|
Содержание тем учебного курса
4 класс (136 ч) Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (11 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины (13 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 – 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (14 ч)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
4 класс Контрольные работы
-входная
-текущие и тематические:
Нумерация чисел больших 1000.
Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.
Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.
Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Итого: контрольных работ- 12
Практические работы:
Угол. Построение углов различных видов.
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класс Нумерация
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основ< взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины
иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 ошибки.
«3» – 3 – 4 ошибки.
«2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Список литературы Литература для учащихся: Основная:
1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс, в 2 частях . М.: Просвещение, 2008
2.Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2009
Дополнительная:
1.Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009
2.Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004
3.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4 классы. – М.: Астрель, 2009
4.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2008
Пособия для учителя:
1.Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО
2.Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 4 класс в 2 частях. Школа России». – М.: Экзамен, 2009
3. Ольховская.,Л.С. Иванова.Л.Л.,и др. под редакцией Лысенко Ф.Ф. Тесты за курс начальной школы 4-5 класс. «Легион» Ростов-на-Дону 2010г.
МАТЕМАТИКА
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды контроля, измерителя
| Виды учебной деятельности
| Планируемый результат усвоения материала
| Дата проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| план
|
факт
| 1
| Нумерация. Счет предметов. Разряды
| 1
| Повторение
изученного материала
| Фронтальный опрос
| Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
| Знать: образование трехзначных чисел и их разрядный состав.
Уметь: находить числа в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «последующие числа», «числа, стоящие между данными»; сравнивать их.
|
|
| 2
| Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.
| 1
| Повторение
изученного
| Фронтальный опрос
| Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.
| Знать: основные арифметические действия, порядок выполнения действий, связь между результатами и компонентами этих действий
|
|
| 3
| Нахождение суммы нескольких слагаемых
| 1
| Закрепление изученного
| Индивидуальные задания
| Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приемы проверки правильности вычислений.
| Знать: способы нахождения суммы нескольких слагаемых, письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел
|
|
| 4
| Вычитание трехзначных чисел вида 804-467
| 1
| Урок-практикум
| Арифметический диктант
| Знать: письменный прием вычитания для случаев вида 607-463, 903-574.
|
|
| 5
| Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
| 1
| Изучение нового материала
| Индивидуальные задания
| Знать: приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
|
|
| 6
| Умножение на 0 и 1
| 1
| Комбинированный
| Текущий
| Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда.
Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.
| Уметь: выполнять умножение на 0 и 1
|
|
| 7,
8, 9,
| Письменное деление на однозначное число
| 3
| Комплексный
| Индивидуальные задания
| Уметь: выполнять деление на однозначное число
|
|
| 10, 11
| Свойства диагоналей прямоугольника
| 2
| Урок практикум
| Самостоятельная работа
| Знать: свойства диагоналей прямоугольника
|
|
| 12
| Контрольная работа №1 по теме «Повторение»
| 1
| Контроль знаний и умений
| Контрольная работа
| Уметь: решать текстовые задачи, выполнять деление на однозначное число
|
| 13
| Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальные опрос
| Знать: понятие «класс числа»
Уметь: выполнять письменные вычисления
|
|
| 14
| Чтение чисел
| 1
| Комбинированный
| Арифметический диктант
| Уметь: читать многозначные числа
|
|
| 15
| Запись чисел
| 1
| Урок практикум
| Текущий
| Уметь: читать и записывать многозначные числа
|
|
| 16
| Разрядные слагаемые
| 1
| Комплексный
| Индивидуальные задания
| Уметь: записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
|
|
| 17
| Сравнение чисел
| 1
| Закрепление изученного
| Индивидуальные задания
| Уметь: сравнивать числа состоящие из единиц I и II классов
|
|
| 18
| Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз
| 1
| Комбинированный
| Текущий
| Уметь: увеличивать числа в 10, 100, 1000 раз, устанавливать связь между компонентами и результатами действий
|
|
| 19
| Класс миллионов и класс миллиардов
| 1
| Комбинированный
| Фронтальные опрос
| Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Решать их текстовые задачи по составленным моделям.
