|
«Один в поле… тоже воин!» или «Как помочь ребенку подготовиться к егэ по русскому?» «Один в поле… тоже воин!» или
«Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ по русскому?» Удивительное дело – быть родителем. В сущности это – возможность время от времени ощущать себя «вечным студентом». Кажется, не успели выпускники середины «лихих 90-х» свои выпускные отпраздновать и наспех карьеру выстроить, как пришла пора с собственными уже детьми еще раз школьную программу по новым методикам проходить. Многое еще удается вспомнить, кое-чему удается научиться в процессе, то и дело посещают мысли про «Вот мы-то в их время…»
А ребенка, между тем, вскоре ждет непростое и, по общему (увы – некомпетентному) мнению, непредсказуемое событие – Единые Государственные Экзамены. И если с математикой все более или менее понятно и тут родители всегда склоняются к точке зрения о генетических способностях или их полном отсутствии у чада, то с родным для большинства россиян «великим и могучим», как правило, мнения расслаиваются в диапазоне от «заваливают не по делу» до «позор - не знать родного языка».
Порассуждать об этом у нас будет времени еще достаточно, а пока давайте подумаем, как помочь своему ребенку в этом нелегком деле?
Конечно, ситуация, когда папа решает, а Вася сдает на едином государственном экзамене не пройдет. Васе придется самому выполнять все задания, самому писать сочинение, которые к тому же могут в одночасье переменить его судьбу: именно от результатов ЕГЭ по русскому языку может оказаться зависимым, поступит Василий в престижный ТЕХНИЧЕСКИЙ университет в этом году или пойдет в армию. Но кое-что папа для Васи сделать все же может!
Самое простое и банальное - нанять репетитора. Некоторые родители так и делают. Еще в сентябре находят репетитора, в течение учебного года регулярно платят ему зарплату, справедливо ожидая к концу года от ребенка высоких баллов по предмету. И горе обоим – ребенку и репетитору, если баллы не соответствуют ожиданиям родителей, то начинается... «Мы за тебя деньги репетитору платили, а ты....!». Конечно, если вы загружены работой настолько, что личного времени у вас практически не остается, то нанять репетиторов по тем предметам, которые будет сдавать ребенок — это хороший вариант. Но, не пускайте процесс подготовки на самотек! Интересуйтесь, какие уже есть результаты, все ли ребенку понятно, нашел ли он с репетитором общий язык и т. д. Примите за правило – задавать одинаковые вопросы «Ну, как идет подготовка?» ребенку и репетитору и научиться сравнительному анализу их ответов. Ваша родительская совесть может быть успокоена только одним равновесным вариантом: преподаватель говорит о том, что ребенок не лишен способностей, однако должен заниматься интенсивней, в то время как сам он готов подробно рассказать, в чем именно состоит проблема на данный момент времени: чего не помнит-не доучил-не понял ваш ребенок. Ребенок же при правильном ходе подготовки должен ныть, что репетитор дерет три шкуры, что даже обучение грамоте шло у него легче, и что силы у него на исходе. Если ответы радикально отличаются от этих, вполне возможно, что одна из сторон, как бы это красивее сказать, работает не в полную силу.
Агентство РИА «Новости» в позапрошлом году провело опрос среди экспертов и родителей о том, как школьники готовятся к сдаче ЕГЭ. Большинство опрошенных заявило, что без репетиторов в этом деле не обойтись. "Практически 90 процентов российских родителей нанимают репетиторов, чтобы подготовить ребенка к успешной сдаче ЕГЭ. По мнению родителей, «лучших способов подготовки к сдаче экзамена еще не придумано". Справедливо. Сегодня, допустим, старшеклассник сделал (а то и списал) в школе домашнее задание и получил за него пять, завтра он уже не делает, потому что его спросили. Не потому, что он лентяй и негодяй, а потому что в 16-17 лет есть масса вещей, которые привлекают куда больше подготовки к пока еще далеким экзаменам. Как раз в этом случае на помощь приходит репетитор, который 2-3 раза в неделю занимается и проверяет задания, а у ребенка появляется мотивация их выполнять.
