Главная страница


Перспективное планирование по математике по программе «Развитие» с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе



Скачать 235.05 Kb.
НазваниеПерспективное планирование по математике по программе «Развитие» с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе
Дата25.03.2016
Размер235.05 Kb.
ТипДокументы



МКДОУ ДС «Солнышко»

Перспективное планирование по математике

по программе «Развитие»

с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе.


Воспитатель: Харцхаева Т.И.

Г.Лагань, республика Калмыкия

1

П/С: обучение детей сравнению по количеству двух множеств предметов при помощи предметной модели в виде двух рядов заместителей, расположенных по принципу взаимно однозначного соответствия, закрепление видов геометрических фигур, знакомство с трапецией и ромбом.

Материал демонстрационный: 8 машин, 6 гаражей, 10 кружков красного цвета для обозначения машин, 10 кружков синего цвета для обозначения гаражей, трафарет в виде листа бумаги с двумя рядами расположенных друг под другом клеток, геометрические фигуры.

Ход занятия



1. Машины и гаражи расположены в разных частях комнаты. Детям предлагается узнать хватит ли для всех машин гаражей, чего больше: машин или гаражей. Пересчитывать предметы не нужно, говорится, что до того, как машины заедут в гаражи, диспетчер должен узнать, хватит ли гаражей для всех машин.

Дети разбиваются на 3 группы: шоферы, диспетчеры и те, кто работает в гараже. Дети-шоферы обозначают фишками машины, затем относят отобранные фишки диспетчеру. Дети, работающие в гараже, обозначают другими фишками гаражи и также относят их диспетчеру. Диспетчеры раскладывают фишки на полоске бумаги, устанавливая взаимно однозначное соответствие, и делает вывод о соотношении фишек, а затем машин и гаражей. Ф/М №1

2. Логическое задание: а/ Я пришла на пруд и увидела, как жёлтые кораблики спускаются на воду и плывут по ней, а за ними - красные и оранжевые. Что это за кораблики? б/ Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? в/ По небу плыли горы, мишки, верблюд и слон. Что плыло по небу?

3. Назовите эти геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. А вот эта фигура называется ромб, у неё 4 стороны и 4 угла. А эта – трапеция, у неё тоже 4 стороны и 4угла, поэтому ромб и трапеция, как и квадрат, и прямоугольник тоже 4-хугольники.

2

П/С: см. п/с занятия № 1

Материал раздаточный: два листа бумаги с наклеенными на одном 6-7 лодками, а на втором – 8-ью парусами, по 10 фишек двух цветов, соответствующих цвету лодок и парусов, трафарет для раскладывания фишек.

Ход занятия



1. Детям предлагается узнать, хватает ли всем лодкам парусов, чего больше лодок или парусов: паруса сдул ветер и теперь их надо прикрепить к лодкам, предварительно узнав, для всех ли лодок есть паруса. Для этого подходящими фишками сначала обозначаются все лодки, затем другими фишками - паруса. После чего фишки раскладываются на полоске по принципу взаимно однозначного соответствия. Ф/М №1

2. Д/И « Разговор по телефону» / С, с. 9, №4/

3. Д/И « Сложи квадрат» /Н, см. №5, с. 65; кв. №5 - №12/

3

П/С: см. занятие №2, ознакомление с цифрой 1.

Материал раздаточный: два листа бумаги с наклеенными на одном 7-9 блюдцами, на втором – 8-10 чашками, по 10 фишек двух видов; разные трафареты для раскладывания чашек.
Ход занятия
1. Детям предлагается узнать все ли чашки и блюдца можно подавать гостям, хватает ли для всех чашек, блюдец, чего больше: чашек или блюдец. Для сравнения детям предлагается использовать фишки, разложив их сначала на картинки, а затем переложив на трафареты. Ф/М №2

2. Знакомство с цифрой 1. План ознакомления с цифрами:

  • стихотворение: Вот один иль единица, очень тонкая как спица

  • пословица: Один в поле не воин

  • вопрос: Что бывает по одному?

  • выкладывание цифры палочками, шнуром, тесьмой

  • рисование в воздухе носом, пальцем

  • загадка: Стоит Антошка на одной ножке

3. Д/И «Конструктор» / С, см. №5, с. 10/

4

П/С: см. занятие №2, ознакомление с цифрой 2, ориентирование в пространстве.

