|
«Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции» Конспект бинарного урока по информатике и алгебре
Класс: 9
Разработали: учитель математики и информатики Бондарева Л.А. и учитель математики Дрожжина Г.С. МКОУ Амурская СОШ
Предмет алгебра, информатика
Тема урока: «Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции».
Тип урока: Урок систематизации знаний и умений.
Вид урока: Урок интегрированный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения:
Познавательный
Систематизирующий
Коммуникативный
Логический
ИКТ
Цель урока: Рассмотреть применение моделирования в электронных таблицах для построения и изучения свойств квадратичной функции.
Задачи.
Образовательные
Систематизация знаний о графиках квадратичной функции и их свойствах;
Научиться строить график квадратичной функции общего вида на замкнутом отрезке;
Закрепить умение восстанавливать формулу функции по готовому графику;
Продолжить отработку навыков по решению тестов;
Закрепить умения работать с операционной системой Windows, работа с электронными таблицами.
Развивающие
Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты;
Сформировать познавательную активность и мотивацию изучения математики и информатики;
Развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
Развивать эмоции учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер);
Развивать умение грамотно излагать свои мысли, обосновывать свои действия. Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за свой труд;
Воспитать коммуникативные умения, формировать адекватность оценки собственной деятельности.
Воспитывать, чувства товарищества, взаимопомощи, деликатности, честности, дисциплинированности
Воспитывать аккуратность (при выполнении построения графиков функций)
Воспитывать чувство гордости за свои успехи и успехи товарищей
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к имуществу и времени урока.
Оборудование к уроку: ПК установлена операционная система Windows XP, Microsoft Excel), мультимедийный проектор, музыка для оргмомента, оценочные листы (Excel), презентация, задание для практической работы, тест, электронный тест, оценочный лист.
Межпредметные связи: Информатика +Математика
Время 45 минут
Структура урока
Организационный момент
Устный счет
Актуализация знаний. (Задание на соответствие)
Моделирование:
А) Постановка задачи. (Повторение материала и тестирование)
Б) Разработка модели.
В) Компьютерный эксперимент (Выполнение практической работы на компьютере)
Г) Анализ результатов моделирования.
Электронный тест
Домашнее задание
Итог урока
Рефлексия
Список использованной литературы и Интернет-источников:
Макарова, Н.В. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс. / под ред.С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.
https://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
https://mp3downloadfree.ru/?chr=2 музыка
https://koipkro.kostroma.ru/Buy/School_13/DocLib8/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2FBuy%2FSchool_13%2FDocLib8%2F%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%2F%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%2E%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%A2%2E%D0%9D%2E%20%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%A2%2E%D0%9B%2E%20%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0&FolderCTID=0x012000838BD87DCD621D4EAC9FF52ADD720775&View=%7B863EE2D1-2679-4981-884F-10B58A144C46%7D
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Основное содержание учебного материала
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Организацион-ный момент
| План урока
| После проверки готовности к уроку звучит музыка (отрывок).
Сообщается тема урока
«Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции».
цель, задачи, план урока.
Знакомит с оценочным листом на компьютере.
| Проверяют готовность к уроку.
Слушают музыку, называют группу.
Слушают тему, цель, задачи, план урока.
Вносят в оценочный лист Ф.И., класс
| 4 минуты
| Устный счет (по алгебре)
| Готовые рисунки различных графиков (слайды)
| Задает вопросы
| Отвечают на вопросы
| 3 минуты
| Актуализация знаний (по алгебре)
| Задание на соответствие
| Выдаются задания на соответствие.
Проверяет выполненные задания.
| Выполняют задание и сдают бланки
Заносят результаты в оценочный лист на компьютере
| 6 минут
| Моделирование:
А) Постановка задачи.
Б) Разработка модели.
| Повторение (по информатике) Основные вопросы по работе в Excel
| Задает вопросы (на слайдах)
| Отвечают на вопросы
| 2 минута
| Тест на знание Excel
| Демонстрирует тест (слайды)
Демонстрирует ответы (слайд)
| Выполняют тест.
Меняются с соседом бланками для ответов теста, проверяют ответы. Заносят результаты в оценочный лист на компьютере
| 5 минут
| Моделирование:
В) Компьютерный эксперимент
| Практическая работа по построению
графика квадратичной функции (информатика)
| Небольшая информация – напоминание по выполнению построения графиков с использованием электронных таблиц.