Эксперты сходятся во мнении, что лучшие репетиторы — это опытные профессионалы в возрасте 40-50 лет. Обязательное условие — наличие диплома о высшем образовании. Самый рискованный вариант – студент или молодой специалист, да простят меня более молодые коллеги. Речь не об их «недостаточной» подготовке и не об «отсутствии репетиторского опыта», это как раз мифы, а скорее, о том, что на сегодняшний день, изучение русского языка в школе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это радикально разные процессы. Не уловив разницу, легко заменить одно другим, что будущему абитуриенту пойдет не на пользу.
Немаловажная деталь. Подготовку к экзамену с репетитором или самостоятельно – я имею в виду плановую, целенаправленную подготовку, а не спорадические выполнения случайных тестовых заданий от случая к случаю для очистки совести – следует начинать не позднее октября. И уж точно, в самом критическом случае, не позднее февраля. Потому что за 3 месяца ни один волшебник не подготовит Вашего ребенка к ЕГЭ, сколько бы денег Вы ему не предложили.
Если вы решили, что лучше поздно, чем никогда, то найти репетитора проще всего с помощью знакомых или в интернете. А вот учителя "родной" школы для этой роли не подходят. Дело в том, что нанимая в качестве репетитора собственного учителя, можно спровоцировать конфликт интересов (могут заподозрить коррупционную составляющую). Кроме того, учитель, который за несколько лет привык к ученику, не всегда объективен, да и директора отрицательно относятся к такой практике. В интернете имеется множество сайтов по поиску репетитора, но там вы, образно говоря, рискуете купить «кота в мешке». Больше пользы принесет старое доброе "сарафанное радио": поспрашивайте знакомых, коллег, соседей по дому. Их детям кто-то тоже помог поступить в Университеты.
К слову, многие современные репетиторы, особенно молодые, из вчерашних студентов, предпочитают проводить занятия дистанционно — по Skype, а плату за свои услуги берут вперед, хотя и несколько ниже, чем за очно-индивидуальные задания. Помните, лишь 10% учащихся способны воспринимать материал аудиально или визуально через вэб - камеру. Популярность этого метода основывается на том, что сам преподаватель имеет явную выгоду (ехать никуда не надо, группу у себя принимать не надо), составность скайп-группы у отдельных смелых товарищей доходит до 50 человек. На первых порах и будущему абитуриенту нравится, что заниматься можно не покидая любимого дивана… Результат, однако, редко превосходит ожидания и даже не всегда дотягивает до них. Хотя я не отрицаю пользу скайп-занятий в том случае, если очное занятие пропало по причине болезни одного из участников (преподавателя или ученика), или в связи со стихийным изменением планов, отъездом и т.д.
Если же Вы – ответственный родитель, который всегда привык быть в курсе дел ребенка и желаете лично помочь ему в подготовке, что было бы очень здорово, вам следует запастись терпением. Но не верьте никому, кто будет говорить, что у вас ничего не получится! В конце концов, это же ваш ребенок, кто как не вы сможет понять его проблемы и найти оптимальные пути для «закладывания» знаний в его голову?
Для того чтобы вам было проще понять, что требуют нынче строгие экзаменаторы, какие задания будут на экзамене, какую специальную литературу для подготовки к ЕГЭ лучше всего приобрести, порекомендую заглянуть на сайт Федерального института педагогических измерений. https://fipi.ru/ На сайте можно ознакомиться с требованиями к уровню подготовки выпускников, посмотреть демонстрационные варианты контрольных заданий, список рекомендуемой литературы и т. д. И, естественно, вам поможет самый главный ресурс всем экзаменуемых — официальный информационный портал единого государственного экзамена https://ege.edu.ru/ Избегайте покупать книжки с готовыми заданиями на книжных ярмарках или в книжных магазинах. Во-первых, они часто содержат некорректно составленные задания, провоцирующие ребенка на ошибки в понимании механизма решения задания данного типа, во-вторых, к ним имеются ответы, в которые так и тянет заглянуть. Если ваше дитя поступает в Университет в следующем учебном году, можно приобрести указанные книжечки ДЛЯ СЕБЯ, и пользуясь ответами и рекомендациями на сайтах, разобрать задания, найти в них «слабые места», чтобы через год с уверенностью помогать ребенку.
