|
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в рамках подготовки к егэ» Тема: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в рамках подготовки к ЕГЭ».
Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике любая проверка знаний строится на решение задач. И тут обнаруживается, что некоторые учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема когда встречается задача незнакомого или мало знакомого типа ,нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в не владении приемами и методами решениями, в недостаточной изученности задачи и т.д. Надо научиться анализировать задачу, задавать походу анализа и решения правильные вопросы, понимать ,в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д. В своем отчете хочу поделиться опытом работы по формированию умений и навыков в решение задач ЕГЭ, а именно, как на своих уроках я организую самостоятельную работу учащихся.
Задачи группы В содержат материал с 1-ого по 11-ый класс, поэтому приходиться в 10 и 11 классах организовывать работу таким образом, чтобы на ряду с обучением нового повторить весь необходимый материал с 1 по 11 класс. Рассмотрим ряд задач, формы подготовки и повторения материала с использованием самостоятельной работы.
Задание В1. Оно проверяет вычислительные навыки учащихся с целыми и дробными числами ,делать прикидку в оценках, все типы задач на проценты. Для этого даю на дом задание: повторить все действия, тему проценты и т.д. а на консультациях и уроках даю задание для самостоятельной работы.(12-15 минут), а после проверки, когда определяется группа учащихся, не владеющая нужными навыками, начинается обучение. Если тема достаточно сложна для отдельных учащихся, то для таких учащихся проводится лекция с разбором задач; после этого все учащиеся могут по образцу решать предложенные задачи В1.
Итак: самостоятельная работа учащихся выступает на первом плане(дома повторение; работа на уроках- проверочная работа.)
Задание В2. Это задание на чтение графика (диаграммы), моделирующее реальную или близкую к реальной ситуации. На своих уроках организую работу в парах в которую определяю учащихся с разным уровнем математического развития (слабый - сильный). Эффективной является именно такая работа, так как учащимся нравится объяснять и доказывать свою правоту, а материала, который содержит данное задание достаточно много: это и координатная плоскость(6-ой класс), и шкалы(5-ый класс), и графики (6-8 класс)и нахождение среднего значения (6-ой класс) и т.д. Следует отметить, что работа в парах удобна и при формирование умений и навыков учащихся с другим заданиями ЕГЭ.
Итак: самостоятельная работа-работа в парах на уроках (от 10 до 17 минут).
Задание В3,6 планиметрическая задача на нахождение геометрических величин(длин, углов, площадей и т. д.) В отличии от предыдущих задач данная задача предусматривает знание большого количества формул, теорем и их следствий.( геометрия 7-9 класс) для этой цели наряду с печатными справочниками, которые в изобилии печатаются и продаются предлагаю, начиная с 8 класса создать свой личный справочник по математике. Работа со справочником - большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. На уроках выбирается время по формированию умений и навыков учащихся в решение названных задач, а затем для изучения того ,глубоко или нет учащиеся научились решать такие задачи, проводится работа в группах (до 30 минут). Организую группы по 5-6 человек, иногда разноуровневые, а иногда одноуровневые.
Итак: самостоятельная работа учащихся - работа в группах на уроках
Задание В4. Своеобразное задание на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; извлечение информации ,представленной в таблицах, на диаграммах, графиках; решение прикладных задач, в том числе социально экономического и физического характера и т.д. Наиболее удачным для себя моментом для формирования навыков и умений решать такие задачи, считаю организованное, коллективное решение на уроке. (5-6 минут) без вычислений, а затем идет обсуждение, где приходится выслушать, как сильных так и слабых учащихся. Следует отметить, что учащиеся со слабыми знаниями часто предлагают более оригинальные решения.
Итак: самостоятельная работа-составление алгоритма решения задачи, а вычисление учащиеся проводят дома.
Задание В5,7. Решение простейших уравнений неравенств и их систем. Это чисто математическое задание, поэтому без знания теории, алгоритмов решения-с этим заданием не справиться. Зная виды заданий В5 и В7 при прохождение тем, организую самостоятельную работу с книгой как дома, так и на уроке. Задача учителя научить учащихся добывать знания, а не только их получать.
Если дается самостоятельная работа в классе на 10-15 минут (работа с книгой), то на доске выписывается, скрыто ,а иногда и открыто перечень вопросов на которые учащиеся должны найти и дать потом ответ(иногда в устной форме ,а иногда и в письменной).
