|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета алгебра составлена в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования и авторской программы Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.И.Сидорова и др., обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. Общая характеристика учебного предмета Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,
изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
развитие представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативные алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач;
изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа в год;
2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов в год.
Содержание учебного предмета
Неравенства (17 ч.)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Приближенные вычисления (8ч.)
Приближенные вычисления величин. Погрешность приближения. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисление на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисление на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Квадратные корни (14ч.)
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения, дроби.
Квадратные уравнения (22ч.)
Квадратное уравнение и его корни. Неполное квадратное уравнение. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Квадратичная функция (15 ч.)
Определение квадратичной функции. Функция у=х2, у=ах2, у=ах2+вх+с Построение графика квадратичной функции.
Квадратные неравенства(13ч.)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. Повторение (13 ч.)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание учебного материала
| Количество часов
| Количество контрольных работ
| Неравенства | 17
| 2
| Приближенные вычисления | 8
| 1
| Квадратные корни | 14
| 1
| Квадратные уравнения | 22
| 1
| Квадратичная функция
| 15
| 1
| Квадратные неравенства | 13
| 1
| Повторение | 13
| 1
| Итого
| 102
| 8
| Календарно-тематическое планирование по алгебре
№ п\п
| Наименование темы
| Колво часов
| Дата
| Примечание
| 1-3
| Повторение курса алгебры 7-го класса
| 3
|
|
| Неравенства
17 часов
| 4
| Положительные и отрицательные числа.
| 1
|
|
| 5
| Числовые неравенства
| 1
|
|
| 6-7
| Свойства числовых неравенств
| 2
|
|
| 8-9
| Сложение и умножение неравенств
| 2
|
|
| 10
| Строгие и нестрогие неравенства
| 1
|
|
| 11
| Решение неравенств
| 1
|
|
| 12
| Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства»
| 1
|
|
| 13
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
| 14
| Решение неравенств с одним неизвестным
| 1
|
|
| 15
| Числовые промежутки
| 1
|
|
| 16-17
| Решение систем неравенств с одним неизвестным.
|
2
|
|
| 18-19
| Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.
| 2
|
|
| 20
| Контрольная работа №2
| 1
|
|
| Приближенные вычисления
8 часов
| 21-22
| Анализ контрольной работы. Приближенные значения величин. Погрешность приближения
| 2
|
|
| 23
| Округление чисел. Абсолютная погрешность
| 1
|
|
| 24
| Относительная погрешность
| 1
|
|
| 25
| Стандартный вид числа
| 1
|
|
| 26
| Вычисления на микрокалькуляторе
| 1
|
|
| 27
| Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.
| 1
|
|
| 28
| Контрольная работа №3 по теме «Приближенные вычисления»
| 1
|
|
| Квадратные корни
14 часов
| 29
| Анализ контрольной работы.
Арифметический квадратный корень
| 1
|
|
| 30
| Действительные числа
| 1
|
|
| 31-32
| Квадратный корень из степени
| 2
|
|
| 33-35
| Квадратный корень из произведения
| 3
|
|
| 36-38
| Квадратный корень из дроби
| 3
|
|
| 39-40
| Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.
| 2
|
|
| 41
| Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные корни»
| 1
|
|
| 42
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
| Квадратные уравнения
22 часа
| 43
| Квадратное уравнение и его корни
| 1
|
|
| 44-45
| Неполные квадратные уравнения
| 2
|
|
| 46
| Метод выделения полного квадрата
| 1
|
|
| 47-49
| Решение квадратных уравнений
| 3
|
|
| 50-51
| Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
| 2
|
|
| 52-54
| Уравнения, сводящиеся к квадратным
| 3
|
|
| 55-57
| Решение задач с помощью квадратных уравнений
| 3
|
|
| 58-60
| Решение систем уравнений, содержащих уравнение второй степени
| 3
|
|
| 61-62
| Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.
| 2
|
|
| 63
| Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные уравнения»
| 1
|
|
| 64
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
| Квадратичная функция
15 часов
| 65-66
| Определение квадратичной функции
| 2
|
|
| 67-68
| Функция у = х2
| 2
|
|
| 69-70
| Функция у = ах2
| 2
|
|
| 71-72
| Функция у = ах2+ bx + c
| 2
|
|
| 73-75
| Построение графика квадратичной функции
| 3
|
|
| 76-77
| Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.
| 2
|
|
| 78
| Контрольная работа № 6 по теме «Квадратичная функция»
| 1
|
|
| 79
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
| Квадратные неравенства
13 часов
| 80-84
| Квадратное неравенство и его решение
| 5
|
|
| 85-88
| Метод интервалов
| 4
|
|
| 89-90
| Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний.
|
2
|
|
| 91
| Контрольная работа № 7 по теме «Квадратные неравенства»
|
1
|
|
| 92
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
| Повторение 10 часов
| 93-101
| Решение задач
| 9
|
|
| 102
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
| итого
| 102
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса алгебры в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменой и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной; решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Учебно - методическое обеспечение
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров ЮВ., и др. Алгебра. 8класс: учеб.для общеобразоват. учреждений -18-е изд.-М.:Просвещение,2011.
Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.В. Шабунин.– М.: Просвещение, 2011.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации.7-8класс. Издание четвертое, переработанное и дополненное./ Под ред. Ф.Ф.Лысенко. –Растов-на-Дону: Легион-М, 2009
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс/ Сост. Л.Ю. Бабошкина. – М.: ВАКО, 2010
Список литературы
Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.
Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.
Примерная программа основного общего образования, по математике», 2-е издание, М.: «Просвещение», 2009.
«Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).
|
|
|