Главная страница


Программа элективного курса по выбору для учащихся 9-х классов



Скачать 119.48 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по выбору для учащихся 9-х классов
Дата15.02.2016
Размер119.48 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93города Краснодара

Программа

элективного курса по выбору

для учащихся 9-х классов

«Решение задач с параметрами»

Автор курса:

Хмара Светлана Евгеньевна

учитель математики МОУ СОШ № 93

муниципального образования город Краснодар

2011

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

  1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  2. Выявление и развитие их математических способностей;

  3. Подготовка к сдаче экзамена в 9 классе и сдаче ЕГЭ в старшей школе.

Пояснительная записка

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме «Решение задач с параметрами».

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.

Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в IX и XI классах и для организации качественной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов: Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.
Цель курса

  • Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

  • Расширить математические представления учащихся о приемах и методах решения задач с параметрами.

  • Развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности.

  • Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей.

  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

  • Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ.

Для реализации задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельные работы. Занятия должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком развития интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного исследовательского проекта.

Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Первоначальные сведения




3

2

Линейная функция




11

3

Квадратичная функция




12

4

Степень, корень, дробь




8




ИТОГО




34

Содержание обучения

1.Первоначальные сведения. 3 часа

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.

Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами

2. Линейная функция. 11 часов

График линейной функции, способы его преобразования. Кусочно-заданная функция.

Фиксируем параметры. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. Решения линейных неравенств, содержащих параметры.

3. Квадратичная функция. 12 часов

Квадратичная функция. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

4. Степень, корень, дробь. 8 часов

Дробно-рациональная функция. Степенная функция график и свойства. Функция у=ее график и свойства. Рациональные уравнения с параметрами.

Защита индивидуальных проектов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  • Учащиеся должны знать понятие параметра;

  • усвоить основные приемы и методы решения линейных и квадратных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;

  • знать и применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;

  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

  • знать зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;

  • уметь применять свойства функций при решении задач с параметрами;

  • овладеть исследовательской деятельностью.



Литература

  1. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.

  2. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 10-11 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.

  3. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «метод каркас функций») учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.

  4. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.

  5. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.

  6. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.

  7. Обощающее повторение в курсе алгебры основной школы: учеб.пособие.-Краснодар: КубГУ, 2002

  8. Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа( под ред. Е.А.Семенко.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2005-ч.1

  9. ЕГЭ.2010. Математика. Типовые задания/под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО

  10. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

  11. Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.

Календарно-тематическое планирование



урока

Содержание материала

(разделы, темы)

Колич-

часов

Дата проведения

оборудование

По плану

Факти

чески

1

Первоначальные сведения

3










1.1

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр

1







ИКТ

1.2

Основные приемы решения задач с параметрам.

1







ИКТ

1.3

Решение простейших уравнений с параметрами

1







ИКТ

2

Линейная функция

11










2.2

График линейной функции, способы его преобразования

2







ИКТ

2.3

Кусочно-заданная функция

2







ИКТ

2.4

Фиксируем параметры

2







ИКТ

2.5

Решения линейных уравнений, содержащих параметры

3










2.6

Решения линейных неравенств, содержащих параметры

2







ИКТ

3

Квадратичная функция

12










3.1

Квадратичная функция

3







ИКТ

3.2

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры

5







ИКТ

3.3

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами

4







ИКТ

4

Степень, корень, дробь

8










4.1

Дробно-рациональная функция

1







ИКТ

4.2

Степенная функция график и свойства

1







ИКТ

4.3

Функция у=ее график и свойства

1







ИКТ

4.4

Рациональные уравнения с параметрами

2







ИКТ

5.1

Итоговая контрольная работа

1










5.2

Защита индивидуальных проектов

2













ИТОГО

34













К.р.

1