Выдает бланки практических заданий
| Слушают
Выполняют практическую работу на компьютерах.
| 2 минуты
| Задание: на построение графиков и описание преобразований, описание свойств по готовому графику
| Выдает задание на листах, рассказываю инструкцию по выполнению
Проверяет выполненные задания.
| Выполняют задание
и сдают бланки Заносят результаты в оценочный лист на компьютере
| 8
минут
| Моделирование:
Г) Анализ результатов моделирования.
| Анализ результатов
| Задает вопросы
| Анализируют свою работу
| 1 минута
| Выполнение электронного теста (по алгебре)
| Электронный тест
| Сообщает инструкцию по выполнению.
| Слушают, выполняют тест. Заносят результаты в оценочный лист на компьютере.
| 10 минут
| Домашнее задание
| Математика: № 233, 243а, 246
Информатика: Тема 3.1 из практикума
| Рассказывает уровни упражнений домашнего задания
| Слушают, записывают
| 1 минута
| Итог урока
| Оценочные листы учащихся с автоматическим подсчетом оценок за урок по алгебре и информатике
| Вносят результаты в журнал
| Сообщают полученные оценки за урок из оценочного листа
| 2 минуты
| Рефлексия
| Карточки с рожицей
| Рассказываю критерии
| Слушают, и определяют свое отношение к уроку: интерес, удовлетворение, непонимание
| 1 минута
|
Ход урока
Организационный момент (Звучит песня группы Би-2 «Последний герой». Приложение 1.)
Вопрос: Назовите, пожалуйста, как называется группа, исполняющая эту песню.
Ответ: Группа «Би-2»
Вопрос: Что означает Слово «БИ»?
Ответ: 2
Учитель математики (УМ): Вот и сегодня наш урок будет двойным, т.е. бинарным: урок математики и информатики будет проходить одновременно.
Учитель информатики (УИ): Тема нашего урока тоже двойная: «Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции». (тема выводится на экран через проектор, Слайд 1). Цель урока «Рассмотреть применение моделирования в электронных таблицах для построения и изучения свойств квадратичной функции». А девизом будут следующие слова: «Математику с информатикой нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. И ознакомимся с планом нашего урока.
На вашем Рабочем столе находится файл «ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ» (Приложение 2)(Слайд 4), в котором находится лист оценивания для каждого из вас. Откройте его и внесите каждый в свой лист свою фамилию, имя и класс (учащиеся вносят свои данные в индивидуальные оценочные листы). После каждого этапа работы вы поставите себе отметку. Средний балл и оценка за урок будут просчитываться автоматически.
Устный счет УМ.:
а) Дайте определение квадратичной функции. (Функция у = ах2+вх +с -где а, в, с- заданные числа, а не равно 0, х - действительная переменная , называется квадратичной).
б) Что называют нулями функции? (Значения аргумента, при которых квадратичная функция равна 0, называется нулями функции).
в) Что является графиком квадратичной функции? (Графиком квадратной функции является парабола, при а больше 0 ветви направлены вверх, при а меньше 0 ветви направлены вниз)
г) Что является графиком функции у = (х+3)2- 4. ( Графиком функции у =(х+3)2-4 является парабола, полученная сдвигом параболы на 3 единицы вправо и на 4 единицы вниз).
д) График функции у=-5х2 симметричен относительно оси…
е) Значение функции у = х2 при х=0 равно…
(Слайды 5-9)
Актуализация знаний. (Задание на соответствие) УМ. : Задание на восстановление формулы функции по готовому графику. Задача, которую вам необходимо выполнить – обратная к тем заданиям, что выполняли и непростая, потому что построение графика проще, чем выявление соответствия между графиком и ему соответствующей формуле. Получилось слово ГРАФИК
Моделирование: А) Постановка задачи. (Повторение материала и тестирование по информатике)
УИ: Построение графиков данных функций мы выполним не на привычном для вас листе бумаги, а с использованием компьютера. Это является графической моделью данных функций. Для начала давайте вспомним этапы моделирования. (Этапы моделирования выводятся на экран, Слайд10)
Постановка задачи
Описание задачи
Цель моделирования
Формализация задачи
Разработка модели:
Информационная модель
Математическая модель
Компьютерная модель
Компьютерный эксперимент:
План эксперимента
Проведение исследования
Анализ результатов моделирования
Цель моделирования: Построить графики квадратичных функций и описать их свойства.
(выводится на экран Слайд 11). Но прежде чем перейти к разработке модели ответьте на следующие вопросы:
Как можно представить табличные данные, чтобы они выглядели наглядно? (в графической форме).
С помощью, какой команды меню, можно построить диаграммы и графики в Excel? (с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм).
Как ввести в ячейку формулу, состоящую из арифметических операторов и адресов ячеек? (ставим знак "=", затем активизируем нужную ячейку и вводим соответствующие знаки арифметических действий).
