|
Пояснительная записка к методической разработке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Гороховецкого района Владимирской области
Пояснительная записка к методической разработке
"Урок информатики и ИКТ в 9 классе
по теме "Электронные таблицы и математическое моделирование"
Выполнила:
Зарубина Ольга Борисовна,
к.т.н., учитель информатики и ИКТ
Гороховец 2013
Предмет урока: информатика и ИКТ. Тема урока: Электронные таблицы и моделирование. Цели урока:
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний по теме “Технология обработки числовых данных”;
организация деятельности учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных сферах человеческой деятельности (в т.ч., биологической и физиологической);
обучение моделированию объектов в среде табличного процессора;
Развивающие:
приобретение опыта научно-исследовательской деятельности;
развитие критического и логического мышления;
развитие коммуникативности, умения работать в подгруппе;
развитие ИКТ - компетентностей учащихся;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
развитие ответственного отношения к своему здоровью,
способствование обогащению внутреннего мира учащихся;
расширение кругозора учащихся.
Задачи:
изучить возможности компьютера и MS Excel как инструмента для моделирования жизненных ситуаций и различных процессов;
научить создавать информационные модели;
совершенствовать навыки работы в MS Excel: ввод, редактирование и копирование формул и данных, построение диаграмм и графиков;
научить формулировать цели исследования, строить модель процесса, анализировать конечные результаты работы.
Тип урока: Комбинированный урок. Методы:
словесные и наглядные методы в их приемах: эвристическая беседа, лекция, работа с таблицей (раздаточным материалом), мультимедийной презентацией; форма работы – фронтальная;
репродуктивный и частично–поисковый метод в таких приёмах, как: логические рассуждения, выполнение проблемных заданий, работа с формой в MS Excel; формы работы - групповая и индивидуальная;
методы формирования познавательного интереса: стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций;
проблемный, исследовательский методы в приемах: анализ и синтез результатов исследовательской практической работы, экстраполяция результатов работы на различные жизненные ситуации; формы работы - групповая и индивидуальная;
методы устного и машинного контроля и самоконтроля: опрос, само- и взаимооценка выполнения работы и анализа результатов; формы работы - фронтальная и групповая.
Формы обучения:
пассивные: проблемное изложение материала;
интерактивные: дискуссия;
активные: самостоятельная исследовательская работа, решение проблемной задачи, анализ конкретных ситуаций.
Оборудование урока:
компьютеры учащихся с ОС Windows 7;
интерактивная доска Smart;
мультимедийная установка;
компьютер учителя.
Программное обеспечение:
MS SmartNotebook10 (изготовление и демонстрация презентации к уроку), MS Excel (работы учащихся), MS Word (таблица для рефлексии). Раздаточный материал и мультимедийные презентации:
Файл-заготовка для практической части (в том числе памятки с формулами) в MS Excel , таблицы для рефлексии, мультимедийная презентация для SmartNotebook10 "Построение биоритма человека в среде электронного процессора" (все материалы -авторские). Литература:
Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс: 9 кл. - М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2011 г.
Этапы урока:
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний учебной деятельности.
III. Постановка цели урока.
IV. Освоение нового материала.
V. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов.
Компьютерный эксперимент.
Анализ результатов моделирования.
VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Страницы файлов презентации для использования на интерактивной доске
| Примечание к заданиям
| I. Организационная часть - 1мин.
| Приветствие, проверка готовности к уроку.
|
|
|
| II. Актуализация знаний учебной деятельности-10 мин.
| Вольтер говорил: «Главное- ладить с самим собой».
Информация, полученная вами на этом уроке, надеюсь, не только пополнит ваши знания в области информатики, но также поможет вам больше понимать себя, планировать свою жизнедеятельность. Сегодня на уроке мы займемся “Информационным моделированием в среде табличного процессора Excel”.
На протяжении нескольких уроков мы изучали технологию обработки числовых данных.Мы с вами говорили, что электронная таблица является средством информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач.
|
|
|
| Давайте вспомним, что можно производить и где можно использовать табличный процессор?
| Ответы, рассуждения:
В электронных таблицах можно производить вычисления, можно использовать в качестве базы данных
|
| Задание направлено на:
- закрепление изученного ранее материала;
- получение навыков работы с интерактивной доской.
| А как можно представить табличные данные, чтобы они выглядели наглядно? Расположить на слайде в порядке уменьшения наглядности.
| Нагляднее – в графической форме.
