Вид коммуникативных УУД
|
Показатели
|
Уровень сформированности коммуникативных УУД
|
Диагностика
|
высокий
| средний
| низкий
| Педагог
| Психолог
|
1 класс
|
Коммуникация как кооперация
| Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
| - отвечает на все вопросы.
- осознанно стремится к сотрудничеству.
| - частично отвечает на вопросы.
-работает в паре ситуативно.
| - не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
| Наблюдение
| Методика «Рукавички»
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.
| Рекомендации:
консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу.
|
Коммуникация как интеракция
| Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека.
| - тактичен, вежлив, соблюдает этикет.
- понимает речевое обращение другого человека
| - частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека
| - молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека.
| Наблюдение
Методика «Левая и правая стороны»
|
|
Рекомендации: продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Рекомендации: изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
| Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.
|
Коммуникация как интериоризация
| Слушать и понимать речь других.
| - слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
| - слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.
| - не слышит, не может дать обратную связь
| Наблюдение
| Методика «Узор под диктовку»
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь
| Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.
|
2 класс
|
Коммуникация как кооперация
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| - осознанное стремление к сотрудничеству.
- доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)
| - участвует выборочно в диалоге.
- идет на контакт, когда уверен в своих знаниях
| - не идет на контакт (агрессивен или пассивен)
| Наблюдение
| Методика «Рукавички»
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.
| Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.
|
Коммуникация как интериоризация
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)
| - читает, высказывает свои мысли по алгоритму.
| - читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.
| Наблюдение
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь
| Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.
|
3 класс
|
Коммуникация как кооперация
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
| - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,
- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.
| - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.
- ведомый
| - не хочет участвовать в диалоге.
- не слушает и не понимает других.
| Наблюдение
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях
| Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах).
|
Коммуникация как интериоризация
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)
| - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.
| -молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но не понимает прочитанного
| Наблюдение
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах
| Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.
|
Коммуникация как интеракция
| Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры
Понимать точку зрения другого.
| - отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен.
- умеет слушать и слышать, дает обратную связь
| - ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен.
- слушает, но не всегда дает обратную связь
| - пассивен или агрессивен.
- молчит, игнорирует другого человека
| Наблюдение
|
|
Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
| Рекомендации:
продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
| Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.
|
4 класс
|
Коммуникация как кооперация
| Умение договариваться, находить общее решение.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
| - умеет договариваться, находить общее решение,
- умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
- владеет адекватными выходами из конфликта.
- всегда предоставляет помощь.
| - не всегда может договориться.
- не всегда может сохранить доброжелательность.
- предоставляет помощь только близким, знакомым.
| -не может и не хочет договариваться.
-пассивен или агрессивен.
- не предоставляет помощь.
| Наблюдение
| Задание «Совместная сортировка»
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на школьных конференциях, олимпиадах.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении.
| Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах), выработка активной позиции при общении., продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков
|
Коммуникация как интериоризация
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
| - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)
| -читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,
- высказывает свои мысли по алгоритму
| -молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но ни понимает прочитанного
| Наблюдение
| Задание «Дорога к дому»
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.
| Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурса
| Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.
|
Коммуникация как интеракция
| Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Уважение позиции других людей, отличную от собственной.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
| -различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.
| -понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.
| -редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.
| Наблюдение
Методика «Кто прав?»
|
|
Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня
| Рекомендации:
Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня
| Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.
|
Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД
Узор под диктовку.
«Рукавички».
«Левая и правая стороны»
«Совместная сортировка»
«Дорога к дому»
«Кто прав?».
|