Как ввести формулу, содержащую функцию? (вызываем Мастер функций).
А теперь тест на знание Excel .(Слайды 12-16) Проверяем тест.(Слайд 17) Взаимопроверка в парах. Результаты заносятся в оценочный лист на компьютере.
Б) Разработка модели.
УИ.: Строить графики функций мы будем в электронных таблицах. Пожалуйста, откройте приложение Microsoft Excel «Практическая работа» Лист «построение графика». Обращаю ваше внимание на то, что:
Для того, чтобы записать показатель степени, используется значок «^». Для этого нужно перейти на английский язык и нажать одновременно Shift и 6.
Таблица значений расположена не привычно горизонтально, как в математике, а вертикально. Поэтому заполнение таблицы производится по столбцам. В первом столбце зададим значения х. (На экран выводится образец заполнения таблицы значений, Слайд 18)
На листе «построение графика» в ячейки А4-А14 внесем значение х на промежутке [-5;5] с шагом 1, а в ячейку В4 введем формулу и скопируем их вниз.
В результате у вас должна получиться следующая таблица значений.
Для построения графиков функций будем использовать Мастер диаграмм. Чтобы построить график функции у=х2 выделим 1 и 2 столбец (диапазон ячеек А3:В14).
У вас должен получится график. (Вывести на печать.)
УМ: Прежде чем перечислить свойства рассматриваемых функций, вспомним алгоритм исследования функции (выводится на экран, Слайд 19)
По данному алгоритму проведем исследования функций. В) Компьютерный эксперимент (Выполнение практической работы на компьютере)
Переходим к следующему этапу нашего урока «Компьютерному эксперименту».
Ваша задача – построить в электронных таблицах на Листе «построить и описать» 3 графики данных функций и в листе «Практическая работа» описать преобразования. Мы знаем, что компьютер – инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим математическую модель квадратичной функции у = а (х - m)2 + n
С помощью электронных таблиц мы будем строить графики функций. Инструкция по работе с программой:
Перед вами 3 столбца чисел
блок A5:A15 – это значение переменной х
блок B 5:B15 – это значение функции у=х2
блок C5:Т15 – это значение функции у=а(х-m)2 + n.
При вводе в ячейки D3, F3,H3 чисел автоматически пересчитываются значения функции в блоке под ними. Вам необходимо обязательно внести изменения в запись функции и записать вместо а,m,n необходимые значения. Также необходимо внести изменения для построения 2 и 3 графиков в ячейки I3, K3,M3, P3, R3, T3 и в запись соответствующих функций.
По блокам B10:B30 и C10:C30 построены диаграммы в виде линейных графиков. Мы видим сразу два графика, синий график это график функции у=х2 будет оставаться на месте, а красный график, это график функции у=а(х+m)2 + n будет сдвигаться в зависимости от чисел которые вы введете в ячейки E4, E5, E6.
У вас на столах лежит задание для практической работы, вы должны параметрам a,m,n придать различные значения и сделать вывод, как преобразовывается график функции у=х2.
Для того, чтобы нам было легче проверить вашу работу, попрошу вывести на печать не забудьте впечатать фамилию и имя.
У.М.: Далее в электронных таблицах на Листе «исследовать функцию» (по вариантам) записать формулу параболы по готовому графику и исследовать её: Сдать листы практической работы на проверку учителю. (Слайд 21) Г) Анализ результатов моделирования.
УМ: Вы сегодня строили графики различных квадратичных функций. Сравните свойства функций, с которыми вы работали самостоятельно, со свойствами функций у=х2. Какой вывод вы можете сделать?
Электронный тест
УИ: Откройте файл «электронный тест» и ответьте на представленные вопросы. Оценка за результат выставляется автоматически. (Слайд 22)
Домашнее задание (Слайд 23)
М – № 233, 243а, 246.
И – Тема 3.1 из практикума
Итог урока.
УИ: Сегодня на уроке мы рассмотрели особенности проведения моделирования в среде электронных таблиц при изучении темы по алгебре «График и свойства квадратичной функции». Закрепили умения работать с операционной системой Windows, работая с электронными таблицами. УМ: Нами были систематизированы знания о графиках квадратичной функции . И было замечено, что свойства функций зависят от расположения параболы в координатной плоскости.
(Учащимися озвучиваются результаты оценивания) выводят на печать
Рефлексия.
Нам хотелось бы, чтобы вы высказали свое мнение о проведенном уроке. А для этого выразите свое отношение к уроку: интерес, удовлетворение, непонимание, а для этого выберите одну из готовых рожиц. (Слайд 24)
Выставление оценок в дневники и в журнал. |
|
|