|
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре" Программа элективного курса
"Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс
На 2011-2012 учебный год
Всего:35 часов
Учитель :Юдина В.А.
Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Д. Пойа
1. Пояснительная записка.
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.
В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, содержат разнообразные текстовые задачи.
Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Программа курса имеет практическую направленность.
Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.
Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности . Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс.
Цели курса.
Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 35часов.
Приложение программы состоит из двух частей:
задач для активного обучения;
задач для самостоятельной работы.
Раздел “Задачи для активного обучения” содержит материал для организации учителем лекций-практикумов, теоретических семинаров.
Упражнения раздела “Задачи для самостоятельной работы” предназначены для проведения практикумов, практических семинаров, итоговых зачетных уроков.
2. Содержание обучения.
Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
Задачи на проценты (обобщение знаний).
Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
Задачи на работу и наполнение резервуара.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на многократные переливания.
.3. Требования к математической подготовке обучающихся.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
1. Опорные знания:
решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
знать определения понятий: %, концентрация, производительность.
2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:
на движение (по прямой, по реке, по окружности);
на работу и наполнение резервуара;
на смеси и сплавы;
на многократные переливания;
на проценты.
3. Работать с алгебраической моделью: 4. Учебно-тематический план (35 часов) № занятия
| Тема занятия
| Дата проведения
| 1-2
| Введение. Задачи на движение по прямой
| 07.09- 14.09
| 3-4
| Решение задач на движение по прямой
| 21.09- 28.09
| 5-6
| Задачи на движение по реке
| 05.10- 12.10
| 7-8
| Решение задач на движение по реке
| 19.10- 26.10
| 9-10
| Задачи на движение по окружности
| 02.11- 16.11
| 11-12
| Решение задач на движение по окружности
| 23.11- 30.11
| 13-14
| Задачи на работу, наполнение резервуара
| 07.12- 14.12
| 15-16
| Решение задач на работу, наполнение резервуара
| 21.12- 28.12
| 17-18
| Задачи на смеси и сплавы
| 11.01- 18.01
| 19-20
| Решение задач на смеси и сплавы
| 25.01-01.02
| 21-22
| Задачи на многократные переливания
| 08.02- 15.02
| 23-24
| Решение задач на многократные переливания
| 22.02- 29.02
| 25-26
| Задачи на проценты
| 07.03- 14.04
| 27-28
| Решение задач на проценты
| 21.03- 04.04
| 29-30
| Решение задач с помощью уравнений
| 11.04- 18.04
| 31-32
| Решение задач с помощью систем уравнений
| 25.04-02.05
| 33-34
| Решение задач с помощью квадратных уравнений
| 16.05-23.05
| 35
| Зачет по материалу курса
| 30.05
| 5. Список литературы.
Балаян Э.Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы / Э.Н. Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- ( Абитуриент).
Вольфсон Б.И. Готовимся к экзамену по математике/ Б.И. Вольфсон, В.М. Поркшеян , Л.И. Резницкий, С.М. Хартиев-Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Абитуриент).
М.В. Лурье, Александров Б.И. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство. – 3-е изд., перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990.
Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся/ Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий, В.Я. Стеценко-М.:Просвещение, 1979.
Шестаков С.А.Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл./ С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий, Л.И. Звавич- М.: АСТ: Астрель, 2007.
|
|
|