Главная страница

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Татарска



НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Татарска
Дата16.02.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Татарска

  • Петрова О.А. учитель математики


ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович-

  •  родился в 1927 г. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.



Девиз Педагога:



Опорный сигнал -

  • набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.



Опорный конспект –

  • система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.



Этапы работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

  •  1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  •  2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

  •  3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

  •  4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

  •  5. Объедините сигналы в блоки.

  •  6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

  •  7. Выделите значимые элементы цветом.



Основа методики



Основа методики

  • Третий этап — изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

  • Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

  • Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.



Основа методики

  • Шестой этап — ответы по опорным сигналам

  • Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).



Опорный конспект



Опорный конспект



Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы



1. Лаконичность

  • Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.

  • Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

  • Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.



Опорный конспект



2. Структурность

  • В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.

  • Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи.

  • Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.



Опорный конспект



3. Наличие смысловых акцентов

  • Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.



Опорный конспект



4. Автономность

  • Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.



Опорный конспект



5. Ассоциативность и образность

  • Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы.

  • Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.



6. Доступность воспроизведения от руки

  • Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.

  • Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.



Опорный конспект



7.Цветовая наглядность

  • Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.

  • Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

  • Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.



Принципы системы Шаталова

  • Обучение на высоком уровне сложности.

  • Бесконфликтность.

  • Быстрое движение вперед.

  • Открытые перспективы.

  • Сверхмногократное повторение.

  • Ведущая роль теоретических знаний.

  • Гласность.



Элементы системы Шаталова

  • организация сверхмногократного повторения

  • инспекция знаний

  • система оценки знаний

  • методика решения задач

  • опорные конспекты

  • спортивная работа с детьми.



Ни дня без игры

  • Раскрывает перед наблюдательным педагогом – то, что даёт игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.



Отметка – не цель

  • Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения.

  • Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя.

  • Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать.



Учет и оценивание знаний

  • Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает.

  • Экран успеваемости - сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок



Учет и оценивание знаний

  • В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций.

  • Если же к этому добавить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то у ребят возникает отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной.

  • Следствие – стремительный рост результатов их труда.



Ведомость открытого учета знаний



Преимущества методики

  • Глубокое понимание теории.

  • Экономия времени (материал собран в блоки).

  • У обучающихся появляется желание использовать свои силы и знания на практике.

  • Позволяет увеличить количество решаемых задач.

  • Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения.



Спасибо за внимание!