Выстроить на слайде по порядку: в графической форме, в табличной форме, в текстовой форме
|
| Задание направлено на:
- закрепление изученного ранее материала;
- получение навыков работы с интерактивной доской.
| Какие типы диаграмм вы знаете?
Привести в соответствие типы диаграмм и подписи к ним.
| Ответы, рассуждения:
гистограммы, круговые диаграммы, графики.
|
| Задание направлено на:
- закрепление изученного ранее материала по теме;
- получение навыков работы с интерактивной доской.
| С помощью какой команды меню, можно построить диаграммы и графики в Excel? Как ввести формулу, содержащую функцию?
| Ответы, рассуждения:
С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм (Вставка-диаграмма) и Мастера функций соответственно.
|
| Задание направлено на:
- закрепление изученного ранее материала;
- получение навыков работы с интерактивной доской.
| Учитель предлагает ответить на вопросы про формулы и типы адресации на слайде.
| Один учащийся отвечает на вопросы, остальные контролируют, оценивают, корректируют.
|
| Задание направлено на:
- закрепление изученного ранее материала;
- получение навыков работы с интерактивной доской.
| III. Постановка цели урока - 3 мин.
| Теперь попробуем наши знания и навыки применить на практике: составим модель физиологических процессов, происходящих в организме человека с помощью электронных таблиц. Слайд
|
|
|
| Для этого ответьте на вопросы:
У кого сегодня с утра было хорошее настроение? А у кого плохое?
Почему в некоторые дни у вас всё получается, а иногда всё плохо, несмотря на старание?
Если вы замечали, такое состояние повторяется через определенный промежуток времени.
Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (Биоритм)
| Ответы учащихся
|
| Задание направлено на:
- развитие логического мышления, умения строить гипотезы;
умение ставить цели.
| Как вы считаете, зависит ли жизнь человека от его биоритмов, можно ли прогнозировать благоприятные дни и предупреждать о неблагоприятных? (Да, Нет.)
Скоро вы будете сдавать государственные экзамены. Важно ли вам знать о колебаниях своей работоспособности, здоровье, интеллектуальном и эмоциональном потенциале?
Каким способом мы можем проверить данную гипотезу?
| Ответы, рассуждения.
Да, биоритмы можно использовать при планировании учебной деятельности. Практически: построить модель биоритмов
|
|
| Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Построение биоритмов человека в среде табличного процессора”
Наша цель: в среде табличного процессора создать компьютерную модель своих биоритмов, исследовать её и на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.
|
|
|
| IV. Освоение нового материала - 6 мин.
| Все мы живем по определенным законам, которые изучает новая наука – хронобиология, тесно связанная с медициной, физиологией, экологией. Существует теория, что и жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Учитель рассказывает о физическом, эмоциональном, интеллектуальном биоритмах (2 мин). В момент рождения человека все три цикла стартуют с нулевой точки. В первой половине каждого периода, когда значения синусоиды положительны, наступает подъем работоспособности и улучшение физического, эмоционального и интеллектуального состояния. В дни второй половины периода, когда значения синусоиды отрицательны, наступает негативная фаза, которая значительно снижает возможности человека во всех областях. Пройдя обе фазы, цикл возвращается в исходную точку, и весь процесс повторяется. Для каждого цикла существуют критические дни, когда кривая проходит через "нулевую точку", а человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Особенно неприятна ситуация, когда в один день через "нулевую точку" проходят две или три кривые.
|
|
| Задание направлено на:
- освоение нового материала;
развитие логического мышления, умения строить гипотезы;
-умение ставить цели и находить пути их решения.
| Но, прежде, чем мы создадим компьютерную модель своих биоритмов, отметьте на выданных вам карточках свое состояние (физическое, эмоциональное, и интеллектуальное) с помощью смайлов. Затем, на практике с помощью построенной модели мы проверим теорию биоритмов.
| Работают с раздаточным материалом, отмечают свое состояние смайликами: ,,.
|
| Задание направлено на:
- умение ставить эксперимент; умение ставить цели и находить пути их решения.
| V. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов - 16 мин.
| Компьютерный эксперимент
| Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого выполним практическую работу и построим график кривых своих биоритмов на текущий месяц. Зачем это нам нужно?
| Ответы, рассуждения: на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.
|
| Задание направлено на:
- умение ставить цели эксперимента и экспериментальным путем находить решения.
| В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что периодические функции трех биоритмов имеют периоды: для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня.