Материал раздаточный: два листа бумаги с наклеенными 7-8 столами и 8-9 стульями, фишки двух видов, трафарет в виде листа с горизонтальной линией, трафареты, как в занятиях №1 и №2.
Ход занятия
1. Ход занятия такой же, как и в занятиях №1 и №2. Для построения модели предлагается лист бумаги с горизонтальной чертой. Если кто-то из детей расставляет фишки без учёта взаимно однозначного соответствия, ему дается трафарет, расчерченный на клетки, подчёркивается, что фишки расставляют друг под другом. После этого снова даётся первоначальный трафарет. Ф/М №2

2. Знакомство с цифрой 2.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Два сапога – пара. День и ночь – сутки прочь.

Что бывает по два? / глаза, руки, ноги, уши – у человека, и т.д./

/ см. в занятии №3/

Две сестрицы моют, убирают и стирают,

Гладят, чистят, вытирают.

3. Д/И « Муравьи» / С, с.11, №6/

4. Ориентирование в пространстве от себя: с какой стороны от тебя стоит стол, стул, шкаф, ваза, стена? Находится окно, полка, кукла? Найди игрушку: пройди прямо 2 шага, влево – 3 шага, вправо – 1 шаг.


5

П/С: обучение детей сравнению по количеству двух множеств предметов при помощи предметной модели в виде счётов, состоящих из двух рядов косточек, обучение счету в пределах двух, ознакомление с цифрой 0.

Материал демонстрационный: 2 машины, кукла – шофер, счёты, числовые карточки с кружками от 1-го до 2-х, цифры от 0 до 2-х. Раздаточный: числовые карточки от 0 до 2-х, цифры от 0 до 2-х.

Ход занятия

1. Занятие проводится в виде игры в шофёров, которые должны поехать в рейс на машинах. Детям предлагается отложить на одной линии счётов столько косточек, сколько шофёров, а на другой – столько, сколько машин. После этого дети сравнивают между собой количество косточек на разных линиях, а затем делают вывод о соотношении машин и шофёров. Ф/М №3

2. Воспитатель говорит, что шофёров 1, это одна косточка счетов. Машин 2, на другой линии счётов- 2 косточки. Два больше, чем 1, а 1 меньше, чем два. Воспитатель показывает карточку с одним кружком и рядом ставит цифру 1 и говорит «один», затем показывает карточку с двумя кружками и рядом ставит цифру 2 и говорит «два», дальше она раскладывает в ряд числовые карточки с одним и двумя кружками, под ними кладёт соответствующие цифры. На счётах оставляет две косточки – это 2, убирает одну - это 1, убирает её и говорит – это «ноль» косточек, показывает как записывается ноль, ставит его в ряду цифр перед цифрой 1.

3. Детям предлагается три квадрата: один – пустой, на другом 1 морковка, на 3-ем - 2 морковки. Они должны под квадратами положить соответствующие цифры.

4. Рисуем столбики /см. №3, с.25, №11/

6

П/С: 1. см. занятие №5, 1ч.

2. Обучение детей счёту в пределах трёх, ознакомление с цифрой 3, 6 – угольник.

Материал демонстрационный: 3 куклы – спортсмены, 2 лодки, числовые карточки от 0 до 2х, цифры 0, 1, 2, 3; 6- угольник. Раздаточный: счёты, числовые карточки и цифры от 0 до 3х.
Ход занятия
1. см. занятие №5, 1ч. Ф/М №3

2. Детям предлагается посчитать, сколько на столе спортсменов, говорится, что карточек для них тоже две, а лодок на одну больше – три. При этом показывается цифра 3. Затем дети должны разложить карточки, а к ним соответственно – цифры. С перемещением косточек счётов говорится, что число 1 меньше на один, чем 2, число 0 меньше на один, чем 1. Тоже самое объясняется и в сторону увеличения чисел: 1 на один больше ноля, 2 на один больше 1 и т. д. При этом обращается внимание на расстояние, занимаемые на той и другой линии счётов, совпадение их в месте начала отсчёта.

3. Знакомство с 6- угольником.

4. Д/И « Заполни пустые клетки» / С, см. №8, с. 13, №4/

5. Понятие: вчера, сегодня, завтра / см. №3, с. 22/.
7
П/С: 1. см. занятие №5, 1ч.

2. Обучение детей счёту в пределах пяти, ознакомление с цифрами 4 и 5.

Материал демонстрационный: 4 диких, 5 домашних животных, числовые карточки от 1 до 5, цифры от 0 до 5.
Ход занятия
1. см. ход как в занятии №5, 1ч. Ф/М №

2. Ход как в занятии №5, 2ч.

3. Информация к цифре 4: 4 стороны света, 4 времени года, 4 части суток, 4 названия вкуса - сладкий, солённый, кислый, горький /см. №3, с. 43 – 45/. Информация к цифре 5: 5 пальцев, 5 органов чувств - осязание, обоняние, зрение, слух, вкус /см. №3, с. 48/.

