Главная страница


Пояснительная записка Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В. В., Лубченкова Ю. Н



Скачать 429.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В. В., Лубченкова Ю. Н
страница1/4
Артемова В.В
Дата16.03.2016
Размер429.69 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

Токарева А.В.




«Россия в XIX – н. XX вв.»

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к учебнику под редакцией Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н.

Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей:

-формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Задания охватывают основные исторические события и проблемы истории России XIX века

Предлагаемые в тетради задания и вопросы рассчитаны на осмысление и систематизацию основной информации. Большая группа заданий рассчитана на работу с историческими источниками: письмами, воспоминаниями, документами.

Задания отличаются по уровню сложности: вопросы на знание основных понятий, на соотнесение и выбор фактов, определение последовательности исторических событий, выявление причинно-следственных связей и т.д. поэтому рассчитаны на разный уровень интеллектуальной подготовленности студентов (личностно-ориентированный подход).

Задания, отмеченные знаками и предназначены для самостоятельной работы, предполагают знакомство с дополнительной литературой, словарем исторических терминов и интернет-ресурсами.

- задания на знание основных понятий, на соотнесение и выбор фактов.

Задания, отмеченные знаком предполагают работу с рисунками и стихотворными строками.


Содержание


  1. Российская империя в начале XIX века

  2. Сословия России

  3. Политическое развитие. Александр I

  4. Внешняя политика. Начало войны 1812 года

  5. Отечественная война

  6. Политика Александра I в 1815-1825 гг.

  7. Движение декабристов

  8. Николай I и его империя

  9. Внешняя политика России в 1825-1855 гг. Кавказская война

  10. Общественная мысль 1830-1850-х гг. Славянофилы и западники

  11. Духовная жизнь России в I половине XIX века

  12. Внешняя политика России в 1820-1850-е гг. Крымская война

  13. Предпосылки реформ 1860-1870-х гг.

  14. Эпоха освобождения. Великие реформы

  15. Общественное движение в 1861-1866 гг. Народничество

  16. Народничество 1870-х гг.

  17. Контрреформы и реформы Александра III

  18. Экономическое и социальное развитие

  19. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

  20. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.

  21. Российское самодержавие

  22. Назревание революционного кризиса. Начало первой российской революции

  23. Культурная жизнь в н. XX в.

  24. Перед первой мировой войной


Российская империя в начале XIX века
Задание 1

В начале XIX в. было не так много государств с большой территорией. Российская империя и США – среди них. История выработала два способа управления большой территорией:

А - большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением, отчасти контролируемое из центра.

Б - сильная централизация, когда вся территория управляется из центра, сверху, подавляя все попытки решать вопросы управления на месте.

Какой способ управления территорией был характерен в начале XIX в. для США, а какой для России?

Поставьте нужную букву

☼ - для России ☼ - для США
Задание 2

Вспомните, когда Россия стала империей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите первого русского императора: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сословия России
Задание 3

В каких случаях барин вводил барщину, а в каких оброк? Как это было связано с почвами, с землей? Соедините линиями.
Плодородные, черноземные земли барщина
Неплодородные, нечерноземные земли оброк
Продолжите фразу:

Барщинные крестьяне были_________________________________________ ____________________________________________________________________,

(крепостными, казенными)

Оброчные могли быть____________________________________________ ____________________________________________________________________
Задание 4

Соотнесите обозначение категории крестьян и ее характеристики. Соедините линиями.

Государственные Имеют наделы земли, состоят на оброке,

(казенные) принадлежат царской семье
Помещичьи Крепостные, платят оброк или работают

(владельческие) на барщине
Удельные Лично свободны, выполняют повинности

в пользу государства, платят оброк

Задание 5

Не все дворяне были помещиками.

Рассмотрите следующие цифры и сделайте вывод о том, какой помещичий слой преобладал:
Владели до 20 душ - 45,9% Ответ на вопрос отметьте:

От 21 до 100 душ - 24%

От 101 до 500 душ - 13,9% а) крупные помещики

От 501 до 1000 душ - 1,8% б)мелкопоместное дворянство

Более 1000 душ - 1,1%
Задание 6

За пользование землей крестьяне могли отбывать барщину или платить оброк.

Напишите определения этих понятий:

Барщина – это ____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оброк – это ______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________
Задание 7

Сделайте подписи под рисунками. Определите, в каком доме могли жить семьи:

1.дворян 2.священников 3.купцов 4.мещан 5.крестьян



_________или_________ ________или_________ _________или_________

Задание 8

В деревне первой половины XIX в. шло социальное расслоение крестьянства.

Посмотрите на этот рисунок и запишите, что такое «социальное расслоение».



бедняк середняк торговец, ростовщик

Расслоение крестьянства - это________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

О формировании какого общества свидетельствует расслоение крестьянства?_____________________________________________________

________________________________________________________________
Задание 9

Что такое крепостное право?

____________________________________________________________________

________________________________________________________________
Задание 10

Настоящие фамилии у русских начали формироваться только в XVI в. При Петре I фамилии получили все дворяне. Большинство фамилий было образовано из отчеств, реже – по названиям владений. У купцов единичные фамилии известны с XVI в. Но по ревизии (переписи всего податного населения) 1816 г . в Москве, например, фамилии были только у 25 %. Большинство купцов получило фамилии в XIX в.

