|
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006-2007 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных процессов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Название курса
Математика 6 класс
1.Цели изучения курса
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей;
- продолжить формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание отношения к математики как к части общечеловеческой культуры.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснований;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Согласно федеральному базисному плану на изучение математики в 6 классе отводится 175 часов, т.е. 5 учебных часов в неделю.
Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего образования, но изложенный в учебнике И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика», 6 класс недостаточно. В скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме. 2. Особенности в содержании и структуре предмета
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
- в 6 классе – обучение в объёме 175 часов
- в неделю 5 часа. (35 недели).
Согласно учебному плану школы данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
- в 6 классе – обучение в объёме 175 часа
- в неделю 5 часа. (35 недель). 3. Используемые технологии, методы и формы работы, обснование целесообразности их использования.
Используемые технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированная технология.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, работа по карточке
4. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе . Математика.5-6 классы/авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2008 Согласно Федеральному базисному учебному плану данная программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
- в 6 классе – обучение в объёме 175 часов
- в неделю 5 часа. (35 недели).
Согласно учебному плану школы данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
- в 6 классе – обучение в объёме 175 часа
- в неделю 5 часа. (35 недель). 5. Межпредметные связи.
Межпредметные связи осуществляются на уроке путем использования тематических задач, наглядных пособий.
6. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
С целью преемственности в начале курса включено повторение изученного в 5 классе. Кроме того, в течении всего учебного года изученный ранее материал неоднократно повторяется во время проведения устной работы, актуализации знаний обучающихся. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 174 учебных часа.
7. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (ФГОС)
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать/понимать», «уметь».
Тематическое планирование учебного материала
5 часов в неделю, всего 175 часов.
1. Положительные и отрицательные числа – 63 ч., из них три контрольные работы.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Алгебраическая сумма и ее свойства. Правило вычисления значения алгебраической суммы. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел, обыкновенных дробей. Поворот. Центральная симметрия, осевая симметрия. Координатная прямая. Числовые промежутки. Координатная плоскость. Расстояние между точками координатной прямой. Правило умножения для комбинаторных задач.
2. Преобразование буквенных выражений – 38 часов, из них 2 контрольные работы.
Раскрытие скобок. Упрощение выражений. Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений. Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность, круг, шар, сфера. Длина окружности, площадь круга.
3. Делимость натуральных чисел – 32 часа, из них 2 контрольные работы.
Делители и кратные. Делимость произведения, суммы и разности чисел. Признаки делимости на 2,3,4,9,10,25. простые числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.Взаимно-простые числа. Признак делимости на произведение.
Арифметические действия с рациональными числами. Законы арифметических: действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения порядок действий в них, использование скобок. (5)
4. Математика вокруг нас – 25 часов, из них одна контрольная работа.
Отношение двух чисел. Пропорциональность величин. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорция, основное свойство пропорции. Решение текстовых задач с помощью пропорций. Диаграммы.
5. Основные понятия теории вероятностей – 5 часов. Понятие вероятности. Подсчет вероятности.
6. Повторение – 12 часов, из них одна контрольная работа.
9. Содержание учебного предмета, курса. (БУП 2004) Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
Арифметика
Уметь
- выполнять арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями;
- переходить от одной формы записи чисел к другой;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, МК;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
- составлять буквенные выражения по условиям задач; осуществлять в выражениях числовых подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- изображать числа точками на координатной прямой и плоскости;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Геометрия
Уметь
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры;
использовать приобретенные знания и умениями в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
- извлекать информацию, представленную на диаграммах, строить диаграммы;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм.
Календарно-тематическое планирование по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год
УМК «Математика» И.И. Зубарева и др.
Типология уроков И.П. Подласова:
Комбинированный урок (КУ)
Урок изучения новых знаний (УИНЗ)
Урок формирования новых умений (УФНУ)
Урок обобщения и систематизации изученного (УОСИ)
Урок контроля и коррекции знаний, умений (УККЗУ)
Урок практического применения знаний и умений (УППЗУ)
Тематическое планирование учебного материала
5 часов в неделю, всего 175 часов.