Стихи:

Тройка – третий из значков-

Состоит из трёх крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

/ см. №3, с. 38/

Четыре братца под одной крышей стоят.

Пять братьев, пять чуланчиков. Что это?

5. Выложи логическую цепочку:
8
П/С: обучение детей сравнению по количеству двух множеств предметов при помощи предметной модели в виде счётов, обучение счёту в пределах семи, ознакомление с цифрами 6 и 7, повторение видов геометрических фигур.

Материал демонстрационный: числовые карточки от 0 до 7. Раздаточный: 10 зайцев, 10 морковок, на каждого ребёнка, числовые карточки, цифры от 0 до 7, геометрические фигуры.
Ход занятия
1. На счётах отложены 6 косточек красного цвета и 7 зелёного. Дети должны сравнить количество косточек на счётах / красные – морковки, зелёные – зайцы/. Затем дети узнают чего больше. После этого дети отбирают зайцев и морковки в соответствии с количеством косточек.

2. Дети считают сначала морковки, затем зайцев, показывают цифры. Затем дети сравнивают косточки двух цветов по количеству, а потом – предметы. Ф/М №4

3. Д/И «Сравни и заполни» / см. №4, с. 13, №7/

4. Ознакомление с цифрами 6 и 7 / см. №3, с. 81, 107, 117/.

9
П/С: обучение детей сравнению количества мерок, образующихся в результате измерения одной и той же полоски мерками разной величины, при помощи модели типа счётов, обучение детей обозначению количества предметов, движений, звуков числом и цифрой.

Материал демонстрационный: числовые карточки, цифры от 0 до 7, 5 кукол, 3 медведя, полоска для измерений – 50 х 50, цветная полоска – мерка 5 х 10 см, жёлтая полоска – мерка 5 х 10 см, синяя – 3 х 8 см, счёты, числовые карточки, цифры от 0 до 7.
Ход занятия
1. Проводится обучение детей измерению протяжных величин. Затем дети измеряют полоску белого цвета сначала синей меркой, откладывая после каждого измерения косточку на одной линии счётов, затем желтой меркой, откладывая косточки на другой линии счётов. Затем дети сравнивают количество косточек на обеих линиях счётов, по косточкам определяют какая мерка уложилась больше раз, какая – меньше. Ф/М №4

2. Дети раскладывают числовые карточки и цифры от 0 до 7. При показе предметов, ударов в бубен, показа движений производят их пересчёт и показывают нужную цифру.

3. Д/И «Лучший счётчик» / см. №8 , с. 15, д/и №1/

10

П/С: обучение детей сравнению по количеству двух множеств предметов при помощи предметной модели в виде счётов, обучение счёту до 9, ознакомление с цифрами 8 и 9, 8 - угольник.
Материал демонстрационный: числовые карточки, цифры от 0 до 9, 9 столов, 8 стульев, матрёшки. Раздаточный: счёты, числовые карточки, цифры от 0 до 9.
Ход занятия


  1. Ход занятия как в №5, 1ч. Ф/М №5




  1. Ход занятия как в №5, 2ч.



Вот поставлены в ряд сестры – куколки стоят.

Сколько вас? – у них мы спросим, и ответят куклы 8.
У восьмёрки два кольца без начала и конца. /см. №3, с. 120/
Цифра 9 иль девятка – цирковая акробатка.

Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет. /см. №3, с.142/
3. Знакомство с 8 – угольником:


  • сколько у этой фигуры сторон, углов?

  • из скольких треугольников состоит 8 - угольник?

  • как ещё можно разделить 8 – угольник?


11

П/С: обучение детей сравнению количества мерок, образующихся в результате измерения одного и того же количества сыпучих тел разными мерками, при помощи модели типа счётов, обучение детей счёту до 10, обозначение числа 10 цифрами.
Материал демонстрационный: банка с горохом, 2 ёмкости – мерки, подобранные таким образом, что в результате измерения ими одного и того же количества гороха отличаются на 1–2 единицы и составляют 8 – 10 мерок, числовые карточки, цифры от 0 до 10, различные группы предметов, бубен, геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, 6–ти и 8-ми угольники.

Раздаточный: счёты, числовые карточки, цифры от 0 до 10, счётные палочки.
Ход занятия


  1. Воспитатель показывает способ измерения сыпучих тел, рассказывает правила. После этого на глазах детей он измеряет горох 1-й меркой, предлагая после каждого измерения откладывать косточки счётов. Затем измеряет горох 2–й меркой, предлагая детям откладывать косточки счётов на 2-й линии счётов. Дети сравнивают количество косточек, а затем мерок, воспитатель задаёт вопрос, почему количество одних мерок оказалось больше, а других - меньше.


