Главная страница

Множество. Элементы множества. 2-й класс. Цели: Ввести понятие «множество»



Скачать 67.38 Kb.
НазваниеМножество. Элементы множества. 2-й класс. Цели: Ввести понятие «множество»
Дата11.03.2016
Размер67.38 Kb.
ТипДокументы

Множество. Элементы множества. 2-й класс.

Цели:

  1. Ввести понятие «множество».

  2. Ввести понятие «элементы множества».

  3. Научить определять принадлежность элемента множеству.

Предварительная подготовка:

  1. Принести мяч.

  2. Принести картинки, на которых изображены предметы с общим названием (можно использовать карточки детского лото).

Ход урока

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «множество» и что называют «элементами множества»!

- У меня на доске нарисован мешок. Пока он пуст. Давайте соберем в него зверей, которых вы знаете.

Игра:

Учитель ходит с мячом по классу и кидает ученику мяч, а ученик должен быстро назвать какого-либо зверя.

-А теперь давайте всех названных зверей соберем в наш мешок.

Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей (или использует карточки с магнитом).

- Много в мешке получилось зверей?

- Много.

- В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством». «Множество» от слова МНОГО. (Слайд 3,4)

- Попробуйте дать название множеству.

 «Назови множество»:

Учитель показывает картинки с однородными предметами. Дети должны дать название этому множеству, например – рыбы, птицы, растения, книги.



- Это множество рыб. (Слайд 5)



- Это множество птиц. (Слайд 6)

- Давайте выполним задание №1 в тетради.

Задание №1. (Слайд 7)

Ученики должны назвать и подписать название предлагаемых множеств.

Множество: посуды, животных, обуви, игрушек, банных принадлежностей, предметов для рисования.

- Теперь давайте поиграем.

Игра «Назови множество» (Слайды 8,9,10)

Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.

- платье, брюки, шуба, юбка, кофта, куртка… - одежда.

(- шкаф, стул, стол, диван, тумбочка… - мебель.)

- береза, сосна, ель, тополь, дуб, ива… - деревья.

(- Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург… - города.)

- стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, пчела… - насекомые.

После игры на доске появляется еще один мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названия. Его дети должны придумать сами. Например, сапоги, валенки, кроссовки, ботинки, тапочки.



- Это множество обуви.

- Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. (Слайд 11,12)

- Выполним задание №2.

Задание №2.(Слайд 13)

При выполнении задания для каждой картинки следует проверить каждое предлагаемое слово.

- Можно сказать, что на лугу пасется стая коров?

- Нет

- А рой коров?

- Нет

- А букет коров?

-Нет

-Значит, для коров, пасущихся на лугу, подходит только слово «стадо».

Аналогично для остальных картинок перебираются возможные варианты, и выбирается подходящее слово.

 - Итак, для некоторых групп предметов есть определенные слова, называющие эти группы, например, «стадо коров». Но сказать «рой коров» уже нельзя. Но зато любую группу предметов, собранных вместе, можно назвать «множеством»: множество коров, множество рыб, множество цветов.

- Сейчас снова будем играть. Для игры нам понадобятся ваши ладошки.

Игра «Найди лишнего» (Слайды 14,15,16)

Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

- Мы идем по парку и видим деревья: березу, дуб, розу (хлопок), тополь, сосну, ромашку (хлопок), ель, сирень (хлопок)

- Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины (хлопок), морковь, колбасу (хлопок), огурцы, свекла, яблоки (хлопок)…

- В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, лыжи, гантели, кресло (хлопок), теннисные ракетки, расческу (хлопок), коньки, стул (хлопок)…

- Выполняем задания в тетради.

Задание №3. (Слайд 17)

Ученики должны определить предмет, который мешает назвать множество остальных предметов.

- В клетке находится множество птиц, а кролик среди них является лишним.

Задание №4. (Слайд 18)

Аналогично предыдущему.

- Почему Незнайка вычеркнул круг?

- Потому что все остальные предметы с углами.

- А если оставить круг в начальном множестве, то какая другая фигура может быть лишней и почему?

- Лишним может быть прямоугольник, как серая фигура.

Задание №5. (Слайд 19)

Из заданного множества дети должны выделить элементы названных множеств: овощей и фруктов. Исследуется каждый предмет: если это овощ – подчеркивать одной чертой, если фрукт – двумя чертами. Предмет, не входящий ни в одно из названных множеств, подчеркивать не надо.

После этого следует перечислить все полученные множества вслух.

- Множество овощей: картошка, свекла, морковь, огурец, помидор, тыква.

- Множество фруктов: груша, яблоко, апельсин, лимон, ананас.

- Не подчеркнуты: масло, хлеб, колбаса, сыр, мяч.

Задание №6. (Слайд 20)

Главное в задании, чтобы ученик мог назвать выделенное им множество и перечислить его элементы.

- Множество музыкальных инструментов: труба, скрипка, гитара, гармошка, барабан.

- Множество спортивных принадлежностей: гантели, мяч, коньки, ракетка.

- Множество строительных инструментов: пила, пассатижи, отвертка.

- И снова играем. Здесь понадобятся ваши знания.

Игра «Продолжи ряд»:

Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики, догадываясь о названии множества по перечисленным предметам, продолжают его своими элементами.

Обязательно в конце каждого этапа подвести итог: что же было перечислено, т.е. дать название множеству.

  • сыроежка, мухомор, опенок…(подберезовик, подосиновик, лисичка) – это…множество грибов

  • лиса, медведь, слон, бегемот…(волк, заяц, тигр, носорог) – это…множество зверей

  • стрекоза, бабочка, кузнечик…(жук, комар, пчела, муха) – это…множество насекомых

  • беретка, шляпа, панамка…(платок, кепка, шапка) – это…множество головных уборов

  • щука, окунь, сом, плотва…(акула, карась, лещ) – это…множество рыб

Задание №7. (Слайд 21)

Дети выполняют самостоятельно. Можно 1-2 учеников попросить озвучить свои ответы.

- Дорисовал тюльпан, т.к. это множество цветов.

- Ребята, назовите известные вам города (дети перечисляют названия городов).

- Можно городом назвать «Волгу»?

- Нет, это река.

- Можно ли назвать городом Россию?

- Нет, это страна.

Задание №8. (Слайд 22)

Выполняется самостоятельно.

Задание №9. (Слайд 23)

Ученики должны дать название каждому столбцу с тремя предметами (одежда, рыбы, деревья). После чего дуб должен быть вписан в столбец под названием «деревья», т.к. он является деревом.

Аналогично исследуются остальные предметы: окунь, лещ – «рыбы», юбка – «одежда».

ОДЕЖДА

РЫБЫ

ДЕРЕВЬЯ

Шуба

Щука

Береза

Брюки

Акула

Ель

Рубашка

Карась

Сосна

Юбка

Окунь

Дуб

 

Лещ

 

Итог урока:

- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как «множество» и «элементы множества». Научились определять множество, а также принадлежность элемента заданному множеству.

Карточки с заданиями (Слайды 24-30)

Учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.

1 вариант:





2 вариант:





Домашнее задание: (Слайд 31)

№10.

Дети должны нарисовать любое множество предметов с общим названием и подписать название под картинкой. Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.

  2. Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.

  3. Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.