|
О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Учитель русского языка, литературы, МХК средней школы № 7 Нижегородского района Карпенко Н.Г. Специфика нашей работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать. Я хочу рассказать о тех приемах, которые используются мною для создания творческой обстановки на уроках русского языка.
Несмотря на то, что русский язык – наука точная, использование нестандартных приемов и методов работы позволяет активизировать творческий потенциал школьников на разных этапах обучения. Чем раньше мы настроим детей на творческую волну, тем больших результатов мы достигнем в старших классах не только в плане обученности школьника, но и в плане развития его личности.
Начиная с пятого класса (идеальный вариант – преемственность, когда такая работа проводилась с ребенком и в дошкольном возрасте, и в начальных классах) я ввожу в ход урока такие задания, которые позволяют ученику безболезненно переключиться с одного вида деятельности на другой, так как учащиеся считают их больше отдыхом и игрой, чем учебой или работой.
Например, при изучении темы „Состав слова” в пятом классе, я даю ребятам задание: сочинить четверостишие или небольшое стихотворение на каждую изученную морфему. Интерес к данному заданию поддерживается тем, что учитель сочиняет вместе с ними. У ч и т е л ь. Окончанием зовется,
От конца не оторвется,
Образует формы слова.
Раз, два, три – и все готово! Я морфема – голова!
Без основы все слова
Только окончанье,
Для коров мычанье!
А наречие молчит:
В нем основа вся сидит! Корень – главная фигура,
Смысл слова и культура –
Все зависит от него.
Не заметил это кто? После корня я иду,
На слова влиять могу.
Суффиксом зовут меня,
Крыша дома – это я! (^) Приставкой все зовут меня,
Пред корнем родина моя.
В чужие страны не стремлюсь –
С предлогом спутаться боюсь! У ч е н и к и.
Чтобы правильно писать,
Нужно окончанье знать!
И лицо тут, и число,
Только выучи и все!
Стих пишу об окончаньи,
Очень важное оно…
Знать вам нужно всем, ребята,
Как отрывок из кино. и т. д. Интересной получилась басня, в которой пятиклассница обобщила весь изученный материал:
Основа спорит с Окончаньем:
„Я лучше, я сильней,
Попробуй одолей!”
Окончание в ответ:
„У меня-то спора нет,
Ты, подруга, приютилась!
И чего ты здесь добилась?
Попробуй-ка, поспорь со мной,
Тебе урок послужит мой!”
„Ах! Ты что же, всех умней?
Ты, смотри, меня не бей,”-
Ей молвила Основа.
Вмешались Корень в разговор
С женой своей Приставкой:
„Мы будем вас давить удавкой.
Чтоб вам уроком послужило.
Не нужно быть их всех умней,
А нужно роль играть важней!” Учитель ни в коем случае не должен ругать ребенка за некоторые шероховатости изложения, в пятом классе не это самое важное. Главное, чтобы ученику понравилась эта форма работы, чтобы в его сердце зародилась искорка творчества, а, в дальнейшем, потребность в нем.
Если сохранять преемственность и давать такие задания систематически, ученики уже сами, без напоминания приносят стихи по отдельным темам.
Самой благодатной почвой для поэтических заданий служат те темы, при изучении которых легко представить данный материал в образах. Например, тема „Беглые гласные”: У ч и т е л ь. Убежала буква „е”
И у пня засела.
Пень, увидя здесь ее,
Крикнул: „Надоела! Чем носиться что есть мочи,
Встань на место в слове „сочень”.
(сочня)
У ч е н и к и.
Как бы гонка началась –
Звук со словом утратил связь.
Обогнать я звук хочу –
„Чередование” учу! Такая форма работы хороша еще и тем, что в ней принимают участие р а з н ы е ученики: слабые и сильные, ленивые и прилежные, у кого есть способности к сочинительству и у кого их нет. Например:
Беглые гласные,
Такие прекрасные!
Они убегают,
А мы отдыхаем. Данное четверостишие – не просто попытка слабого ученика принять участие в работе, но еще и отражение его личности: в то время, как другие ученики „играют в догонялки” с беглыми гласными, он предпочитает отдыхать.
