|
Хисамова Резеда Мансуровна преподаватель фортепиано мбу дод кайбицкая Детская Школа Искусств
Хисамова Резеда Мансуровна
преподаватель фортепиано
МБУ ДОД «Кайбицкая Детская Школа Искусств
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
С. Большие Кайбицы
«Взаимодействие семьи и школы в музыкальном
образовании детей».
(Сценарий родительского собрания )
К родительскому собранию нужно заранее подготовиться
Этапы подготовки к мероприятию:
1) подготовить приглашения на родительское собрание (персональное)
2) подготовить зал для проведения мероприятия.
3) заранее подготовить анкету для родителей («домашний опрос»- анализируется организатором мероприятия в день собрания)
4) подготовить наиболее удачно сделанные, совместно с родителями музыкальные инструменты
5) подготовить музыкальное оформление для начала и окончания собрания.
Ход собрания.
Звучит музыка Л.Бетховен «Лунная соната» (исполняет учитель музыки)
Ведущий:
«Вряд ли кто-нибудь может спросить, нужна ли музыка в жизни. До такой степени музыка слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется»,- говорил А.В. Луначарский. И это действительно так. Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную развлекательную и серьезную. Разобраться в этом звучащем потоке бывает порой трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И все, потому что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. Поэтому задача родителей и учителей – распознать наличие у ребенка художественной фантазии и создать оптимальные условия для ее развития, помочь воспринять те или иные музыкальные явления. Безусловно, общеобразовательная школа учит ребенка воспринимать музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Таким образом, музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря своему непосредственному комплексному воздействию на человека. Она сопровождает человека всю жизнь, следовательно, семье и школе важно заботиться о том, чтобы этот прекрасный спутник детей всегда был добрым и мудрым. Для этого нужно создать крепкий союз, который поможет ребенку воспринимать те или иные явления, будет способствовать пробуждению его интереса и любви к музыке. Как говорят исследователи проблем семейного воспитания, семья является первой наиболее важной ступенью вхождения маленького человека в жизнь, в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с родным человеком,- все это определяет большие возможности приобщения ребенка к музыке средствами семейного воспитания. В настоящее время ситуация с музыкальным воспитанием в семье далека от благополучия: ухудшилось материальное положение людей, а это не способствует и музыкально-эстетическому развитию личности ребенка. Сегодня важно приблизить ребенка к миру классической и лучших образцов современной музыки. Сформировать у него музыкальный вкус, но многие родители, к сожалению, забывают о том что, духовная пища для ребенка не менее важна, чем физическая. Часто можно услышать от родителей, что они не хотят, чтобы ребенок тратил время на бесполезную музыку, все равно ему «медведь на ухо насупил». Но цель музыкального воспитания не только в обучении игре на музыкальном инструменте и тем более не в подготовке музыкантов-профессионалов. Очень обидно, когда только избранные, особо талантливые дети получают радость от общения с музыкой, в основном же дети остаются к ней равнодушны. Необходимо, чтобы ребенок полюбил музыку и, чтобы она в дальнейшем помогала ему, скрашивала его жизнь.
Публичный анализ анкет. Мини-дискуссия с родителями.
Известно, что в семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок находится в музыкальной среде с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура. В действительности сегодня в большинстве семей утеряны музыкальные традиции. Пение и музицирование все больше уходят из семейной жизни, живое исполнение заменяют магнитофоны, телевизоры, видео, а также компьютер. Родители в основном музыкально и педагогически безграмотны, у многих преобладают чисто финансовые интересы, поэтому стремление с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе музыкального воспитания детей минимально. Практическое задание. «Музыканты»
(Игра на шумовых инструментах)
Родителям раздаются шумовые инструменты: ложки, маракасы, бубны.
Задание: под музыку «Итальянская полька» С.Рахманинова исполнить на шумовых инструментах ритмическое сопровождение .
В: «Хорошие родители важнее хороших педагогов»,- говорил видный пианист и педагог Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу или музыкальную студию. Мать и отец, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если они не играют на музыкальных инструментах и не поют, в деле музыкального воспитания ребенка могут сделать очень многое, а музыкальное воспитание часто выступает как необходимый фактор сплочения детей, родителей и школы в единое целое. Показ и оценивание музыкальных инструментов, сделанных детьми совместно с родителями.
