Главная страница

Методическое пособие по математике. О. И дмитриева. М.: Вако, 2009 г. Математика Пояснительная записка



НазваниеМетодическое пособие по математике. О. И дмитриева. М.: Вако, 2009 г. Математика Пояснительная записка
страница2/4
Дата12.03.2016
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
1   2   3   4


Содержание тем учебного курса

4 класс (136 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (11 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполне­ния в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз­рядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (13 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат­ный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот­ношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (8 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе­ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель­ное свойства сложения и их использование для рационали­зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум­ножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи­тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и чис­ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле­ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо­бы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже­ние и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и дву­значное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

-решение задач в 2 – 4 действия;

-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (14 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.


Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

4 класс
Контрольные работы

-входная

-текущие и тематические:

Нумерация чисел больших 1000.

Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.

Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.

Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.

Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Итого: контрольных работ- 12

Практические работы:

Угол. Построение углов различных видов.

Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
Нумерация

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом клас­се), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах
    миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
    > (больше), < (меньше), = (равно);

  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

  • понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

  • связь между компонентами и результатом каждого действия;

  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже­ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);

  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и
    соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

записывать и вычислять значения числовых выраже­ний, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750
2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основ<
взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины

  • иметь представление о таких величинах, как длина, пло­щадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;

  • связи между такими величинами, как цена, количест­во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр много­угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

  • узнавать время по часам;

  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де­ление значении величин на однозначное число);

  • применять к решению текстовых задач знание изучен­ных связей между величинами.

Геометрические фигуры

  • иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много­угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок­ружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;

  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто­ронний;

  • определение прямоугольника (квадрата);

  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок;

  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.

Работа, состоящая из примеров

  • «5» – без ошибок.

  • «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

  • «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

  • «2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

  • «5» – без ошибок.

  • «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.

  • «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

  • «2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

  • «5» – без ошибок.

  • «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

  • «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

  • «2» – 4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

    • «5» – без ошибок.

    • «4» – 1 – 2 ошибки.

    • «3» – 3 – 4 ошибки.

    • «2» – более 3 – 4 ошибок.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Список литературы
Литература для учащихся:
Основная:

1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс, в 2 частях . М.: Просвещение, 2008

2.Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2009

Дополнительная:

1.Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009

2.Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004

3.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4 классы. – М.: Астрель, 2009

4.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2008

Пособия для учителя:

1.Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО

2.Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 4 класс в 2 частях. Школа России». – М.: Экзамен, 2009

3. Ольховская.,Л.С. Иванова.Л.Л.,и др. под редакцией Лысенко Ф.Ф. Тесты за курс начальной школы 4-5 класс. «Легион» Ростов-на-Дону 2010г.

МАТЕМАТИКА



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды контроля, измерителя

Виды учебной деятельности

Планируемый результат усвоения материала

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

план


факт

1

Нумерация. Счет предметов. Разряды

1

Повторение

изученного материала

Фронтальный опрос

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.



Знать: образование трехзначных чисел и их разрядный состав.

Уметь: находить числа в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «последующие числа», «числа, стоящие между данными»; сравнивать их.







2

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.

1

Повторение

изученного

Фронтальный опрос

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.



Знать: основные арифметические действия, порядок выполнения действий, связь между результатами и компонентами этих действий







3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

Закрепление изученного

Индивидуальные задания

Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений.


Знать: способы нахождения суммы нескольких слагаемых, письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел







4

Вычитание трехзначных чисел вида 804-467

1

Урок-практикум

Арифметический диктант

Знать: письменный прием вычитания для случаев вида 607-463, 903-574.








5

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

1

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

Знать: приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные







6

Умножение на 0 и 1

1

Комбинированный

Текущий

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда.

Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.


