Главная страница

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка



Скачать 70.71 Kb.
НазваниеО некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка
Дата27.02.2016
Размер70.71 Kb.
ТипДокументы

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
Учитель русского языка, литературы, МХК средней школы № 7 Нижегородского района Карпенко Н.Г.
Специфика нашей работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать. Я хочу рассказать о тех приемах, которые используются мною для создания творческой обстановки на уроках русского языка.

Несмотря на то, что русский язык – наука точная, использование нестандартных приемов и методов работы позволяет активизировать творческий потенциал школьников на разных этапах обучения. Чем раньше мы настроим детей на творческую волну, тем больших результатов мы достигнем в старших классах не только в плане обученности школьника, но и в плане развития его личности.

Начиная с пятого класса (идеальный вариант – преемственность, когда такая работа проводилась с ребенком и в дошкольном возрасте, и в начальных классах) я ввожу в ход урока такие задания, которые позволяют ученику безболезненно переключиться с одного вида деятельности на другой, так как учащиеся считают их больше отдыхом и игрой, чем учебой или работой.

Например, при изучении темы „Состав слова” в пятом классе, я даю ребятам задание: сочинить четверостишие или небольшое стихотворение на каждую изученную морфему. Интерес к данному заданию поддерживается тем, что учитель сочиняет вместе с ними.
У ч и т е л ь.
Окончанием зовется,

От конца не оторвется,

Образует формы слова.

Раз, два, три – и все готово!
Я морфема – голова!

Без основы все слова

Только окончанье,

Для коров мычанье!

А наречие молчит:

В нем основа вся сидит!
Корень – главная фигура,

Смысл слова и культура –

Все зависит от него.

Не заметил это кто?
После корня я иду,

На слова влиять могу.

Суффиксом зовут меня,

Крыша дома – это я! (^)
Приставкой все зовут меня,

Пред корнем родина моя.

В чужие страны не стремлюсь –

С предлогом спутаться боюсь!
У ч е н и к и.


  1. Чтобы правильно писать,

Нужно окончанье знать!

И лицо тут, и число,

Только выучи и все!


  1. Стих пишу об окончаньи,

Очень важное оно…

Знать вам нужно всем, ребята,

Как отрывок из кино.
и т. д.
Интересной получилась басня, в которой пятиклассница обобщила весь изученный материал:


  1. Основа спорит с Окончаньем:

„Я лучше, я сильней,

Попробуй одолей!”

Окончание в ответ:

„У меня-то спора нет,

Ты, подруга, приютилась!

И чего ты здесь добилась?

Попробуй-ка, поспорь со мной,

Тебе урок послужит мой!”

„Ах! Ты что же, всех умней?

Ты, смотри, меня не бей,”-

Ей молвила Основа.

Вмешались Корень в разговор

С женой своей Приставкой:

„Мы будем вас давить удавкой.

Чтоб вам уроком послужило.

Не нужно быть их всех умней,

А нужно роль играть важней!”
Учитель ни в коем случае не должен ругать ребенка за некоторые шероховатости изложения, в пятом классе не это самое важное. Главное, чтобы ученику понравилась эта форма работы, чтобы в его сердце зародилась искорка творчества, а, в дальнейшем, потребность в нем.

Если сохранять преемственность и давать такие задания систематически, ученики уже сами, без напоминания приносят стихи по отдельным темам.

Самой благодатной почвой для поэтических заданий служат те темы, при изучении которых легко представить данный материал в образах. Например, тема „Беглые гласные”:
У ч и т е л ь.
Убежала буква „е”

И у пня засела.

Пень, увидя здесь ее,

Крикнул: „Надоела!
Чем носиться что есть мочи,

Встань на место в слове „сочень”.

(сочня)

  • Ыапвапв = корень


У ч е н и к и.


  1. Как бы гонка началась –

Звук со словом утратил связь.

Обогнать я звук хочу –

„Чередование” учу!
Такая форма работы хороша еще и тем, что в ней принимают участие р а з н ы е ученики: слабые и сильные, ленивые и прилежные, у кого есть способности к сочинительству и у кого их нет. Например:


  1. Беглые гласные,

Такие прекрасные!

Они убегают,

А мы отдыхаем.
Данное четверостишие – не просто попытка слабого ученика принять участие в работе, но еще и отражение его личности: в то время, как другие ученики „играют в догонялки” с беглыми гласными, он предпочитает отдыхать.