Музыкально- образовательной деятельностью в семье сегодня в основном занимаются дети, которые обучаются игре не музыкальном инструменте в условиях детской музыкальной школы или студии. Ребенок, посещая уроки музыки в общеобразовательной школе или занятия в музыкальной школе, получает «двойное» музыкальное образование, которое позволяет ему успешнее развивать свои музыкальные способности и формировать основы музыкальной культуры. Однако родителей, которые хотят обучать детей в музыкальной школе, следует предупредить, что им придется учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе. Если родители считают необходимым тратить время и силы на обучение ребенка в музыкальной школе, надо согласиться и с необходимостью дополнять это обучение личным участием в создании музыкально-воспитательной обстановки дома.
Музыка- это важнейшая форма воспитания человеческой души. Она вошла во все сферы жизни человека. Но почти вся современная музыка в последние годы стала оружием массового уничтожения. Подобно наркотику она дезорганизует здоровые силы организма, выводит его из строя разрушительными вибрациями. «Современная музыка»
Эксперимент
(Слушаем современную дискотечную музыку, погасив свет, максимально увеличив громкость музыки) Громкость музыки. Музыка и здоровье.
В: Американские ученые- медики доказали что пронзительный звук большой громкости вызывает сворачивание белка. Сырое куриное яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через 3 часа оказалось «сваренным всмятку. Будто яйцо находилось несколько минут в кипятке. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений и может вызвать их гибель. Рыба, подвергнутая рок музыке в сочетании с миганием света, погибла. Зрители на концертах звезд эстрады подвергаются такому же комплексу воздействий громких звуков и ярких вспышек света. Люди пока еще не умирают на концертах и дискотеках, но после получасового пребывания на дискотеке у подростков слабеют и нарушаются сознание, интеллект. Ребята буквально зомбируются этой музыкой настолько, что становятся агрессивными, склонными к бунту, протесту и разрушительным действиям. После концертов, где громкость звуков доходит до 120 децибел, а слух человека рассчитан на мощность звука не более 50 децибел, у слушателей, кроме потери памяти и слуха, возникают звуковые контузии и ожоги.
Громкая музыка –это опасно! Ученые во Франции провели исследование и пришли к выводу, что в клубах с громкой музыкой посетители пьют больше алкоголя.
Интенсивность звука не самое страшное зло, потому что его легко распознать и уменьшить. Сложнее распознать вредную информацию, заложенную в сочетаниях звуков, в ритме, а также в сочетаниях звуковых и зрительных (световых, цветовых, пространственных, графических, временных) раздражителей. На дискотеках к этому комплексу добавляются раздражители мышц и связок, вестибулярного аппарата от химических веществ(табачного дыма, алкоголя, наркотиков).Известно что между головным мозгом и мышцами существует прямая и обратная связь. Мышцы являются исполнительными органами головного мозга.
Приятная музыка благотворно воздействует не только на нервную систему человека, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и чем она тише.
Конструкция движений в бальных танцах сначала планируется в головном мозге. В них имеются идеи, образы, четкий рисунок кругов, спиралей и т.д. Движения, танцующих синхронные, рассчитанные по скорости, амплитуде, траектории. В этих танцах люди объединяются общей идеей, настроением, музыкой, костюмами. Это коллективное творчество, в процессе которого развиваются навыки тонко понимать друг друга и взаимодействовать.
Танец родителей. Вальс
(2-3 пары родителей исполняют вальс)
В: В современных танцах никаких конструкций нет. Танцующие разобщены. Движения рассогласованные, дезорганизованные, часто вычурные, нелепые, дурашливые и стереотипные у каждого танцора. Нет единства в движениях, нет его в головах. Эмоции грубеют и тупеют, становятся примитивными. Танцующие на дискотеках вводятся в гипнотическое состояние, становятся послушными исполнителями злой воли. Именно на дискотеках чаще всего приобщаются к наркотикам, алкоголю, табаку. Попадают в веселые компании.
Мини-дискуссия родителей.
В: У нас есть исцеляющая музыка, замечательные песни, выдающиеся истинно народные артисты. Нужно только быть разборчивым в своем выборе и защищаться от отрицательных воздействий.
Звучит музыка. Ф.Шопен «Ноктюрн до-диез минор» В: В заключении нашего вечера хочется Вам сказать, дорогие наши родители, Будьте внимательны к нашим детям, ведь они станут такими , какими мы их воспитаем…
Использованная литература
1. Журнал ”Фән һәм мәктәп” №11;2006г.
2. Журнал « Музыка в школе»№ 4. 2004г.
3.Журнал «Музыка в школе» №6, 2011.,с 3-7. |
|
|