№ урока по плану
| № урока в четв.
| Тема урока
| Содержание урока
| Вид контроля
| Дата
| Корректировка
| I четверть
|
|
| Повторение материала 5 класса
| 1
| 1
| Обыкновенные дроби
| Сложение, вычитание, сокращение дробей. Умножение и деление дроби на натуральное число
|
|
|
| 2
| 2
| Десятичные дроби
| Сложение, вычитание дробей. Умножение и деление дробей
|
|
|
| 3
| 3
| Проценты
| Задачи на проценты
|
|
|
| Глава 1
| Положительные и отрицательные числа. Координаты (60 часов)
| 4
| 4
| Поворот и центральная симметрия
| Понятие поворота. Виды орнамента. Координатный луч
|
|
|
| 5
| 5
| Поворот и центральная симметрия
| Симметрия. Построение симметричных точек. Действия с дробями.
| Математический диктант (МД)
|
|
| 6
| 6
| Поворот и центральная симметрия
| Центрально-симметричные фигуры. Построение симметричных фигур.
|
|
|
| 7
| 7
| Поворот и центральная симметрия
| Проверка усвоения ЗУН по теме
| Самост работа
|
|
| 8
| 8
| Поворот и центральная симметрия
| Нахождение центра симметрии на координатной плоскости, в фигуре. Задачи на проценты.
|
|
|
| 9
| 9
| Контрольная работа по текстам администрации
| Проверить степень усвоения ЗУН учащихся за курс 5 класса
| Контрольная работа
|
|
| 10
| 10
| Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
| Понятие о положительных и отрицательных числах, координатной прямой.
|
|
|
| 11
| 11
| Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
| Координаты точки, положение точек относительно нуля.
| Самост работа
|
|
| 12
| 12
| Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
| Сравнение отрицательных чисел с помощью координатной прямой, нахождение координат симметричных точек.
| Математич диктант
|
|
| 13
| 13
| Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
| Отработка навыка показывать числа разного знака на координатной прямой, первичная проверка ЗУН по теме
| Самост работа
|
|
| 14
| 14
| Модуль числа.
| Расстояние между точками координатной прямой. Понятие модуля числа.
|
|
|
| 15
| 15
| Противоположные числа. Модуль числа.
| Противоположные точки, противоположные числа. Нахождение противоположного числа для данного, используя знак «-»
|
|
|
| 16
| 16
| Противоположные числа. Модуль числа.
| Понятие множества чисел. Натуральные числа, целые числа, рациональные числа. Расположение чисел на координатной прямой
|
|
|
| 17
| 17
| Противоположные числа. Модуль числа. Контроль устного счета.
| Уравнения и выражения с модульными величинами. Проверка ЗУН по теме
| Самост работа
|
|
| 18
| 18
| Сравнение чисел.(с помощью координатной прямой)
| Сравнение чисел с помощью координатной прямой. Запись чисел в порядке возрастания и убывания.
|
|
|
| 19
| 19
| Сравнение чисел.
| Натуральные и целые решения модульных неравенств.
| Самост
работа
|
|
| 20
| 20
| Сравнение чисел.(отрицательных и положительных)
| Отработка навыка решать модульные уравнения и неравенства, сравнивать рациональные числа.
|
|
|
| 21
| 21
| Параллельность прямых
| Трапеция и параллелограмм, параллельные прямые. Решение примеров с модульными величинами.
|
|
|
| 22
| 22
| Параллельность прямых
| Представление о параллельных прямых, нахождение параллельных прямых на рисунках.Сравнение рациональных чисел.
| Самост работа
|
|
| 23
| 23
| Контрольная работа №1 «Положительные и отрицательные числа»
| Проверка степени усвоения ЗУН по данной теме.
| КР№1
|
|
| 24
| 24
| Числовые выражения, содержащие +,-
| Анализ контрольной работы. Перемещение точки по координатной прямой, выполнение рисунков к соответствующим выражениям.
|
|
|
| 25
| 25
| Числовые выражения, содержащие +,-
| Сложение и вычитание целых чисел с помощью координатной прямой.
| Самост работа
|
|
| 26
| 26
| Числовые выражения, содержащие +,-
| Сложение и вычитание рациональных чисел с помощью координатной прямой.