Если учитель проводит такую работу в системе, она будет интересна и в старшем звене. Например, при изучении темы „Сложноподчиненные предложения” в 9 классе учащимся предлагается сочинить четверостишия на каждый вид придаточных, отразив в своем произведении суть данного правила.
У ч и т е л ь.
Придаточные условия.

Отвечает на вопрос:

При каком условии?

Прикрепляется к нему

Е с л и, р а з, к о л и…
Придаточные образа действия и степени.

Как? И в какой..? Не все ль равно?

Твердят нам в школе уж давно.

Но если их не будешь знать,

То Митрофану ты под стать!
У ч е н и к и.
Придаточные времени.

Когда? Как долго? С каких пор?

Пойдете вы куда-то...

Все это время не забудь,

Что ты учил когда-то.
Придаточные места.

Где? Куда? Откуда?

Не найти, покуда..,

Коль не знаешь места.

Сядь! Учи! Ни с места!
Психологический аспект данной творческой работы заключается в том, что, сочиняя вместе с детьми, учитель занимает позицию „рядом с учеником”, а не „над ним”, что благотворно влияет на весь учебный процесс.

Изучая виды придаточных предложений, можно дать детям такое творческое задание: попробуйте показать каждый вид придаточных определенным жестом. Я предлагаю такие:

  1. Придаточные образа действия и степени – сжимать-разжимать ладони.

  2. Придаточные места – положить руки на парту.

  3. Придаточные времени – закрыть ладонью часы.

  4. Придаточные условия – поднять вверх указательный палец.

Учитель читает сложноподчиненные предложения, а ученики жестами показывают значение придаточных. Большим плюсом такой работы является то, что она охватывает сразу весь класс, и учитель видит работу каждого ученика. В качестве дополнительного домашнего задания может быть предложено такое: придумать жесты на другие виды придаточных (цели, причины и т. д.)

Чередование вербальных и невербальных форм работы благотворно влияет на поддержание интереса учеников к изучаемому предмету.

Для повышения творческой активности учащихся может быть использован такой нестандартный для русского языка прием как ц в е т. Но именно он влияет на эмоциональную сферу школьника, помогая запоминать ему определенные слова и орфограммы, правила и понятия.

В качестве одного из творческих заданий ребятам может быть предложено такое:

Каждому ученику даются желтый и красный листы бумаги. Учитель диктует слова, ребята записывают их на тот или иной лист по желанию. По опыту работы я знаю, что на красный лист будут занесены самые сложные слова, в написании которых ученик сомневается, на желтый же будут записаны слова, которые хорошо знакомы школьнику и не составляют для него трудности. На следующем уроке я провожу словарный диктант, составленный из слов, записанных на красную бумагу.

Если перед диктантом проводится такая предварительная работа, то ученики, как правило, делают меньшее количество ошибок, так как ц в е т влияет на уровень усвояемости ребенком того или иного материала. Само появление цветной бумаги на таком уроке как русский язык с его бело-синей гаммой и простым карандашом вызывает большой интерес и воодушевляет учащихся.

Несколько слов по поводу ц в е т а хочется сказать и применительно к учебникам. Красная рамка и алый фон правил сразу обращают на себя внимание учащихся, з а с т а в л я я их запоминать, но действуют на неокрепшую нервную систему ребенка как белый халат врача на пациента. Зеленые рамка и фон не пугают ученика. Они действуют успокоительно на его состояние, как бы говоря о том, что правил не надо бояться, что они твои друзья, а не враги; тем самым правила не противопоставляются ребенку, а находятся на его стороне, р я д о м с ним.

Одним из приемов активизации творческого процесса я считаю применение на уроках русского языка аудиоматериалов. Даже такая, казалось бы, давно забытая нами передача как „Радионяня”, с ее искрометным юмором и профессионализмом актеров старой закалки, в игровой форме учит детей правильно говорить, образовывать формы слова, не попадать в неловкие ситуации из-за плохого знания правил родного языка (веселые уроки и песни „О звуке”, „Степени сравнения прилагательных”, „Полтора – полторы” и т. д.) Задорные песни и музыкальное оформление учат ребят трудиться весело, творчески воспринимая окружающую действительность.

Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно т р у д , в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает

т в о р ч е с т в о …