2. Занятие проводится также как занятие №5. /см. №3, с. 175/

Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если слева, рядом с ним

Единицу примостить,

Он побольше станет весить,

Потому что это – 10. /см. №3, с. 180/
У человека на руках и на ногах по 10 пальцев.
3. Д/И «Выложи фигуры палочками» /см. №6, с. 15, п. 1/

12
П/С: обучение детей в ориентировке числового ряда, получение целого из частей, картина к сказке «Репка», игрушки – 10 штук.

Материал демонстрационный: 6 больших и 5 маленьких кубиков, 7 больших и 8 маленьких машин и т. д., цифры от 0 до 10, геометрические фигуры к д/и в конверте. Раздаточный: числовые карточки, цифры от 0 до 10, конверты с геометрическими фигурами.
Ход занятия
1. Дети раскладывают числовые карточки и цифры в ряд по порядку друг под другом. Воспитатель предлагает пересчитать сначала большие кубики, затем – маленькие, также обозначив их цифрой. Затем воспитатель спрашивает, каких кубиков больше, можно ли без счёта узнать, что их, маленьких, больше. То же самое проделывается с машинами.

2. Д/И « Что изменилось?» /Дети закрывают глаза. В ряду цифр воспитатель меняет местами пару цифр или убирает какую-то цифру. Дети находят ошибки./

3. Ознакомление с порядковым счётом по картинке к сказке «Репка» /Дед – первый, бабка – вторая, и т.д. Вопросы на каком месте стоит кошка, мышка? /

Затем в ряд ставятся игрушки, дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами игрушки или убирает одну – две, дети исправляют ошибки.

  1. Д/И «Сколько? Какой?» /см. №4, с. 18, №3/


13
П/С: обучение детей сравнению двух множеств предметов при помощи графической модели в виде двух рядов значков, нарисованных друг под другом по принципу взаимно однозначного соответствия.

Материал демонстрационный: 6 стульев, 7 кукол, нарисованные лабиринты. Раздаточный: лист бумаги, простой карандаш.
Ход занятия
1. Дети должны сравнить количество стульев и кукол, обозначив их какими-нибудь значками так, чтобы было видно, чего больше. Воспитатель предлагает несколько видов значков отдельно для стульев, отдельно для кукол, и просит расположить так, чтобы было видно, каких значков больше, каких меньше.

2. Д/И «Дайте ответ»

  • Сколько ушей у двух мышей?

  • Сколько лап у двух котят?

  • Сколько хвостов у трёх псов?

На большом диване в ряд куклы Танины стоят:

Две матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино.

Помогите-ка Танюшке сосчитать игрушки. Ф/М №5

3. Лабиринт «Как пройти к зайке?» /В, с. 64, см. №2, с. 65/

4. Лабиринт «Поросята и серый волк» /С, №22, см. №4, с. 30, №22/

14

П/С: см. п/с зан-я №13


Материал демонстрационный: 2 различных предмета, например стол и стул, 10 игрушек. Раздаточный: листы бумаги, простые карандаши

Ход занятия


1. Воспитатель предлагает детям загадать друг другу загадки про стоящие на столе предметы. Надо задумать какое – то количество предметов, какой – то других, придумать значки для обозначения предметов, на бумаге нарисовать значки, которыми обозначаются предметы и сами предметы. А на другой стороне листа нарисовать два ряда значков так, чтобы было ВИДНО, каких значков больше, каких меньше. По нарисованным картинкам дети разгадывают загадки: один ребенок показывает свою работу детям и просит сказать, чего у него больше, столов или стульев, если стулья он обозначил, например, квадратиками, а столы – кружками.

Корректирующее упр. №1. Сидим прямо, смотрим: на свой нос – на меня

  • налево

  • направо

2. Д/И «Скажите ответ»

Ну-ка сколько здесь ребят на горе катаются:

Трое в саночках сидят, один дожидается?

3. Повторение порядкового счёта с выставлением игрушек. /см. № 3, с.52, №49, 50 /

4. Ориентирование на листе бумаги: нахождение четырех углов и середины Ф/М №

5. Математические загадки:

Рук много, а нога одна (дерево).

Горшочек умен, семь дырочек в нем (голова).

Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Два брюшка, четыре ушка (подушка).

У пяти братьев, пять чуланчиков (пальцы в перчатках).
15
П/С: обучение детей сравнению предметов при помощи моделей разных типов или счета, повторение цветов спектра.