Уметь: выполнять умножение на 0 и 1







7,

8, 9,

Письменное деление на однозначное число

3

Комплексный

Индивидуальные задания

Уметь: выполнять деление на однозначное число







10, 11

Свойства диагоналей прямоугольника

2

Урок практикум

Самостоятельная работа

Знать: свойства диагоналей прямоугольника







12

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Уметь: решать текстовые задачи, выполнять деление на однозначное число




13

Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч

1

Изучение нового материала

Фронтальные опрос

Знать: понятие «класс числа»

Уметь: выполнять письменные вычисления







14

Чтение чисел

1

Комбинированный

Арифметический диктант

Уметь: читать многозначные числа







15

Запись чисел

1

Урок практикум

Текущий

Уметь: читать и записывать многозначные числа







16

Разрядные слагаемые

1

Комплексный

Индивидуальные задания

Уметь: записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых







17

Сравнение чисел

1

Закрепление изученного

Индивидуальные задания

Уметь: сравнивать числа состоящие из единиц I и II классов







18

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз

1

Комбинированный

Текущий

Уметь: увеличивать числа в 10, 100, 1000 раз, устанавливать связь между компонентами и результатами действий







19

Класс миллионов и класс миллиардов

1

Комбинированный

Фронтальные опрос

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Решать их текстовые задачи по составленным моделям.


Знать: образование, запись чисел, состоящих из единиц III и IV классов







20

Луч. Числовой луч

1

Изучение нового материала

Индивидуальные задания

Знать: понятия «луч», «числовой луч»







21

Угол. Виды углов

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Знать: понятия «угол», «вершина угла», «сторона угла», «тупой угол», «острый угол», «прямой угол»







22

Построение прямого угла

1

Урок практикум

Индивидуальные задания

Уметь: строить углы с помощью циркуля и линейки







23

Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел больше 1000»

1

Контроль и учет знаний

Контрольная работа

Уметь: решать текстовые задачи, увеличивать числа в 10, 100, 1000 раз, устанавливать связь между компонентами и результатами действий







24, 25

Единица измерения длины – километр

1

Комбинированный

Фронтальный опрос


Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).

Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур

Знать: единицу измерения длины – километр

Уметь: читать, записывать и сравнивать многозначные числа







26

Единица измерения площади. Квадратный километр

1

Изучение нового материала

Текущий

Знать: единицу измерения площади – квадратный километр







27

Квадратный миллиметр

1

Комбинированный

Индивидуальные задания

Уметь: решать задачи на нахождение площади







28

Ар, гектар

1

Изучение нового

материала

Индивидуальные задания

Знать: единицы измерения площади: ар, гектар.

Уметь: заменять мелкие единицы длины крупными, а крупные – мелкими







29

Таблица единиц измерения площади

1

Закрепление

Самостоятельная работа


Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).

Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).

Переводить одни единицы времени в другие.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Переводить одни единицы
скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.


Знать: соотношение изученных единиц измерения площади







30

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

Урок практикум

Практическая работа

Знать: способ нахождения площадей фигур различной формы с помощью палетки







31, 32

Нахождение нескольких долей целого

2

Изучение нового

материала

Индивидуальные задания

Уметь: решать задачи на нахождение нескольких долей целого, выполнять письменные и устные вычисления







33

Единицы измерения массы: тонна, центнер

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

Знать: единицы измерения массы: тонна, центнер







34

Таблица единиц измерения массы

1

Закрепление знаний

Индивидуальные задания

Знать: единицы измерения массы

Уметь: заменять мелкие единицы измерения массы крупными, а крупные – мелкими







35

Контрольная работа №3 по теме «Величины»

1

Контроль и учет знаний

Контрольная работа

Уметь: выполнять письменные и устные вычисления, решать задачи







36

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Индивидуальные задания

Уметь: выполнять работу над ошибками







37

Единиц измерения времени: сутки, неделя, месяц, год

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Знать: единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год







38

Сутки. Время от 0.00 до 24.00

1

Комбинированный

Индивидуальные задания

Уметь: ориентироваться в единицах измерения времени, преобразовывать их







39

Секунда, век

1

Комбинированный

Арифметический диктант

Знать: единицы измерения времени: секунда, век







40

Таблица единиц измерения времени

1

Закрепление знаний

текущий

Уметь: составлять таблицу единиц измерения времени







41, 42

Письменные приемы сложения и вычитания

2

Изучение нового материала

Фронтальные опрос

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами


Знать: письменные приемы сложения и вычитания, свойства сложения







43

Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого

1

Урок практикум

Индивидуальные задания

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.


Уметь: решать уравнения на основе связи компонентов







44

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

1

Комбинированный

Индивидуальные задания

Уметь: решать уравнения на основе связи компонентов






1   2   3   4