Главная страница

«Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики»



Скачать 128.48 Kb.
Название«Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики»
Дата15.02.2016
Размер128.48 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа

на тему: «Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики»

Выполнила: Атаманкина Любовь Петровна,

учитель математики

ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Суходол

Сергиевского района

Самара 2013

Содержание


Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств, - возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы: первичный опыт выполнения УУД и мотивация; освоение того, как это УУД надо выполнять; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль. Контроль знаний учащихся являлся и является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. 7

Заключение 12

Список литературы 13

..……………………………………………………………..15

Введение

Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и мотивационных установок.


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

  • изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

  • изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС).

В настоящее время школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.


Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельности успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Цель и задачи данной работы:

  • проанализировать содержание программы по математике в рамках деятельностного подхода и требований к результатам обучения.

  • Разработать конспект урока с указанием формируемых УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия.


Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой организации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и знергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;

  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;

  • тормозить ненужные реакции.

Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств, - возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы: первичный опыт выполнения УУД и мотивация; освоение того, как это УУД надо выполнять; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль. Контроль знаний учащихся являлся и является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.



Формирование регулятивных УУД при изучении комбинаторики.


  1. Наиболее описываемыми и обсуждаемыми в методической литературе являются приемы формирования регулятивных УУД при выполнении учебно-исследовательских работ учащихся. Однако, на мой взгляд, не менее важным является правильное акцентирование внимания при формировании регулятивных УУД непосредственно на уроках.

  2. Приемы формирования регулятивных УУД на уроках математики при изучении комбинаторики на примере урока по теме «Комбинаторные задачи»



  3. Конспект урока.




  1. Комбинаторные задачи.



  1. ФИО

  1. Атаманкина Любовь Петровна



  1. Место работы

  1. ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол Сергиевского района



  1. Должность

  1. Учитель математики



  1. Предмет

  1. Алгебра



  1. Класс

  1. 9



  1. Тема и номер урока в теме

  1. Комбинаторные задачи. 1/4



  1. Базовый учебник

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович, П.В. Семенов.-13 изд., стер.- М.: Мнемозина, 2011. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/[А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – 13-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011.




  • Цель урока: Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: сформировать понятие комбинаторных задач, метода перебора вариантов, дерева возможных вариантов.

  • Задачи:

- обучающие: ввести понятие комбинаторные задачи, рассмотреть приложения в других областях математики: теории вероятности, математической логике, теории чисел, кибернетике, познакомить с методом перебора, деревом возможных вариантов.

- развивающие: развивать умение целеполагания; организационно-деятельностную культуру обучающихся, мысленные операции анализа, синтеза, обобщения, развивать речь учащихся посредством организации диалогического общения на уроке, вовлекать учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций.

- воспитательные: воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, умений аргументировано отстаивать свою точку зрения, выслушивать ответы своих товарищей.

  • Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

  • Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • Необходимые техническое оборудование: компьютер, ноутбуки, проектор, зкран, индивидуальные маркерные доски, маркеры.

  • Структура урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин)

Этап формирования регулятивных УУД

1

Организационный этап

Приветствие учащихся; контроль готовности учащихся к уроку

Подготовка к началу урока, корректировка организации своего места(тетрадь, индивидуальная маркерная доска, учебник), запись даты проведения занятия

2




2

Этап целеполагания(подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока)

Постановка проблемы (В городском смотре-конкурсе принимают участие 7 школьных инструментальных ансамблей. Очередность их выступления определяется жеребьевкой. Сколько существует вариантов порядка их участия в конкурсе) с демонстрацией слайда- иллюстрации

Частично-поисковая деятельность в парах по решению задач. Определение источника «проблемы» при невозможности вычисления (Сколько же их?)

3

Действия целеполагания, планирования, прогнозирования
Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем







Организация деятельности учащихся по формировке темы урока, определению цели урока в целом и цели каждого ученика на этом этапе и ученических целей на доске.

