|
Технология гуманитаризации как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики С.В.Васильева
МБОУ СОШ №10
ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Последнее десятилетие можно охарактеризовать интенсивным внедрением инноваций во все сферы образовательного пространства.
Инновационные процессы проявляются в различных аспектах: в обновлении содержания образования; в изменении или разработке новых методов, методик, педагогических технологий обучения, воспитания; в разработке индивидуальных концепций и технологий.
На современном этапе развития общества назрела необходимость смены приоритетов образования. Обучение должно быть ориентировано не только на формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, но и на выявление и учет индивидуальных особенностей обучаемой личности, ее воспитание и развитие, приобщение к культурным и духовным ценностям, создание условий для самовоспитания и саморазвития. Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу
Главным ориентиром всех происходящих изменений является человек, его потребности и интересы. Этот ориентир сформулирован в виде одного из ведущих принципов преобразования системы образования – принципа гуманизации. Одним из средств реализации данного принципа является гуманитаризация школьного математического образования.
Гуманитаризация образования подразумевает учет индивидуальных особенностей обучаемого, формирование у него навыков научного поиска и творческого мышления, дифференциацию обучения. Такой подход к образованию позволяет сделать его развивающим и личностно-ориентированным. Технология обучения призвана играть в гуманизации математического образования значительную роль. Речь идет, в частности, об инновационных технологиях обучения, позволяющих внести технологические изменения в обучение.
Гуманитаризация математического образования подразумевает применение новых технологий при обучении математике. Информационные технологии могут занять в их ряду заметное место благодаря таким возможностям, как наглядность, интерактивность, возможность организации экспериментальной деятельности и другим. Именно это делает возможным включение обучаемого в активную познавательную деятельность, или, говоря другими словами, содействовать гуманитаризации математического образования.
Технология гуманитаризации математического образования подразумевает:
- формирование восприятия учащимися целостной картины мира, а не разделённой на различные области человеческого познания;
- формирование у учащихся умения строить новые сочетания математических знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;
- не внесение изменения в действующую систему математических знаний, а обогащение ее гуманитарными объектами.
Гуманитарные объекты могут иметь исторический, литературный, художественный, занимательный и другого рода характер.
К гуманитарным объектам исторического характера можно отнести:
- этапы возникновения и развития отдельных математических и гуманитарных объектов;
- биографические очерки известных математиков и личностей, имеющих значительные достижения в области гуманитарных наук;
- история развития цивилизации, история России, история родного края.
Гуманитарные объекты литературного характера включают :
- поэтические строки, посвященные математике и известным математикам;
- высказывания известных ученых, касающиеся математических объектов и математики как науки;
- фрагменты литературно-художественных произведений, имеющие в своей основе математические объекты и логические конструкции;
- математические объекты и логические конструкции, представленные в форме литературно-художественного произведения: математическая сказка, притча, рассказ и т.п.; задачи в стихотворной форме; мнемонические правила в стихотворной форме, способствующие запоминанию математических объектов, логических конструкций и др.
Гуманитарные объекты художественного характера подразумевают:
- использование театрализованных представлений;
- рассмотрение художественных, архитектурных, скульптурных произведений, имеющих в своей основе математические объекты;
- рассмотрение применения математических объектов в произведениях искусства и их значимости и т.д.
Использование средств мультимедиа безгранично расширяют возможности применения данной технологии.
Проиллюстрируем сказанное выше на примере урока геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».
Целью урока является знакомство учащихся с древнегреческим математиком Пифагором и его теоремой. К задачам урока относятся:
образовательные: сформулировать и доказать теорему Пифагора, формировать навыки решения задач на нахождение неизвестной стороны прямоугольного треугольника;
развивающие: познакомить учащихся с греческим математиком Пифагором как всесторонне развитой личностью;
воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, углублять знания об истории математики.
На уроке используется мультимедийная презентация «Теорема Пифагора».
Урок начинается с демонстрации портрета ученого и с предположений учащихся, о том, кто такой Пифагор и какова его роль в истории математики.