|
|
|
| 27
| 27
| Алгебраическая сумма и ее свойства
| Представление об алгебраической сумме.
|
|
|
| 28
| 28
| Алгебраическая сумма и ее свойства
| Применение законов арифметических действий при нахождении алгебраической суммы
| тест
|
|
| 29
| 29
| Алгебраическая сумма и ее свойства
| Нахождение значений выражений, содержащих суммы положительных и отрицательных чисел.
| Контроль устного счета
|
|
| 30
| 30
| Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
| Сумма противоположных чисел, слагаемые одинакового знака, слагаемые разного знака. Правило вычисления алгебраической суммы, модуль суммы.
|
|
|
| 31
| 31
| Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
| Правило вычисления алгебраической суммы, модуль суммы. Отработка навыка вычисления алгебраической суммы, используя правило.
| Самост рабрта
|
|
| 32
| 32
| Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
| Выработка умения находить значения выражения устно (по правилу). Решение задач на проценты.
|
|
|
| 33
| 33
| Расстояние между точками на координатной прямой
| Представление о расстоянии между точками, о модуле разности и суммы двух чисел
|
|
|
| 34
| 34
| Расстояние между точками на координатной прямой
| Нахождение расстояния между точками на координатной прямой, вычисляя модуль разности
|
|
|
| 35
| 35
| Расстояние между точками на координатной прямой
| Координаты середины отрезка, координаты точек, удаленных от данной точки на некоторое расстояние.
| Самост работа
|
|
| 36
| 36
| Осевая симметрия
| Представления о симметрии относительно прямой. Уравнения с положительными и отрицательными числами
|
|
|
| 37
| 37
| Осевая симметрия
| Квадрат, равнобедренный треугольник, ромб, прямоугольник, их оси симметрии. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
|
|
|
| 38
| 38
| Осевая симметрия
| Определение симметрии в фигурах. Нахождение значений алгебраических выражений.
| Самост работа
|
|
| 39
| 39
| Числовые промежутки
| Представление о числовых промежутках, о нестрогом и строгом неравенствах, о числовом отрезке и интервале.
|
|
|
| 40
| 40
| Числовые промежутки
| Построение геометрической модели числового промежутка. Сложение и вычитание рациональных чисел.
|
|
|
| 41
| 41
| Числовые промежутки
| Отработка умения нахождения соответствия между условием, названием, графической моделью, символической записью промежутка. Нахождение значений алгебраических выражений.
| Математич диктант
|
|
| 42
| 42
| Контрольная работа №2
| Проверка степени усвоения ЗУН по данной теме.
| КР№2
|
|
| 43
| 43
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| Анализ контрольной работы. Правило умножения числа на минус единицу, умножения числа на единицу. Правило умножения чисел разного знака.
|
|
|
| 44
| 44
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| Правило умножения и деления положительных и отрицательных чисел.
| МД
|
|
| 45
| 45
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| Все действия с положительными и отрицательными числами, упрощение выражений.
|
|
|
| 46
| 46
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| Все действия с положительными и отрицательными числами, упрощение выражений.
| Самост работа
|
|
| 47
| 1
| Координаты
| Координаты объекта. Составление аналитической модели по геометрической модели.
|
|
|
| 48
| 2
| Координатная плоскость
| Координатные прямые, система координат, определение координаты точки на плоскости.
|
|
|
| 49
| 3
| Координатная плоскость
| Прямоугольная система координат, начало координат, абсцисса, ордината. Построение точки по ее координатам.
| Математич диктант
|
|
| 50
| 4
| Координатная плоскость
| Нахождение координат точки по заданным условиям, нахождение площади прямоугольника и треугольника.
|
|
|
| 51
| 5
| Координатная плоскость
| Построение фигур по ее координатам.
|
|
|
| 52
| 6
| Координатная плоскость
| Применение свойств симметрии в координатах
| Самост работа
|
|
| 53
| 7
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| Правило умножения обыкновенных дробей.
|
|
|
| 54
| 8
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| Правило умножения смешанных чисел.
| Самост работа
|
|
| |
|
|