Материал демонстрационный: две группы предметов, различающихся по величине. Предметы меньшего размера (10 штук) располагаются на расстоянии друг от друга и занимают большее место, чем предметы большего размера (8 штук). Раздаточный: фишки двух цветов (10 штук), бумага, карандаш, счеты, цветные карандаши.

Ход занятия

Дети разными способами сравнивают предметы и узнают, каких больше, каких меньше и почему.

  1. Д/И «Сколько? Какой ?» /С, №13 см.№4 с.18/ Ф/М №6

  2. Понятие о прямой, кривой, ломаной линиях.

  3. Выложить логическую цепочку:




  1. Рисуем радугу /см.№7 с.105/


16

П/С: обучение детей сравнению других множеств предметов при помощи графической модели в виде оси с нулевой точкой отсчета и стрелкой, указывающий направление, формирование представлений о закономерностях числового ряда.

Материал демонстрационный: 3 машины, 5 кукол - девочек, 6 кукол – мальчиков, вычерченная на доске или на бумаге, две группы предметов от 5 до 10 в каждой, бубен.

Раздаточный: лист бумаги с осью, расчерченной на единицы от 0 до 10, с проставленными цифрами, простой карандаш, числовые карточки, цифры от 0 до 10, квадраты четырех цветов.

Ход занятия
1. Воспитатель объясняет принцип обозначения единиц на оси, показывает, как обозначить количество машин, расположенных на столе. Детям предлагается отметить на оси количество кукол – девочек и количество кукол – мальчиков, отсчитав количество единиц, обведя это количество дугой и проставив под нужной цифрой букву – Д или М. Вот так:

Ф/М №6
2. Дети раскладывают числовые картинки и картинки с цифрами. Воспитатель выставляет на столе группы предметов, картинок, простукивает бубном удары. Дети просчитывают их количество, показывают сначала соответствующую цифру, затем на 1 больше/меньше, чем просчитанное количество.
3. Ориентирование на листе бумаги (найти правый/левый верхний угол, левый/правый нижний угол и положить соответствующие цветом квадраты).
Корр-ее упр. №2.
Сидим прямо, смотрим на меня и делаем как я: поворачиваем голову налево - вперед, направо - вперед. Откидываем голову назад - вперед.
4. Повторение понятий: справа – слева, перед – зад, над – под, между – посередине, вперёд – назад. /см. №18, с. 13, д/и №12/

17

П/С: занятия №16, ознакомление с числами и цифрами, встречающимися в окружающем мире, повторение видов геометрических фигур.

Материал демонстрационный: числовая ось с цифрами, 7 игрушек диких животных, 9 игрушек домашних животных, мяч, картинки с предметами. Раздаточный: лист бумаги с проставленными единицами и цифрами, простой карандаш, числовые карточки, цифры от 0 до 10, палочки.
Ход занятия
1. Д/И с мячом «Назови дни недели»

2. Дети отмечают на оси кол-во диких и домашних животных, пересчитав их, дугой они обозначают диких животных, ёлочкой – домашних. Дети сравнивают их и отвечают, каких больше, а каких меньше.

Корр-ое упр. №2.

3. Загадки о геометрических фигурах:

Не круг и не квадрат, углов не имеет, но и не катится (овал)

Эта фигура похожа на крышу (треугольник)

У этой фигуры 6 сторон и 6 углов (6-ти угольник)

У этой фигуры 4 стороны и 2 острых угла (ромб)

Эта фигура похожа на колесо, пуговицу, бублик (круг)

Ф/М №6

4. Выложи палочками звезду, корабль, ёлочку, что хочешь.
18
П\С: установление закономерного расположения чисел числового ряда, обучение детей сравнению результатов измерений одной и той же полоски мерками разной величины при помощи графической модели в виде оси, повторение порядкового счета, названий дней недели.

Материал демонстрационный: вычерченная на магнитной доске числовая ось с единичными отрезками и цифрами. Раздаточный: полоска – 12 см, полоска – мерка красного цвета – 6 см, полоска – мерка синего цвета – 4 см, лист бумаги с проставленными единицами от 0 до 10, простой карандаш, две коробки с фишками красного и синего цвета по пять штук.
Ход занятия
1. Из находящихся в куче цифр дети по очереди берут называемую воспитателем цифру и расставляют в нужные места на оси. Затем дети считают от 0 до 10, игрушки по порядку.