В документах переписи часто стояли такие записи: «фамилиею Серебояков позволено именоваться 1814 года генваря 17 дня». В конце XVIII – начале XIX века получало фамилии духовенство. Установили строгий порядок: в духовную семинарию приезжал епархиальный архиерей и раздавал фамилии по своему усмотрению, чаще всего – по названию церкви, в которой служил отец семинариста: Троицкий, Вознесенский, Всехскорбященский, по названию сел, где расположена была церковь, или получали «красивую» фамилию по драгоценностям (Алмазов, Аметистов), по цветам (Геацинтов, Розанов), по птицам (Лебедев, Голубев), из античной истории мифологии (Диогенов, Купидонов), переделывали русский вариант на латинский (Беневоленский вместо Добровольский, Сперантов и пр.). семинаристы сложили даже такую песню о своих фамилиях:

По церквам, по цветам,

По камням, по скотам,

И яко восхощет его преосвященство.

Постепенно фамилии распространялись на жителей городов. Но в XIX в. там было еще много бесфамильных. У государственных крестьян, особенно на севере, где не было крепостного права, фамилии появились раньше. А у крепостных их не было и в XIX в. Когда их спрашивали: «Чьи вы?» - отвечали: «Мы оболенские», т.е. крепостные Оболенских. А если крестьянина звали Николай Иванович Трифонов, то Трифонов не фамилией, а именем деда.

Представители каких сословий XIX в. имели в 1-й половине фамилии? _________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Кто их не имел?_________________________________________________ ____________________________________________________________________
Задание 11

Кто такие дворяне?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дворянское сословие в России окончательно оформилось после Жалованной грамоты дворянству 1785 г., в которой говорилось, что:

- благородное дворянское достоинство объявлялось наследственным, потомственным, неотъемлемым;

- лишить жизни, чести, имени дворянина можно только по суду, к нему нельзя применять телесные наказания;

- дворяне освобождаются от обязательной государственной службы;

- дворяне имеют право подавать жалобы императору, Сенату.

О чем свидетельствуют положения Жалованной грамоты?

Дворянство - это___________________________________________________ ____________________________________________________________________

А) привилегированное сословие;

Б) единственное сословие, имевшее гражданские права

В) бесправное сословие


Задание 12

Перед вами изображения представителей разных сословий России 1-й половины XIXв.

Подпишите сословия:



_______________ ________________ _________________


__________________ __________________


Политическое развитие. Александр I
Задание 13

Императрица Екатерина II очень любила своих внуков и заботилась об их образовании и воспитании. Она даже составила «Бабушкину азбуку» - одновременно букварь и книгу для чтения. «Гражданское начальное учение» и «Продолжение начального учения» даже служили учебником грамоты в народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов. Например: «Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу».

Отобрала для внуков Екатерина II и русские пословицы, например, такие:

Беда - глупости сосед.

Посеянное - взойдет.

С людьми мирись, а с грехами бранись.

Красна пава перьем, а человек - ученьем.

Какие ценности хотела внушить внукам императрица? Какие черты личности сформировать?____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Какие, по-вашему, черты действительно оказались сформированными у Александра I?_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Задание 14

А.С.Пушкин писал:

В России нет закона,

Есть столп, а на столпе корона.

Какую черту российской власти подчеркивал поэт?____________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Задание 15

Указ «о вольных хлебопашцах» был призывом к помещикам отпускать их на волю. Как вы думаете, почему только 47 тыс. владельцев откликнулись на призыв и отпустили крестьян?________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Внешняя политика. Начало войны 1812 г.
Задание 16

В графе 1 напишите государство, с которым Россия воевала.

В графе 2 укажите присоединенную территорию.




1801 - 1804 гг. 1. 2.

1804 - 1813 гг. 1. 2.

1808-1809 гг. 1. 2.

Задание 17

Охарактеризуйте русско-английские и русско-французские отношения начала XIX в. Подумайте, можно ли сказать, что война между Россией и Францией была неизбежна.

ДА НЕТ

Свой ответ прокомментируйте _______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Задание 18

Какие цели в войне с Россией преследовал Наполеон?

  1. Захват территории и природных ресурсов.

  2. Превращение страны в плацдарм для дальнейшей экспансии.

  3. Свержение царизма и установление республики.

  4. Уничтожение России как суверенного государства.

Если считаете необходимым, добавьте иные положения:___________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Задание 19

Запишите дату начала войны России с наполеоновской Францией:_______

________________________________________________________________

Отечественная война


Барклай де Толли М.В. Багратион П.И.

1761-1818 1765-1812



Скорей ты ляжешь трупом зрима, чем будешь им побеждена!

Г.Р.Державин

Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год, все, что было до того, - только предисловие.

А.И.Герцен
Задание 20

Война 1812 г. носит название Отечественной.

Что это означает?__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 21

Определите причины Отечественной войны 1812 года.

  1. Стремление Наполеона к мировому господству.

  2. Россия хотела захватить Францию.

  3. Русско-турецкое сотрудничество

  4. Неудачная попытка Наполеона заключить брак с Анной, сестрой Александра I.

  5. Россия заключила военный союз с Англией.

___________________________________________________________________
Задание 22

Таблица «Готовность к войне России и Франции»





Наименование

Россия

Франция

1

Порох

323 тыс. пудов

95 тыс. пудов

2

Снаряды

300 тыс. шт.

35 тыс. шт.

3

Патроны

44 млн. шт.

7,5 млн. шт.

4

Запасы продовольствия

на 6 месяцев

на 3 месяца

5

Количество солдат в 1-ом

Эшелоне (у границы)

317 000

450 000

Парадокс: феодальная Россия оказалась лучше готова к войне в материально-техническом плане, чем буржуазная Франция, покорившая почти всю Европу.

Чем можно объяснить такое соотношение?____________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________
Задание 23

Известное высказывание Наполеона гласит: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло; заняв Москву, я поражу ее в сердце».

Соответствует ли содержание этого высказывания первоначальному плану Наполеона в войне против России? Мнение обоснуйте.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
  1   2   3   4