Главная страница

Пояснительная записка Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В. В., Лубченкова Ю. Н



Скачать 429.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В. В., Лубченкова Ю. Н
страница3/4
Артемова В.В
Дата16.03.2016
Размер429.69 Kb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4

Задание 48

Что вы видите общего в идеях славянофилов и западников? Почему и то и другое направление относят к оппозиции царизму? ________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Задание 49

Как вы думаете, почему славянофилы больше любили Москву и чаще всего жили в ней, а западники предпочитали Петербург? ______________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Почему и тех и других было больше в Москву? ________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Внешняя политика России в 1820-1850-е гг.

Крымская война
Задание 50

В рамке запишите годы Крымской войны:
Задание 51

Каковы причины Крымской войны? Укажите не менее четырех.

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.__________________________________________________________________
Задание 52

Заполните таблицу «Крымская война»

Этапы войны

Противники

Место и дата сражения










Задание 53

На народной картинке первой половины XIX в. изображены император Николай I, турецкий султан Абдул-Меджит, королева Великобритании Виктория и король Франции Луи-Наполеон.



Почему автор картинки поместил эти исторические персонажи вместе?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 54

Перечислите основные сражения в ходе Крымской войны:

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 55

Причины поражения России в Крымской войне:

1.________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________

8._________________________________________________________________

Эпоха освобождения. Великие реформы




Пора проснуться!

Скоро будет поздно решать вопрос освобождения

крестьян мирным путем, мужики решат его по-своему.

Реки крови прольются,- и кто будет виноват в этом?

А.И.Герцен

Александр II

1818-1881
Задание 56

Напишите определения понятий:

Выкупные платежи - это ____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Отрезки - это _______________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Временнообязанные крестьяне - это ___________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 57

3/4земли находилось в руках сельского общества (общины), выполнявшего роль сборщика налогов, контролера поведения крестьян. В то же время крестьянская община давала возможность на сельском сходе или через выборных старост решать крестьянам вопросы «демократическим» путем.

Были ли в результате реформы 1861 г. разрешены все стороны аграрного переворота?

Закрасьте ту часть записи, которая показывает, какая сторона аграрного вопроса была разрешена. Оставьте незакрашенным то, что еще было необходимо решать России:

крестьянская община

крепостное право

крупное помещичье землевладение


Задание 58

После падения крепостного права государству пришлось решать еще одну сложную задачу - дать всем «освобожденным» крестьянам фамилии.

Способов создания фамилий для крестьян было три:

1.Дать фамилию по имени отца (отчество превратить в фамилию) или по имени деда. Так появлялись Ивановы, Федоровы, Васильевы и т.д.

2.Записать всех подряд, иногда целыми деревнями, по фамилии бывшего владельца. Так появлялись целые села, где все были Пушкаревыми или Репьевыми.

3.Записать «уличную» фамилию, или кличку, человека в качестве фамилии.

Однако процесс «офамиливания» крестьян оказался долгим. Перепись 1897 г. застала немало бесфамильных крестьян.

Почему после отмены крепостного права в 1861 г. возникла необходимость присуждения фамилий всем крестьянам?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 59

Крестьяне иного ждали от царского Манифеста. Со всех концов Российской империи доходили известия о крестьянских бунтах.

Что могло разочаровать крестьян в «Положении» от 19 февраля 1861 г.?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Задание 60

Напишите определения понятий:

Земства - это ________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гласные - это _______________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Задание 61

Посмотрите на рисунок. Найдите на нем судью, подсудимого, адвоката, прокурора, присяжных заседателей.



1.____________________ 2.____________________ 3.____________________

4.___________________5.____________________

Общественное движение в 1861-1866 гг. Народничество

Не говори: «Забыл он осторожность!»

Он будет сам судьбы своей виной!..

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Н.А.Некрасов

Чернышевский Н.Г.

Задание 62

Продолжите фразы:

Народниками называли ____________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Народническое движение возникло в _________ годы, так как _____________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Задание 63

Вождями народничества 1860-х гг. были: _______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Задание 64

Революционеры 1860-х гг. предлагали различные способы осуществления общественного переворота, достижения социализма. Назовем их условно: «метла», «топор», «топор с капающей кровью». Подпишите под каждым из рисунков имена революционеров 1860-х гг., проповедовавших один из перечисленных способов:















Задание 65

Отметьте факторы, определившие переход народников к террору.

