Главная страница


Организация внеурочной деятельности в рамках реализации фгос (Выступление на педагогическом совете 27. 08. 14.)



Скачать 81.82 Kb.
НазваниеОрганизация внеурочной деятельности в рамках реализации фгос (Выступление на педагогическом совете 27. 08. 14.)
Дата12.02.2016
Размер81.82 Kb.
ТипДокументы




Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

(Выступление на педагогическом совете 27. 08.14.)

Учитель начальных классов Воробьева О. А.

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. 

Опыт внедрения в МБОУ СОШ № 62 г. Тулы.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

внеурочная деятельность – это часть основного образования, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в  первых  классах нашей школы:

запросы родителей, законных представителей первоклассников;

приоритетные направления деятельности школы;

интересы и склонности педагогов;

возможности образовательных учреждений дополнительного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» .

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Она организуется в таких формах как экскурсии,

кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%:

Теперь о самих кружках, которые существуют в первых классах. По ходу буду говорить и о том, как учащиеся реализуют свои способности и каких результатов достигли в прошлом учебном году.

Программа кружка «Я- гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны ,актуальное в настоящее время направление. Осуществляю свою работу в форме бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

Главное назначение данного курса в 1 классе– ознакомление учащихся с историей Тульского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по  предмету «Окружающий мир».

Свои презентации и исследовательские работы ребята опубликовали на портале для одаренных детей «Алые паруса», о чем есть свидетельства. Приняли участие в 5 Всероссийском конкурсе рисунков по теме« Родная природа» и заняли призовые места.

Кружки «Баскетбол», «Хореография». Цели данных кружков: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

Задачи направлены на:

укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Кружок «Хореография» в нашей школе ведет Орлова Н.С. Работа строится в тесной связи с кружком «Вокал».

Кружок «Хореография» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

С тем, чего достигли дети за прошлый год можно было познакомиться на открытом уроке-концерте в конце прошлого учебного года.

Кружок «Я- исследователь» .Этот кружок  ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления. Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и др.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности первоклассников на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Как результат: ученики 1 «А»в 2013-2014 учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Остров Талантикус»(область знаний математика) и стали победителями, заняв 1 место.

    

Кружок «Культура речи». Основная цель обучения учащихся: научить использовать вербальные средства общения.

Основные задачи:

сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли речи в жизни человека, научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи.

Тем, кто особенно проявил себя в данной области , я предложила поучаствовать в 4 Всероссийской олимпиаде по русскому языку, где ребята тоже стали победителями.

Кружок по основам православной культуры вела в первых классах Трофимова С. Г., которая в игровой форме знакомила детей с нравственными сторонами православной жизни. Дети принимали участие в акции «Белый цветок» и выступали перед приходом Свято-Казанского храма.

Кружок «ЮИДД» изучает основы дорожной грамотности, учит решать жизненные задачи, обеспечивающие безопасное поведение на дорогах.

Николаев Даниил принимали участие в региональной олимпиаде по ПДД и опубликовал творческую работу на «Алых парусах».

В заключении хочу поделиться опытом, как собираюсь отслеживать результаты внеурочной деятельности учеников. В этом году я буду использовать пособие, позволяющее понять, как ребенок овладевает метапредметными умениями и в чем у него проблемы.