Затем формулируются цели урока:
- узнать о жизни Пифагора;
- познакомиться с его математическими открытиями;
- доказать теорему и научиться применять её для решения задач.
Изучение нового материала начинается с заслушивания сообщений:
Легенда о рождении Пифагора
Пифагорейский союз и его математические открытия.
Сообщения учащихся дополняются информацией о том, что не только сила личности и мудрость Пифагора притягивали к нему единомышленников, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов. Приводятся примеры высказываний Пифагора:
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Молчание прекрасно. Молчи, если не можешь изречь то, что было бы прекрасней молчания.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?», а, засыпая вечером, спроси: «Что я сделал?»
Что общего есть во всех этих высказываниях? (Обсуждение 3-4 минуты). Эти высказывания называют акусмами Пифагора. Как вы думаете, почему? (Слово созвучно со словом «аксиома» – предложение, не требующее доказательства. Эти нравственные правила также не нуждаются в доказательстве).
Следующий этап урока – этап повторения, который приводит учащиеся к постановке проблемы: полученных ранее знаний о прямоугольных треугольниках недостаточно для решения задач на нахождение всех элементов треугольника.
Что нам известно о прямоугольных треугольниках? (по модели)
1. Определение прямоугольного треугольника.
2. Названия сторон, соотношения между ними.
3. Свойство острых углов прямоугольного треугольника.
4.Свойство прямоугольного треугольника с углом в 30
5. Свойство прямоугольного треугольника с углом в 45.
Устно по готовым чертежам (слайд) найти неизвестные элементы треугольников.
В Н
А 6см Р М С В АС = 30
45
5см
Все ли элементы треугольников нам удалось найти?
Проблема - имеющихся знаний недостаточно, чтоб найти в треугольнике АВС катет АС, в треугольнике МРН гипотенузу НР, нужно установить связь между катетами и гипотенузой.
После этого формулируется теорема Пифагора: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и предлагается записать теорему Пифагора для данных треугольников и найди катет АС и гипотенузу НР (АС = 6, НР = 5).
Доказательство теоремы (слайд) проводится согласно тексту учебника «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна стр.130.
Отработка теоремы проводится при фронтальном решении задач № 483 (б, г) – фронтально и самостоятельно: Найдите недостающие элементы прямоугольного треугольника, если а и в его катеты, а с - гипотенуза
| а
| в
| с
| 1)
|
| 4
| 5
| 2)
| 10
| 12
|
| 3)
| 8
|
| 17
| 4)
| 2
| 2
|
| Проверка – слайд.
Дополнительная задача (из «Арифметики» Магницкого)
Случися некоему человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лестницу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать (проверка – слайд).
Урок завершается заключительным словом учителя о том, что теорема Пифагора издавна широко применялась в различных областях науки, техники и практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Ветрувий, греческий писатель – моралист Плутарх, математик 5 века Прокл и другие. Долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была известна. В настоящее время установлено, что эта теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Учащимся сообщается о том, что они познакомились с одним из более чем ста пятидесяти геометрических способов доказательства теоремы. Существует легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву 100 быков.
Пребудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век. Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя, вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор. (Шамиссо)
Подводим итог, кто же такой Пифагор? (Учёный, мыслитель, поборник нравственности, поклонник ЗОЖ). Какие из его нравственных законов вы бы взяли на вооружение и почему?
На дом кроме обычного домашнего задания учащиеся получают и творческое задание (по желанию): теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты. Почему?
Применение технологии гуманитаризации в различных классах, при изучении различных тем, на разных видах уроков показывает увеличение интереса учащихся к предмету, включает в урок тех учеников, которые обычно остаются пассивными. Возможности применения гуманитарного фактора на уроках математики связаны с постоянным совершенствованием методики преподавания, поиском форм и методов, направленных на повышение эффективности урока, на воспитание эстетических чувств учащихся, на обогащение духовного облика школьника и формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры. |
|
|