2. Занятие дается в виде игры в портных. Дети измеряют полоску меркой красного цвета, после каждого отмеривания откладывают фишку. По окончанию подсчитывают количество фишек, отмечают его на оси дугой, а так же ставят либо красную отметку, либо букву К. то же самое дети проделывают со второй меркой. По оси определяют, какая мерка уложилась больше раз и насколько. Ф\М №7

3. Д\И «Мальчики» /С, с.8 №3, см №4 с.8/

4. Д\И с мячом «Назови дни недели»


19

П\С: обучение детей выделению чисел, находящихся в заданных приделах, обучение счета в пределах десяти и обозначению числа цифрой, получение целого из частей.
Материал демонстрационный: полоска бумаги с написанными в ряд числами от 0 до 10, обруч в виде эллипса, охватывающие все написанные цифры, 4 – 5 групп однородных предметов в количестве 5 – 10 в каждой, бубен.
Раздаточный: полоска бумаги с написанными в ряд цифрами от 0 до 10, обруч в виде эллипса, охватывающий весь ряд цифр, числовые карточки, цифры от 0 до 10 картинки из набора, конверты с геометрическими фигурами.
Ход занятия


  1. Детям предлагается расположить эллипс так, чтобы внутри него оказались числа меньше 7/8, 4-х/, больше 3-х/7-и, 5-и/ и назвать, какие числа больше / меньше/ заданного. Ф/М №7


2. Загадки:

Нас семь братьев, летами все равные, а именем все разные (дни недели).

Два конца два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

Живут два друга да глядят в два круга (глаза).


  1. Дети пересчитывают кол – во предметов на предложенной картинке и откладывают рядом соответствующую цифру. После проверки дети меняются карточками с картинками. Далее предлагается пересчитать группы предметов, звуков, движений, причем задания осложняется либо с кратковременным показом предмета, либо выполнением задания с закрытыми глазами, либо с условием показывать число на один больше /меньше/, чем заданное количество.


4. Д/И «Сложи квадрат» /см. №5, с. 65 кв. №13 – 18/

20
П/С: обучение детей сравнению мерок, образующихся при измерении одной и той же полоски разными мерками, при помощи модели в виде оси, дать детям графическое понятие/моделирование чисел 1 и 2.
Материал демонстрационный: чёрно-белые рисунки костюма, занавески, сарафана, жилета. Полоски-мерки длиной 4, 6, 8, 12 см. соответственно жёлтого, синего, зелёного, красного цвета, 2 полоски белого цвета по 24 см.

Раздаточный: лист бумаги с нарисованной осью с отметками на трех и четырех единицах; две полоски по 12 см белого цвета, полоски-мерки длиной 4, 6, 8, 12 см; соответственно жёлтого, синего, зелёного, красного цвета; фишки тех же цветов по 6 штук; простой карандаш.

Ход занятия

1. Занятия проводятся в виде игры в ателье. На оси обозначены результаты измерения полоски двумя мерками, представленные в виде дуг охватывающих 3 и 4 единицы. Детям предлагается узнать, какими мерками нужно мерить полоски – ткань, чтобы получить 3 и 4 единицы (изделия). Для этого нужно измерить полоски всеми мерками, откладывая при этом фишки соответствующего цвета, а затем поставить у отметок с цифрами 3 и 4 буквы, соответствующие названию цветов нужных мерок. Ф\М №7
2. Рисуем столбики (по учебнику П.М.Эрдниева, с.26) см №3, с.26

Нарисуйте рядом один квадрат, два квадрата.

После числа 21 идет число 2 или за числом 1 следует число 2 и, наоборот, перед числом 2 идет число 1 или число 2 предшествует число 1.
3. Сравните числа один и два, какое число больше и на сколько? /см.3 с.27/

21
П\С: обучение детей сравнению чисел при помощи знаков, выделению чисел, находящихся в заданных пределах при помощи модели типа кругов Эйлера, повторение геометрических фигур.

Материал демонстрационный: две группы однородных предметов в количестве 4 – 5, цифры от 0 до 10 знаки, указка, полоска бумаги с написанными в ряд цифрами от 0 до 10 два обруча эллипса. Раздаточный: числовые картинки, цифры от 0 до 10, знаки, полоска бумаги с написанными от 0 до 10 два обруча эллипса, конверт с геометрическими фигурами, начерченная на бумаге числовая ось.

Ход занятия

1. Дети пересчитывают предметы и ставят рядом соответствующие цифры, числа сравниваются между собой, предлагается значок, обозначающий их соотношение, цифры и значок располагаются в виде записи, которую сначала воспитатель, а затем и дети читают в слух, сопровождая чтение движением указки. То же самое проделывается для сравнения в двух других пар чисел, находящихся в обратном соотношении. Ф/М №8

2. Детям предлагается расположить первый эллипс так, что бы он охватывал числа 9. Второй так, чтобы он охватывал числа 3, и назвать те исла, которые расположены сразу в обоих эллипсах, т.е. меньше 9, но больше 3.