Поэтому биоритмы рассчитываются по формулам:
где х - количество дней, прожитых человеком на данный день.
Началом всех трех кривых является день рождения t=t0, sin(0)=0.
|
|
|
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
|
|
| Задание направлено на:
-развитие физического здоровья;
- релаксацию.
| Что в этих формулах нам неизвестно?
Как можно посчитать количество дней, прожитых человеком?
Какие исходные данные для этого понадобятся?
| Ответы:
х-количество дней жизни человека; рассчитываем как разность между текущей датой и датой рождения человека.
Исходные данные: дата рождения, текущая дата Длительность расчета.
|
| Задание направлено на развитие:
- умения ставить цели эксперимента и экспериментальным путем находить решения;
- способности к моделированию объектов в среде табличного процессора;
- умения создавать компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях;
| Какой результат мы должны получить?
| Ответы: графики биоритмов, для того, чтобы проанализировать по ним свое физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние.
|
| Для работы вам необходимо использовать технологическую карту, для анализа таблицу значений биоритмов.
Вы должны:
Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза.
Создать и скопировать формулы с учетом длительности прогноза.
По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов.
При задании дат, используйте функцию "Сегодня()" для того, чтобы унифицировать форму.
| Строят графики биоритмов с использованием относительной и абсолютной адресации, функций "sin(x)" и "Сегодня()".
|
| - закрепление изученного ранее материала.
|
|
|
|
| Анализ результатов моделирования
| После построение своих биоритмов произведите анализ результатов.
Определите, не являются ли ближайшие дни для Вас критическими?
В какие дни стоит обратить внимание на свое здоровье?
Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре.
Выбрать день для похода в музей.
Выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.
| Анализ, синтез, ответы, рассуждения.
|
| Задание направлено на развитие:
- умения логически рассуждать, анализировать и синтезировать результаты эксперимента;
-умения по-разному интерпретировать результаты, ставя перед собой разнообразные вопросы.
| Давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать, если на спаде физический цикл?
| преодолевать свою лень, гулять на свежем воздухе , побольше физических занятий,принимать витамины
|
| Задание направлено на развитие:
- умения логически рассуждать, анализировать и синтезировать результаты эксперимента.
| А если на спаде эмоциональный цикл?
| учиться управлять собою, начинать день с улыбки, радоваться солнечному дню, не зацикливаться на плохом.
| Если в это время идет спад интеллектуальный?
| Вспомнить все то, что вы знаете. поверить в удачу и успех, поработать с тестами для развития памяти, внимания.
| Разбейтесь на пары и посмотрите на биоритмы друг друга. Проанализируйте их совместимость?
Ответьте на вопрос: стоит ли вам работать в паре сегодня на уроке (по интеллектуальному и эмоциональному биоритмам)?
Стоит ли вам играть в одной команде в спортивные игры (по физическому и эмоциональному биоритмам)?
| Анализ, синтез, работа в парах, ответы, рассуждения.
|
| Задание направлено на развитие:
- умения логически рассуждать, анализировать и синтезировать результаты эксперимента;
-умения работать в группе, находить компромиссные решения, активно слушать.
| VI. Домашнее задание -1 мин.
| Используя индивидуальные биоритмы и данные о датах ГИА (найти в Интернете), построить диаграммы и определить благоприятные дни для сдачи экзамена по разным предметам
|
|
|
| VII. Подведение итогов - 3 мин.
| Возьмите свои карточки со смайлами и проверьте: совпадают ли результаты теории биоритмов с вашим состоянием сегодня?
Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.
| Делают вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.
|
| Задание направлено на:
- умение ставить эксперимент; умение ставить цели, находить пути их решения и оценивать результат достижения цели;
- умение логически рассуждать, анализировать информацию.
| Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки. Оценивает достижение цели урока.
| Анализ итогов урока.
|
| Задание направлено на:
- умение оценивать результат достижения цели;
- умение логически рассуждать, анализировать информацию;
- умение подводить итоги работы.
| И запомните, ребята, слова врача Е.Ефимовой: "Теория биоритмов ни в коем случае не предсказывает будущее человека. Она лишь помогает анализировать свое состояние и выбирать подходящий момент для выполнения тех или иных действий, приводящих к формированию этого будущего".
Спасибо за работу! До свидания.
|
|
|
| |
|
|