1.Тактика пропаганды.

2.Раскол «Земли и воли».

3.Репрессии властей.

4.Массовые аресты народников.

5.Массовые крестьянские выступления в Поволжье.

6.Активизация деятельности либеральных народников.

7.Разочарование в революционности крестьянства.

8.Создание кружков среди студентов и военных.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Контрреформы и реформы Александра III

Ныне Россия управляется отребьем русского народа,

теми, которых раболепство все превозмогло и в

которых окончательно заглохло даже то, что в них

было порядочного смолоду.

Б.Н.Чичерин

(Московский городской голова)


Александр III

1845-1894

Задание 66

Императора Александра III, правившего Российской империей в 1881-1894 гг., прозвали Миротворцем.

Почему? _________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 67

Мероприятия в аграрном секторе:

1.28 декабря 1881 года - крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп. Теперь 20% выкупной суммы выплачивались не крестьянином, а казной и не включались в крестьянский долг.

2.Июль 1881 года - утверждены Временные правила переселения крестьянских семей в малонаселенные восточные районы страны на льготных условиях.

3.В 1881-1883 гг. снижены размеры выкупных платежей, начата раздача Крестьянским банком льготных кредитов.

4.В 1885 году - отменена подушная подать.

5.В 1886 году были затруднены внутрисемейные разделы, чтобы не допустить дальнейшей пролетаризации деревни. Теперь родители могли воспрепятствовать отделению своих взрослых детей.

6.В 1893 году были определены новые правила выхода из общины. Теперь земледелец, полностью выплативший выкуп за свой надел, не имел права обособиться от общины без одобрения 2/3 участников схода.

7.Крестьянам было также запрещено продавать свою землю представителям других сословий.

Можно ли политику Александра III в крестьянском вопросе считать политикой контрреформ?

Ваше мнение обоснуйте.

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 68

Заполните таблицу «Контрреформы Александра III».

Контрреформы

Их содержание

1.Ужесточение цензуры

1.Закрытие либеральных и радикальных журналов



Экономическое и социально развитие
В России теперь происходит то же, что случилось в свое

время на Западе: она переходит к капиталистическому

строю. Россия должна перейти на него. Это мировой

непреложный закон.

С.Ю.Витте

Витте С.Ю.

1849-1915

Задание 69

Сделайте вывод из приведенных ниже данных.

К 1880 г. в сельском хозяйстве России было занято 70% от общего числа работающих в стране. В промышленности - более 20%, в торговле и на транспорте - около 9%.

Россия 1880-го года - страна …

1.индустриальная 2.аграрная

___________________________________________________________________
Задание 70

Укажите правильный ответ.

Промышленным переворотом называют:

А) переход от труда кустаря-одиночки к коллективному труду в ремесленной мастерской (мануфактуре);

Б) переход от мануфактуры к фабрике;

В) переход человечества к обработке металлов;

Г) изобретение и использование железа;

Д) отделение ремесла от земледелия.

____________________________________________________________________
Задание 71

Отметьте особенности промышленного переворота в России:

  1. Медленное развитие промышленного переворота.

  2. Преобладание ввоза машин из-за границы.

  3. Быстрое формирование свободного рынка рабочей силы.

  4. Увеличение капиталовложений купечества в промышленность.

  5. Углубление хозяйственной специализации районов.

  6. Расширение сферы применения крепостного труда.

  7. Быстрое развитие текстильной промышленности.

  8. Наличие широкого внутреннего рынка для промышленных товаров.

  9. Крепостной строй, а после 1861 года - крепостнические пережитки тормозят развитие промышленности.

_________________________________________________________________
Внешняя политика России во второй

половине XIX в.

У России есть лишь два верных союзника - ее армия и флот.

Александр III
Задание 72

Какие способы использовала Россия для расширения своей территории?

1.___________________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________
Задание 73

В рамке запишите годы русско-турецкой войны 2-й половины XIX века:




С какими государствами пришлось столкнуться России в ходе этой войны?

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
1   2   3   4