Множество. Элементы множества. 2-й класс.
Цели:
Ввести понятие «множество».
Ввести понятие «элементы множества».
Научить определять принадлежность элемента множеству.
Предварительная подготовка:
Принести мяч.
Принести картинки, на которых изображены предметы с общим названием (можно использовать карточки детского лото).
Ход урока
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «множество» и что называют «элементами множества»!
- У меня на доске нарисован мешок. Пока он пуст. Давайте соберем в него зверей, которых вы знаете.
Игра:
Учитель ходит с мячом по классу и кидает ученику мяч, а ученик должен быстро назвать какого-либо зверя.
-А теперь давайте всех названных зверей соберем в наш мешок.
Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей (или использует карточки с магнитом).
- Много в мешке получилось зверей?
- Много.
- В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством». «Множество» от слова МНОГО. (Слайд 3,4)
- Попробуйте дать название множеству.
«Назови множество»:
Учитель показывает картинки с однородными предметами. Дети должны дать название этому множеству, например – рыбы, птицы, растения, книги.
- Это множество рыб. (Слайд 5)
- Это множество птиц. (Слайд 6)
- Давайте выполним задание №1 в тетради.
Задание №1. (Слайд 7)
Ученики должны назвать и подписать название предлагаемых множеств.
Множество: посуды, животных, обуви, игрушек, банных принадлежностей, предметов для рисования.
- Теперь давайте поиграем.
Игра «Назови множество» (Слайды 8,9,10)
Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.
- платье, брюки, шуба, юбка, кофта, куртка… - одежда.
(- шкаф, стул, стол, диван, тумбочка… - мебель.)
- береза, сосна, ель, тополь, дуб, ива… - деревья.
(- Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург… - города.)
- стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, пчела… - насекомые.
После игры на доске появляется еще один мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названия. Его дети должны придумать сами. Например, сапоги, валенки, кроссовки, ботинки, тапочки.
- Это множество обуви.
- Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. (Слайд 11,12)
- Выполним задание №2.
Задание №2.(Слайд 13)
При выполнении задания для каждой картинки следует проверить каждое предлагаемое слово.
- Можно сказать, что на лугу пасется стая коров?
- Нет
- А рой коров?
- Нет
- А букет коров?
-Нет
-Значит, для коров, пасущихся на лугу, подходит только слово «стадо».
Аналогично для остальных картинок перебираются возможные варианты, и выбирается подходящее слово.
- Итак, для некоторых групп предметов есть определенные слова, называющие эти группы, например, «стадо коров». Но сказать «рой коров» уже нельзя. Но зато любую группу предметов, собранных вместе, можно назвать «множеством»: множество коров, множество рыб, множество цветов.
- Сейчас снова будем играть. Для игры нам понадобятся ваши ладошки.
Игра «Найди лишнего» (Слайды 14,15,16)
Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.
- Мы идем по парку и видим деревья: березу, дуб, розу (хлопок), тополь, сосну, ромашку (хлопок), ель, сирень (хлопок)…
- Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины (хлопок), морковь, колбасу (хлопок), огурцы, свекла, яблоки (хлопок)…
- В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, лыжи, гантели, кресло (хлопок), теннисные ракетки, расческу (хлопок), коньки, стул (хлопок)…
- Выполняем задания в тетради.
Задание №3. (Слайд 17)
Ученики должны определить предмет, который мешает назвать множество остальных предметов.
- В клетке находится множество птиц, а кролик среди них является лишним.
Задание №4. (Слайд 18)
Аналогично предыдущему.
- Почему Незнайка вычеркнул круг?
- Потому что все остальные предметы с углами.
- А если оставить круг в начальном множестве, то какая другая фигура может быть лишней и почему?
- Лишним может быть прямоугольник, как серая фигура.
Задание №5. (Слайд 19)
Из заданного множества дети должны выделить элементы названных множеств: овощей и фруктов. Исследуется каждый предмет: если это овощ – подчеркивать одной чертой, если фрукт – двумя чертами. Предмет, не входящий ни в одно из названных множеств, подчеркивать не надо.
После этого следует перечислить все полученные множества вслух.
- Множество овощей: картошка, свекла, морковь, огурец, помидор, тыква.
- Множество фруктов: груша, яблоко, апельсин, лимон, ананас.
- Не подчеркнуты: масло, хлеб, колбаса, сыр, мяч.
Задание №6. (Слайд 20)
Главное в задании, чтобы ученик мог назвать выделенное им множество и перечислить его элементы.
- Множество музыкальных инструментов: труба, скрипка, гитара, гармошка, барабан.
- Множество спортивных принадлежностей: гантели, мяч, коньки, ракетка.
- Множество строительных инструментов: пила, пассатижи, отвертка.
- И снова играем. Здесь понадобятся ваши знания.
Игра «Продолжи ряд»:
Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики, догадываясь о названии множества по перечисленным предметам, продолжают его своими элементами.
Обязательно в конце каждого этапа подвести итог: что же было перечислено, т.е. дать название множеству.
сыроежка, мухомор, опенок…(подберезовик, подосиновик, лисичка) – это…множество грибов
лиса, медведь, слон, бегемот…(волк, заяц, тигр, носорог) – это…множество зверей
стрекоза, бабочка, кузнечик…(жук, комар, пчела, муха) – это…множество насекомых
беретка, шляпа, панамка…(платок, кепка, шапка) – это…множество головных уборов
щука, окунь, сом, плотва…(акула, карась, лещ) – это…множество рыб
Задание №7. (Слайд 21)
Дети выполняют самостоятельно. Можно 1-2 учеников попросить озвучить свои ответы.
- Дорисовал тюльпан, т.к. это множество цветов.
- Ребята, назовите известные вам города (дети перечисляют названия городов).
- Можно городом назвать «Волгу»?
- Нет, это река.
- Можно ли назвать городом Россию?
- Нет, это страна.
Задание №8. (Слайд 22)
Выполняется самостоятельно.
Задание №9. (Слайд 23)
Ученики должны дать название каждому столбцу с тремя предметами (одежда, рыбы, деревья). После чего дуб должен быть вписан в столбец под названием «деревья», т.к. он является деревом.
Аналогично исследуются остальные предметы: окунь, лещ – «рыбы», юбка – «одежда». ОДЕЖДА
| РЫБЫ
| ДЕРЕВЬЯ
| Шуба
| Щука
| Береза
| Брюки
| Акула
| Ель
| Рубашка
| Карась
| Сосна
| Юбка
| Окунь
| Дуб
|
| Лещ
|
| Итог урока:
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как «множество» и «элементы множества». Научились определять множество, а также принадлежность элемента заданному множеству.
Карточки с заданиями (Слайды 24-30)
Учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.
1 вариант:
2 вариант:
Домашнее задание: (Слайд 31)
№10.
Дети должны нарисовать любое множество предметов с общим названием и подписать название под картинкой. Литература:
Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.
|