3. Отметить на числовой оси количество времен года, пальцев на одной руке, глаз, количество дней недели.

4. Выложить палочками геометрические фигуры: трапеция, ромб, шестиугольник, восьмиугольник, треугольники разных видов.
22
П/С: обучение детей сравнению результатов пересчета предметов группами при помощи графической модели типа оси, повторение прямого и обратного счета, видов геометрических фигур, знаков.

Материал демонстрационный: числовая ось бес проставленных цифр 8 кружков диаметр 3 – 5 см. Раздаточный: лист бумаги с осью, простой карандаш, рисунок робота, знаки.

Ход занятия
1. Проводится в виде игры в разведчиков. По ходу игры детям не обходимо рассчитать и отметить на оси кол – во кружков – колес, которые они видят едущими по дороге. За тем нужно пересчитать отмеченные на оси единицы по 2 (количество велосипедов) и по 4 (количество машин), а так же сравнить количество едущих машин и велосипедов. Ф/М №8

2. Прямой и обратный счет от 0 до 10 и обратно.

3. Напишите (поставьте правильно знаки) между цифрами: 2,4,6,8,1,5,3,7.

4. Скажите, сколько фигур вы видите на этом рисунке, как они называются?


23

П/С: обучение детей сравнению результатов пересчета предметов группами при помощи графической модели в виде типа оси, обучение детей выделению чисел, находящихся в заданных пределах, повторение знаков, видов линий, знакомство с понятием, отрезок, ориентирование на листе бумаги.

Материал демонстрационный: числовая ось без цифр, 6 кирпичиков из набора строительного материала, цифры от 0 до 10, рисунки отрезков. Раздаточный: лист бумаги с числовой осью без цифр, знаки, простой карандаш.

Ход занятия



1. Занятие проходит в виде игры в изготовление мебели: диванов и кроватей. На один диван используется два кирпичика, на одну кровать – три. Занятие проводится также как занятие №22. Ф/М №8а

2. Сравните числа и поставьте правильно знаки: 5 6 , 7 9 , 10 5 , 8 4.

3. Понятие об отрезке: отрезок – это часть прямой с двумя концами.

У отрезка два конца: точка А и точка Б.


Сторона треугольника тоже отрезок.

Сторона квадрата тоже отрезок. /см. №3, с. 57, №58/

Это отрезок длиной в две клетки, а это отрезок длиной в пять клеток.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА для глаз: посмотрели вверх, прямо, влево, не поворачивая головы, опять посмотрели прямо, вправо, не поворачивая головы и опять прямо.

4. Нарисуйте квадрат в левом верхнем углу – это домик зайчика, кружок в правом верхнем углу – это домик лисы, овал в нижнем левом углу – это домик ёжика, в нижнем правом углу – дерево. Нарисуйте прямую дорогу от домика зайчика к белочке, кривую – к лисе, ломанную – к ёжику.

24

П/С: обучение детей сравнению количества мерок, образующихся при измерении одного и того же количества жидкости мерками разной величины при помощи числовой оси, сравнению чисел с заданным числом, ориентированию по плану, получению целого из частей.

Материал демонстрационный: числовая ось с цифрами, банка с окрашенной водой, 2 мерки разной величины, рисунок лабиринта. Раздаточный: лист бумаги с числовой осью, фишки двух цветов по 10 штук, простой карандаш, конверт с геометрическими фигурами.

Ход занятия



1. Воспитатель измеряет воду одной из мерок, предварительно предложив детям после каждого измерения откладывать фишку. По окончанию измерения дети должны подсчитать количество фишек и отметить его на оси, поставить отметку в виде буквы /Б или М/ или изображение мерки /большой или маленькой миски, стакана/. Тоже самое проделывается со второй меркой. После этого детям предлагается обозначить на оси дугой разницу в количестве мерок. У доски кто-то из детей показывает, как обозначено количество всех больших мерок, как обозначена первая, вторая и т.д., большая, как обозначено количество маленьких мерок и т.п.

2. Лабиринт «Как пройти к зайке?» / см.№2,с.64/

3. Д/И «Сложи квадрат по Никитину» / см. №5, с.65, кв.№19-24/

25

П/С: обучение детей сравнению результатов пересчета предметов группами при помощи графической модели в виде типа оси, повторение прямого, обратного и порядкового счёта, составление целого из частей, делению целого на части, развитию воображения, рисованию отрезков.

