|
«основная общеобразовательная школа поселка туголесский бор» шатурского муниципального района московской области у
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ТУГОЛЕССКИЙ БОР»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждена
приказом по школе № 129 о/д от «1» сентября 2015 г.
Рабочая программа
по математике для 5 класса
(базовый уровень)
Составитель Минеина И.А.,
учитель математики
п. Туголесский Бор, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по математике Т.А. Бурмистровой «Сборник рабочих программ. Математика. 5-6 классы» («Просвещение», 2015 год), учебником «Математика. 5 класс» Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд («Мнемозина», 2015 год).
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:
-программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;
-программа обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
-программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.
Основное содержание программы. 1. Натуральные числа и шкалы (18 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы, основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (30ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (16ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (29ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (19 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (33 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (21 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (20 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса математики 5 класса обучащиеся должны:
знать/понимать:
-существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
научиться:
-выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь — в виде процентов;
-выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;
-округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Математика» в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» в 2015/2016 учебном году отводится 210 часов в год (6 часов в неделю). Календарно-тематическое планирование
№
урока по поряд-ку
| №
урока по теме
| Тема урока
| Дата
проведения
урока
| Основные формируемые понятия
| Характеристика основных видов деятельности обуча-ющихся
| Оснаще-ние урока
| Конт-роль
| Примеча-ния
| план
| факт
| Натуральные числа и шкалы(18ч)
| 1
| 1
| Инструктаж о правилах ТБ в кабинете математики. Обозначение натуральных чисел.
|
|
| Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел.
| Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натурального числа. Читать и записывать натуральные числа, определять знатность числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник. Изображать геометрические фигуры. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Выражать одни единицы измерения длины через другие. Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче. Выражать одни единицы измерения массы через другие. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов.
| Презентация
«Обозн. Нат. Чисел»
|
|
| 2
| 2
| Обозначение натуральных чисел.
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 3
| 3
|
Обозначение натуральных чисел
|
|
|
|
|
| 4
| 4
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
|
|
| Обсуждение и выведение понятия «отрезок, концы отрезка, длина отрезка»; называние отрезков; треугольник изображение отрезка, запись точек.
| Презентация
«Отрезок.
Длина отрезка»
|
|
| 5
| 5
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 6
| 6
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
|
|
|
|
|
| 7
| 7
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
|
|
|
|
|
| 8
| 8
| Плоскость. Прямая. Луч
|
|
| Понятия прямая, луч, плоскость. Указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка; запись чисел
| Презентация «Прямая.Плоскость. Луч»
|
|
| 9
| 9
| Плоскость. Прямая. Луч
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 10
| 10
| Плоскость. Прямая. Луч
|
|
|
|
|
| 11
| 11
| Шкалы и координаты
|
|
| Обсуждение понятий «штрих, деление, шкала»; устные вычисления; координаты точек, координатный луч.
| Презентация «Шкалы и координаты»
|
|
| 12
| 12
| Координатный луч.
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 13
| 13
| Координатный луч.
|
|
|
|
|
| 14
| 14
| Меньше или больше
|
|
| Выведение правил: какое из двух чисел больше; устные вычисления; изобр-е чисел на луче
| Презентация «Меньше и больше»
|
|
| 15
| 15
| Меньше или больше
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 16
| 16
| Меньше или больше
|
|
|
|
|
| 17
| 17
| Меньше или больше
|
|
|
|
|
| 18
| 18
| Контрольная работа №1по теме «Натуральные числа и шкалы»
|
|
| Решение к/р №1
|
| КР
|
| Сложение и вычитание натуральных чисел(24ч.)
| 19
| 1
| Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
| Обсуждение названий компонентов и рез-тата сложения; сложение натуральных чисел; решение задач на сложение натуральных чисел
| Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении. Формулировать свойства вычитания натуральных чисел. Записывать свойства сложения и вычитания с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации вычислений. Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задачи. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Решать простейшие уравнения.
| Презентация «Слож ение нат.чисел»
|
|
| 20
| 2
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
|
| 21
| 3
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 22
| 4
| Сложение натуральных чисел .Разложение числа на разряды.
|
|
|
|
|
| 23
| 5
| Сложение натуральных чисел .Разложение числа на разряды.
|
|
|
|
|
| 24
| 6
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
|
| 25
| 7
| Вычитание натуральных чисел и его свойства.
|
|
| Обсуждение названий компонентов и рез-тата вычитания; свойств вычитания; вычитание и сложение чисел; решение задач
| Презентация «Вычитание»
|
|
| 26
| 8
| Вычитание натуральных чисел и его свойства.
|
|
|
|
|
| 27
| 9
| Вычитание натуральных чисел и его свойства.
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 28
| 10
| Вычитание натуральных чисел и его свойства.
|
|
|
|
|
| 29
| 11
| Решение текстовых задач.
|
|
|
|
|
| 30
| 12
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
|
|
| Решение к/р №2
|
| КР
|
| 31
| 13
| Работа над ошибками. Числовые и буквенные выражения
|
|
| Определение буквенного выражения; составление и запись буквенных выражений; нахождение значения буквенного выражения
| Презентация «Числ. и букв. Выр.»
|
|
| 32
| 14
| Числовые и буквенные выражения
|
|
|
|
|
| 33
| 15
| Числовые и буквенные выражения
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 34
| 16
| Числовые и буквенные выражения
|
|
|
|
|
| 35
| 17
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
|
|
| Обсуждение и запись свойств сложения и вычитания с помощью букв; устные вычисления; упрощение выражений; нахождение значений выражения
| Презентация «Букв. Запись свойств слож. И вычит.»
|
|
| 36
| 18
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 37
| 19
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
|
|
|
|
|
| 38
| 20
| Уравнение
|
|
| Обсуждение понятий «уравнение, корень уравнения, решить уравнение»; решение задач; решение уравнений
| Презентация «Уравнения»
|
|
| 39
| 21
| Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
|
|
|
|
|
| 40
| 22
| Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| 41
| 23
| Уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
|
|
|
|
|
| 42
| 24
| Контрольная работа №3 по теме « Числовые и буквенные выражения».
|
|
| Решение к/р №3
|
| КР
|
| Умножение и деление натуральных чисел(30ч)
| 43
| 1
| Работа над ошибками. Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
| Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами
| Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком, вычислять значения степеней. Верно использовать в речи термины: произведение, множитель, частное, делимое, делитель, степень, основание и показатель степени, квадрат и куб числа. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении и делении. Записывать свойства умножения и деления с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации вычислений. Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задачи. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Решать простейшие уравнения. Составлять уравнения по условиям задачи.
| Презентация «Умн. Нат.чисел»
|
|
| 44
| 2
| Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
|
| 45
| 3
| Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
| Интеракт. Тренажер»
|
|
| |
|
|