Главная страница

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"



Скачать 60.84 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
Дата05.04.2016
Размер60.84 Kb.
ТипПрограмма

Программа элективного курса

"Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс

На 2011-2012 учебный год

Всего:35 часов

Учитель :Юдина В.А.

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа

1. Пояснительная записка.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, содержат разнообразные текстовые задачи.

Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.

Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Программа курса имеет практическую направленность.

Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности . Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс.

Цели курса.

  1. Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.

  2. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.

  3. Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.

  4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

  5. Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 35часов.

Приложение программы состоит из двух частей:

  • задач для активного обучения;

  • задач для самостоятельной работы.

Раздел “Задачи для активного обучения” содержит материал для организации учителем лекций-практикумов, теоретических семинаров.

Упражнения раздела “Задачи для самостоятельной работы” предназначены для проведения практикумов, практических семинаров, итоговых зачетных уроков.

2. Содержание обучения.

  1. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.

  2. Задачи на проценты (обобщение знаний).

  3. Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).

  4. Задачи на работу и наполнение резервуара.

  5. Задачи на смеси и сплавы.

  6. Задачи на многократные переливания.

.3. Требования к математической подготовке обучающихся.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

1. Опорные знания:

  • решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;

  • знать определения понятий: %, концентрация, производительность.

2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:

  • на движение (по прямой, по реке, по окружности);

  • на работу и наполнение резервуара;

  • на смеси и сплавы;

  • на многократные переливания;

  • на проценты.

3. Работать с алгебраической моделью:

4. Учебно-тематический план (35 часов)

занятия

Тема занятия

Дата проведения

1-2

Введение. Задачи на движение по прямой

07.09- 14.09

3-4

Решение задач на движение по прямой

21.09- 28.09

5-6

Задачи на движение по реке

05.10- 12.10

7-8

Решение задач на движение по реке

19.10- 26.10

9-10

Задачи на движение по окружности

02.11- 16.11

11-12

Решение задач на движение по окружности

23.11- 30.11

13-14

Задачи на работу, наполнение резервуара

07.12- 14.12

15-16

Решение задач на работу, наполнение резервуара

21.12- 28.12

17-18

Задачи на смеси и сплавы

11.01- 18.01

19-20

Решение задач на смеси и сплавы

25.01-01.02

21-22

Задачи на многократные переливания

08.02- 15.02

23-24

Решение задач на многократные переливания

22.02- 29.02

25-26

Задачи на проценты

07.03- 14.04

27-28

Решение задач на проценты

21.03- 04.04

29-30

Решение задач с помощью уравнений

11.04- 18.04

31-32

Решение задач с помощью систем уравнений

25.04-02.05

33-34

Решение задач с помощью квадратных уравнений

16.05-23.05

35

Зачет по материалу курса

30.05

5. Список литературы.

  1. Балаян Э.Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы / Э.Н. Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- ( Абитуриент).

  2. Вольфсон Б.И. Готовимся к экзамену по математике/ Б.И. Вольфсон, В.М. Поркшеян , Л.И. Резницкий, С.М. Хартиев-Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Абитуриент).

  3. М.В. Лурье, Александров Б.И. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство. – 3-е изд., перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990.

  4. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся/ Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий, В.Я. Стеценко-М.:Просвещение, 1979.

  5. Шестаков С.А.Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл./ С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий, Л.И. Звавич- М.: АСТ: Астрель, 2007.