Материал демонстрационный: числовая ось до 12 без цифр, 12 солдат, 12 матрешек, 2 прямоугольных листа картона размером 3х12 /вагоны/, геометрические фигуры к игре «Танграм», рисунок. Раздаточный: лист бумаги с осью, простой карандаш, 12 матрёшек, конверт к игре, Танграм, с геометрическими фигурами, палочки.

Ход занятий



1. Прямой, обратный и порядковый счет от 0 до 10 и обратно /используются игрушки/. Нарисуйте отрезок длиной 4 клетки, 6 клеток, квадрат со стороной 3 клетки.

2. Занятие проводится в виде игры в поезд, в котором переезжают солдаты и матрёшки. В один вагон уменьшается или 4 солдата или 6 матрёшек. Ход занятия такой же, как в занятии №22. Ф/М №8а

3. Сколько здесь геометрических фигур? Разделите прямоугольник на 3 квадрата, на 4 треугольника.

4. Д/И «Танграм» /зайчик/ см. №6, с.49.

5. Выложи из палочек любую картинку.

26

П/С: обучение детей сравнению результатов пересчета предметов группами при помощи графической модели в виде типа оси, внимательности, запоминанию.

Материал демонстрационный: числовая ось, картина с нарисованными предметами, рисунок.

Раздаточный: банка с сыпучим веществом, 2 мерки-ёмкости разной величины, фишки двух цветов по 10 штук, рисунок.

Ход занятия



1. Д/И по рисунку «Найди два одинаковых предмета» /см. №6, с.29, №22/

2. Д/И « Найди недостающую фигуру» по рисунку /см. №6, с. 32/

Корректирующее упражнение №

3. Занятие проводится также как занятие №24, измерение проводят сами дети. Ф/М №9

4. Посмотрите внимательно и скажите, где в каком углу находится овал, квадрат, круг, прямоугольник? А что нарисовано слева от прямоугольника, справа от овала над ромбом, под ромбом?










27

П/С: обучение детей сравнению пересчёта предметов группами в процессе использования готовой модели в виде оси, классификации чисел при условии сравнения с заданным числом, развитию логического мышления.

Материал демонстрационный: 12 матрёшек, 12 солдат, 2 кирпичика из строительного набора, числовая ось с отметками без цифр, набор цифр от 0 до 10, логические задания. Раздаточный: лист бумаги с осью, размеченной также как демонстрационная, простой карандаш, цифры от 0 до 10.

Ход занятия



1. Логическое задание:

  • Летом дети ходили на речку кататься на коньках и лыжах, может ли быть такое?

  • Это был необычный лес: на деревьях цвели красивые белые цветы, но они были блестящие и холодные. Что это было?

  • С неба сыпалась манная крупа. Что это было и когда это бывает?

2. Занятие проводится в виде игры в поезд, в котором переезжают солдаты и матрёшки. В каждом вагоне размещается либо 3 солдата, либо 4 матрёшки. Детям предлагается узнать: сколько вагонов нужно для солдат, сколько для матрёшек. У тех дуг, которые обозначают вагоны для матрёшек, нужно поставить букву М, у тех дуг, которые обозначают вагоны для солдат - букву С. Ф/М №9

3. Из расставленных в беспорядке цифр воспитатель выбирает случайные и просит детей, например, хлопнуть в ладоши, если число меньше какого-то или, например, встать, если число больше какого-то.

28

П/С: обучение детей сравнению пересчёта предметов группами в процессе использования готовой модели в виде оси, повторение название дней недели, закрепление умения чертить по клеткам, геометрические фигуры.

Материал демонстрационный: 15 кирпичиков из строительного набора, ось с тремя дугами, охватывающими 5 единиц, пятью дугами, охватывающими по 3 единицы, мяч. Раздаточный: лист бумаги с осью, размещенной также как демонстрационная, простой карандаш.

Ход занятия



1. Занятие проводится в виде игры в изготовление мебели. Перед детьми выстраиваются 4 различных постройки предметов мебели: дивана, состоящего из 2-х деталей, кровати- из 3-х деталей, вешалки- из 4-х деталей, шкафа- из 5-ти деталей. Детям говорится, что дугами обозначено количество и предлагается узнать: какие изделия и сколько заказаны на мебельной фабрике. При этом у дуг нужно проставить первые буквы нужных изделий. После того, как модели вычерчены, воспитатель задаёт вопрос: почему одних изделий получилось больше, а других меньше. Ф/М №9

2. Задание: начертите квадрат со стороной 3 клетки, 5 клеток.

3. Д/И «Какой игрушки не хватает?»

4. Д/И с мячом «Кто знает, тот дальше называет» /дни недели/