После того, как вы с ребенком запаслись нужной литературой, начинается самое интересное.... Как и в любой игре у вас будут свои роли, правила, преграды, ограниченный лимит времени и прочие атрибуты игры. Все это вы разрабатываете совместно с ребенком. Делает все для того, чтобы вам двоим было интересно играть в эту игру, и результат был впечатляющим.
Я же дам вам несколько подсказок, на что вам как старшему и более опытному участнику игры нужно обратить внимание.
Итак, условно обозначим вас как наставника, а ребенок будет играть свою привычную роль ученика. Сейчас, внимание! Все что идет далее очень важно, от этого зависит результат игры, результат ЕГЭ и, следовательно, будущее вашего ребенка.
Подсказки наставнику:
Обеспечьте ученика всем необходимым для подготовки к испытанию (рабочий стол, нужные книги, тетради, питание, хорошая психологическая атмосфера в доме и т.д.)
Регулярно устраивайте проверки степени усвояемости ребенком нужного материала.
Научите ребенка улавливать логику материала, выделять ключевые моменты. Для упорядочивания знаний полезно делать краткие схемы, таблицы и т.п.
Подружите ребенка с часами. Еще один важный навык, необходимый ученику во время экзамена, — умение правильно распределять время. Дети, которые в период подготовки к ЕГЭ привыкают к тому, что время на выполнение задания ограничено, лучше концентрируются на заданиях, успешнее справляются с ними. Оптимально: на тест – 40 минут, на сочинение – 1час 10 минут. Научите ребенка вписываться в эти нормативы. На экзамене любой вид работы займет больше времени, но у него еще останется время на проверку.
Распечатайте из интернета (это не закрытая информация) бланки ответов. Много. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал на вопросы теста ТОЛЬКО НА БЛАНКЕ и сочинение писал только на бланке. Очень высокий процент ошибок на экзамене, в стрессовой ситуации бывает от того, что «рука дрогнула», «не туда поставил крестик», «хотел исправить, но забыл»… Лучше заранее приучить глаза и руки к бланку, чтобы в решающий момент не обращать на это внимания.
Подскажите ребенку, что:
На экзамене эффективнее действовать по принципу «От общего к частному». Как только ребенок получит свой лист с экзаменационными заданиями, результативнее всего будет сначала пробежаться глазами по всем заданиям, оценить их сложность, а потом уже приступить к решению отдельных вопросов. Требуйте от него именно такого подхода к решению тестовых заданий в режиме подготовки. Учите никогда не зацикливаться на вопросах, которые нельзя решить прямо сейчас. Лучше не терять времени зря, а использовать его на решение более легких задач. Ну, а потом уже вернуться к тем сложным вопросам и погрузиться в них с головой.
Лучше всего прочитать вопрос 2 раза внимательно и медленно, чем поспешить с решением. Кстати, это самая распространенная ошибка — экзаменуемый не дочитывает до конца вопрос, делает поспешные выводы по первым словам, и отвечает не о том, о чем спрашивали.
Научите ребенка технологии «исключения лишнего», которая поможет сэкономить время и силы. Учите его не прорешивать все примеры из задания отдельно, а сразу выделить неподходящие ответы, отбросить их, из оставшихся выбирать по рейтингу.
А если на заковыристый вопрос в голове так и не всплывает никакого достойного ответа, тогда нужно положиться на свою интуицию. И в заветный квадратик внести тот вариант, который интуиция посчитала верным, а не оставлять место пустым. Вдруг повезет!
Конечно, существует еще и третий способ подготовки к ЕГЭ. Это когда ребенок, который считается у родителей и так умным и ответственным, самостоятельно готовится к экзаменам. Такой метод не всем подходит, но имеет право на существование тоже.
В общем, все способы подготовки хороши по-своему, главное, чтобы результат радовал.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…. |
|
|