Совместное формулирование темы урока и определение своих целей на этом уроке (Что я хочу узнать? Каких результатов к концу урока хочу достигнуть?)







3

Усвоение новых знаний

Фронтальная беседа с учащимися по введению понятия комбинаторные задачи, метода перебора вариантов, дерева возможных вариантов.

Работа с учителем с использованием маркерных досок. Запись в тетрадях определения, решения примеров 1, 2, 3

7

Познавательная инициатива

4

Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала

Демонстрация заданий теста с последующим обсуждением результатов выполнения

Выполнение заданий в тетради в соответствии с отведенным временем с последующей демонстрацией результатов на индивидуальных маркерных досках


7

Действия контроля
Волевая саморегуляция

5

Закрепление знаний

Организация деятельности учащихся по закреплению новых знаний в соответствии с результатами проведения первичной проверки

Работа в гомогенных группах по результатам проверки:

Группа А(проблемы в понимании) – работа с картой-подсказкой на бумажном носителе для выстраивания индивидуальной траектории обучения на уроке. Выполняя задания, демонстрирует на индивидуальной маркерной доске

8

Действия коррекции
Волевая регуляция







Организация решения заданий на картах групповых заданий с последующей проверкой и корректировкой

Группа Б (материал усвоен в целом. Нуждается в закреплении)
















Группа С (материал усвоен, возможно дальнейшее самостоятельное продвижение) – работа с учебником: разбор материала «Дерево возможных вариантов»







6

Контроль и самопроверка знаний

Демонстрация

Выполнение срезовых заданий в тетрадях с последующей самопроверкой и выставлением предварительной оценки

10

Действия оценки/ самооценки

7

Рефлексия

Организует деятельность учащихся по проведению итога урока и определению уровня соответствия поставленным индивидуальным целям

Подводит итог урока, определяя чего достигли и что нового узнали, какова мера соответствия результата урока поставленным целям. В чем причина несоответствия, если таковые имеются


3

Действия самооценки

8

Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению

Организует получение индивидуального домашнего задания в соответствии с результатами самопроверки знаний, дает при необходимости комментарии и пояснения к заданиям

Запись домашнего задания в дневник, получение карточки ИДЗ

1

действия саморегуляции


Заключение


Итак, можно заключить, что развитие самостоятельности успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, является комплексной проблемой. Большие возможности для решения этой проблемы предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), ориентация учащихся на необходимость творческого подхода к решению задач. Владение УУД дает школьнику умение: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию учебе); самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская)

В рамках урочной системы освоить все способы и методы невозможно. Поэтому деятельность учителя можно дополнить внеурочной работой (кружками и факультативами), проектной деятельностью.

Работа по формированию УУД, в частности регулятивных, приносит свои результаты. Прежде всего – это интерес учащихся к математике. Ребята с большим желанием принимают участие в школьной олимпиаде и в всероссийском «Молодежном математическом чемпионате». Олимпиада в обучении занимает важное место в развитии школьников. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия. Пусть небольшие, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ученика развивающе, стимулируют интерес.

Данная работа ориентирована на широкий круг читателей: педагогов, психологов, занимающихся вопросами обучения и воспитания школьников.

Список литературы


  1. Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.

  2. Избранные вопросы школьного курса математики. Комбинаторика. Бином Ньютона. Выпуск 7. М.Х. Болдырева, Ю.П. Карпухин, Г.А. Клековкин. СИПКРО. Самара 2002.

  3. Элементы комбинаторики в примерах и задачах. Пособие по решению задач. В.В. Азовский, Е.И. Томина, Т.В. Фомина. СИПКРО. Самара 2000.

  4. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.- М.: Мнемозина, 2011. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А.Г. Мордкович, Л.Г. Александрова, Т.Н. Мишустина и др.]; под редакцией А.Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2011.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.- 48 с. – (Стандарты второго покаления)