Если учитель проводит такую работу в системе, она будет интересна и в старшем звене. Например, при изучении темы „Сложноподчиненные предложения” в 9 классе учащимся предлагается сочинить четверостишия на каждый вид придаточных, отразив в своем произведении суть данного правила. У ч и т е л ь. Придаточные условия.
Отвечает на вопрос:
При каком условии?
Прикрепляется к нему
Е с л и, р а з, к о л и… Придаточные образа действия и степени.
Как? И в какой..? Не все ль равно?
Твердят нам в школе уж давно.
Но если их не будешь знать,
То Митрофану ты под стать! У ч е н и к и. Придаточные времени.
Когда? Как долго? С каких пор?
Пойдете вы куда-то...
Все это время не забудь,
Что ты учил когда-то. Придаточные места.
Где? Куда? Откуда?
Не найти, покуда..,
Коль не знаешь места.
Сядь! Учи! Ни с места! Психологический аспект данной творческой работы заключается в том, что, сочиняя вместе с детьми, учитель занимает позицию „рядом с учеником”, а не „над ним”, что благотворно влияет на весь учебный процесс.
Изучая виды придаточных предложений, можно дать детям такое творческое задание: попробуйте показать каждый вид придаточных определенным жестом. Я предлагаю такие:
Придаточные образа действия и степени – сжимать-разжимать ладони.
Придаточные места – положить руки на парту.
Придаточные времени – закрыть ладонью часы.
Придаточные условия – поднять вверх указательный палец.
Учитель читает сложноподчиненные предложения, а ученики жестами показывают значение придаточных. Большим плюсом такой работы является то, что она охватывает сразу весь класс, и учитель видит работу каждого ученика. В качестве дополнительного домашнего задания может быть предложено такое: придумать жесты на другие виды придаточных (цели, причины и т. д.)
Чередование вербальных и невербальных форм работы благотворно влияет на поддержание интереса учеников к изучаемому предмету.
Для повышения творческой активности учащихся может быть использован такой нестандартный для русского языка прием как ц в е т. Но именно он влияет на эмоциональную сферу школьника, помогая запоминать ему определенные слова и орфограммы, правила и понятия.
В качестве одного из творческих заданий ребятам может быть предложено такое:
Каждому ученику даются желтый и красный листы бумаги. Учитель диктует слова, ребята записывают их на тот или иной лист по желанию. По опыту работы я знаю, что на красный лист будут занесены самые сложные слова, в написании которых ученик сомневается, на желтый же будут записаны слова, которые хорошо знакомы школьнику и не составляют для него трудности. На следующем уроке я провожу словарный диктант, составленный из слов, записанных на красную бумагу.
Если перед диктантом проводится такая предварительная работа, то ученики, как правило, делают меньшее количество ошибок, так как ц в е т влияет на уровень усвояемости ребенком того или иного материала. Само появление цветной бумаги на таком уроке как русский язык с его бело-синей гаммой и простым карандашом вызывает большой интерес и воодушевляет учащихся.
Несколько слов по поводу ц в е т а хочется сказать и применительно к учебникам. Красная рамка и алый фон правил сразу обращают на себя внимание учащихся, з а с т а в л я я их запоминать, но действуют на неокрепшую нервную систему ребенка как белый халат врача на пациента. Зеленые рамка и фон не пугают ученика. Они действуют успокоительно на его состояние, как бы говоря о том, что правил не надо бояться, что они твои друзья, а не враги; тем самым правила не противопоставляются ребенку, а находятся на его стороне, р я д о м с ним.
Одним из приемов активизации творческого процесса я считаю применение на уроках русского языка аудиоматериалов. Даже такая, казалось бы, давно забытая нами передача как „Радионяня”, с ее искрометным юмором и профессионализмом актеров старой закалки, в игровой форме учит детей правильно говорить, образовывать формы слова, не попадать в неловкие ситуации из-за плохого знания правил родного языка (веселые уроки и песни „О звуке”, „Степени сравнения прилагательных”, „Полтора – полторы” и т. д.) Задорные песни и музыкальное оформление учат ребят трудиться весело, творчески воспринимая окружающую действительность.
Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно т р у д , в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает
т в о р ч е с т в о …
|
|
|