Если же такая работа дается на дом, то на следующем уроке проводится беседа-опрос по изученному. Следует отметить ,что такая работа учащимся нравится, так как каждый желает дать ответ лучше других .Такую работу на уроке необходимо грамотно организовать. Наиболее интересно проходит урок ,если организован урок-соревнование.
Итак: самостоятельная работа-работа с книгой (наиболее интересный оказывается работа с логарифмами, корнями и тригонометрическими заданиями.)
Задание В8. Специальное задание по теме производная и ее применение. Следует отметить, что названная тема, изучается только в 10 и 11 классах, когда учащиеся впервые знакомятся и уже сознательно изучают математику (тема математического анализа) при изучение данной темы, организую исследовательскую работу учащихся, особенно поведение функции в зависимости от знака производной; наличие экстремумов функции при смене знака производной и т.д. Особо следует отметить, что без глубоких знаний теорий решение задач В8 невозможно.
Итак: самостоятельная работа выступает в роли исследовательской работы (здесь и работа с книгой, и домашняя самостоятельная работа, и работа с дополнительной литературой, справочниками и т.д.).
Задание В9,11. Наряду с самостоятельной работай описанной при выполнение заданий В3 и В6 для формирования умений и навыков при решение В9 и В11 используются практические работы (самостоятельные). При изучение стереометрических тел: призм, пирамид, конуса и т.д. каждый учащийся получает индивидуальное задание изготовить модель. Эта работа позволяет не только вплотную познакомится с геометрическим телом но и самостоятельно добыть знания из различных источником: как нарисовать развертку, сколько видов развертки есть ,как удобно и красиво изготовить модель-это первая часть работы. Вторая часть самостоятельной работы состоит в том, чтобы выполнив необходимое измерение, вычислить Sбок, либо Sполн, либо оббьем тела. За год в 11 классе проводится 4 такие работы. Наряду с практической работай учащимся предлагаются задачи практического содержания с использованием данной модели.
Итак: самостоятельная работа- выступает в роли практической работы.
Задание В10. Чтобы решить задачу по теории вероятности необходимо повторить ранее изученный материал в 7-9 классе, поэтому мною дается, самостоятельная работа на дом- повторить. Интересная работа разворачивается тогда, когда даешь задание детям составить задачу и представить решение.
Итак: самостоятельная работа выступает в роли творческой работы дома и на уроке.
Задание В12. Это задание на использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни: описание с помощью функции различных реальных зависимостей между величинами и интерпретация их графиков; извлечение информации представленной в таблицах, на диаграммах, графиков; решение прикладных задач в том числе социально-экономического и физического характера, на наибольшее и наименьшее значения.
Эти задачи преследуют несколько целей, одной из них является проверка умений решать различного рода уравнение и неравенства (показательные, квадратные, дробные, логарифмические, тригонометрические, степенные и т.д.). Поэтому на уроках выделяю время не только для анализа задач, составления алгоритма ее решения, но и систематически повторяются все приемы решения перечисленных уравнений и неравенств.
Итак: самостоятельная работа используется и на уроке, как обучающая или контролирующая и в домашнем задание повторение.
Задание В13. Традиционное «текстовая» задача (на движение, работу, смеси, сплавы и т.д.)сводящаяся к составлению и решению уравнения или системы уравнений. Иногда дается задача на проценты ,но не одношаговая или двух шаговая, которую можно решить и без элементов алгебры. Поэтому, при решение задач такого характера проводится большая самостоятельная работа с учащимися на протяжении нескольких уроков.
Итак: самостоятельная работа на данном этапе проводится в качестве контролирующей работы т.к. это материал 8-9 класса.
Задание В14. Задание на выполнение действий с функциями и производными функций, исследование функций.
Большая работа на данном этапе проводится по формированию навыков работы с графиками т.к. функция или ее производная могут задаваться графиками. И даже при выполнении таких заданий из математического анализа дается самостоятельная работа детям для составления алгоритма решения названных задач, затем алгоритмы обсуждаются и составляются коллективный алгоритм выполнение данных заданий. Без глубоких знаний теоретического материала составление такого алгоритма невозможно, поэтому, как и ранее основные моменты темы заносят в личной справочник.
Итак: самостоятельная работа на данном этапе выступает в роли творческой работы.
Самостоятельная работа учащихся- это самая качественная работа ребенка, поэтому использую ее на каждом этапе урока и в домашних заданиях детей. Самостоятельная работа это сложный процесс, который необходимо организовать, контролировать и направлять на нужный результат. |
|
|