами.
Защита индивидуальных проектов.
| Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать понятие параметра;
усвоить основные приемы и методы решения линейных и квадратных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
знать и применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
знать зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
уметь применять свойства функций при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
Литература
Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 10-11 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «метод каркас функций») учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
Обощающее повторение в курсе алгебры основной школы: учеб.пособие.-Краснодар: КубГУ, 2002
Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа( под ред. Е.А.Семенко.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2005-ч.1
ЕГЭ.2010. Математика. Типовые задания/под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО
П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
| Содержание материала
(разделы, темы)
| Колич-
часов
| Дата проведения
| оборудование
| По плану
| Факти
чески
| 1
| Первоначальные сведения
| 3
|
|
|
| 1.1
| Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр
| 1
|
|
| ИКТ
| 1.2
| Основные приемы решения задач с параметрам.
| 1
|
|
| ИКТ
| 1.3
| Решение простейших уравнений с параметрами
| 1
|
|
| ИКТ
| 2
| Линейная функция
| 11
|
|
|
| 2.2
| График линейной функции, способы его преобразования
| 2
|
|
| ИКТ
| 2.3
| Кусочно-заданная функция
| 2
|
|
| ИКТ
| 2.4
| Фиксируем параметры
| 2
|
|
| ИКТ
| 2.5
| Решения линейных уравнений, содержащих параметры
| 3
|
|
|
| 2.6
| Решения линейных неравенств, содержащих параметры
| 2
|
|
| ИКТ
| 3
| Квадратичная функция
| 12
|
|
|
| 3.1
| Квадратичная функция
| 3
|
|
| ИКТ
| 3.2
| Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры
| 5
|
|
| ИКТ
| 3.3
| Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами
| 4
|
|
| ИКТ
| 4
| Степень, корень, дробь
| 8
|
|
|
| 4.1
| Дробно-рациональная функция
| 1
|
|
| ИКТ
| 4.2
| Степенная функция график и свойства
| 1
|
|
| ИКТ
| 4.3
| Функция у=ее график и свойства
| 1
|
|
| ИКТ
| 4.4
| Рациональные уравнения с параметрами
| 2
|
|
| ИКТ
| 5.1
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
| 5.2
| Защита индивидуальных проектов
| 2
|
|
|
|
| ИТОГО
| 34
|
|
|
|
| К.р.
| 1
|
|
|
| |
|
|