| Знать: образование, запись чисел, состоящих из единиц III и IV классов
|
|
| 20
| Луч. Числовой луч
| 1
| Изучение нового материала
| Индивидуальные задания
| Знать: понятия «луч», «числовой луч»
|
|
| 21
| Угол. Виды углов
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа
| Знать: понятия «угол», «вершина угла», «сторона угла», «тупой угол», «острый угол», «прямой угол»
|
|
| 22
| Построение прямого угла
| 1
| Урок практикум
| Индивидуальные задания
| Уметь: строить углы с помощью циркуля и линейки
|
|
| 23
| Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел больше 1000»
| 1
| Контроль и учет знаний
| Контрольная работа
| Уметь: решать текстовые задачи, увеличивать числа в 10, 100, 1000 раз, устанавливать связь между компонентами и результатами действий
|
|
| 24, 25
| Единица измерения длины – километр
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
|
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).
Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур
| Знать: единицу измерения длины – километр
Уметь: читать, записывать и сравнивать многозначные числа
|
|
| 26
| Единица измерения площади. Квадратный километр
| 1
| Изучение нового материала
| Текущий
| Знать: единицу измерения площади – квадратный километр
|
|
| 27
| Квадратный миллиметр
| 1
| Комбинированный
| Индивидуальные задания
| Уметь: решать задачи на нахождение площади
|
|
| 28
| Ар, гектар
| 1
| Изучение нового
материала
| Индивидуальные задания
| Знать: единицы измерения площади: ар, гектар.
Уметь: заменять мелкие единицы длины крупными, а крупные – мелкими
|
|
| 29
| Таблица единиц измерения площади
| 1
| Закрепление
| Самостоятельная работа
|
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).
Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие.
Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).
Переводить одни единицы времени в другие.
Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Переводить одни единицы скорости в другие.
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
| Знать: соотношение изученных единиц измерения площади
|
|
| 30
| Измерение площади фигуры с помощью палетки
| 1
| Урок практикум
| Практическая работа
| Знать: способ нахождения площадей фигур различной формы с помощью палетки
|
|
| 31, 32
| Нахождение нескольких долей целого
| 2
| Изучение нового
материала
| Индивидуальные задания
| Уметь: решать задачи на нахождение нескольких долей целого, выполнять письменные и устные вычисления
|
|
| 33
| Единицы измерения массы: тонна, центнер
| 1
| Изучение нового материала
| Самостоятельная работа
| Знать: единицы измерения массы: тонна, центнер
|
|
| 34
| Таблица единиц измерения массы
| 1
| Закрепление знаний
| Индивидуальные задания
| Знать: единицы измерения массы
Уметь: заменять мелкие единицы измерения массы крупными, а крупные – мелкими
|
|
| 35
| Контрольная работа №3 по теме «Величины»
| 1
| Контроль и учет знаний
| Контрольная работа
| Уметь: выполнять письменные и устные вычисления, решать задачи
|
|
| 36
| Работа над ошибками
| 1
| Комбинированный
| Индивидуальные задания
| Уметь: выполнять работу над ошибками
|
|
| 37
| Единиц измерения времени: сутки, неделя, месяц, год
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный опрос
| Знать: единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год
|
|
| 38
| Сутки. Время от 0.00 до 24.00
| 1
| Комбинированный
| Индивидуальные задания
| Уметь: ориентироваться в единицах измерения времени, преобразовывать их
|
|
| 39
| Секунда, век
| 1
| Комбинированный
| Арифметический диктант
| Знать: единицы измерения времени: секунда, век
|
|
| 40
| Таблица единиц измерения времени
| 1
| Закрепление знаний
| текущий
| Уметь: составлять таблицу единиц измерения времени
|
|
| 41, 42
| Письменные приемы сложения и вычитания
| 2
| Изучение нового материала
| Фронтальные опрос
| Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами
| Знать: письменные приемы сложения и вычитания, свойства сложения
|
|
| 43
| Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого
| 1
| Урок практикум
| Индивидуальные задания
| Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
| Уметь: решать уравнения на основе связи компонентов
|
|
| 44
| Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого
| 1
| Комбинированный
| Индивидуальные задания
| Уметь: решать уравнения на основе связи компонентов
|
|
| |
|
|