«Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»
(ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И))
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
и задания для выполнения КОНТРОЛЬНой работы для КУРСАНТОВ, обучающихся по заочной форме по дисциплине
«Прикладная математика»
Специальность
11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)
Разработал:
Пищагина Е.С., преподаватель математики
Рассмотрено
на заседании ЦМК ЕНД
от «_____»__________20__г.
Протокол №_________
Омск – 2015
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», для курсантов заочного отделения, составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальности и на основании программы учебной дисциплины ЕН.01, Прикладная математика (рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК ЕНД «____» ___________20____г., протокол № ___)
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ предназначены для курсантов 1 курса по специальности:
11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
Задания контрольных работ соответствует основным разделам программы, их выполнение обеспечивает более глубокое изучение материала, направлено на закрепление и систематизацию знаний, умений и формирование общих компетенций. Виды заданий включают работу с понятийным аппаратом, вопросами по теме, решение примеров и задач, выполнение расчетно-графической работы. Рецензент: ____________,
председатель ЦМК ЕНД ОЛТК ГА филиала ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 3
СОДЕРЖАНИЕ 4
2.Пояснительная записка 5
3. Методические указания по изучению учебного материала 6
4.Методические указания и задания для контрольной работы 13
Таблица выбора вариантов 13
5.Краткие теоретические сведения 21
Определитель второго порядка- это число, равное значению выражения 25
Определитель третьего порядка- это число, равное значению выражения 25
6.Список вопросов к экзамену 31
7.Примерные практические задания к экзамену 33
8.Библиографический список 36
Пояснительная записка
Методические рекомендации и задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика» предназначены для курсантов 1-го курса специальности 11.02.06 - Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта), обучающихся по заочной форме.
Выполнение домашней контрольной работы является обязательным для каждого курсанта, её содержание определяется действующим рабочим учебным планом ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)).
Реализуемые цели выполнения контрольной работы:
формирования общих и профессиональных компетенций
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности курсантов, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Критериями оценки результатов контрольной работы курсанта являются:
уровень освоения курсантом учебного материала;
умение курсанта использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Методические указания по изучению учебного материала
Раздел 1. Математического анализ Тема 1.2. Производная и дифференциал функции
Понятие производной функции одно из важных понятий в математическом анализе. Для умения решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального исчисления необходимо знать правила дифференцирования, таблицу дифференциалов и правило производной сложной функции. Также важно знать геометрический и физический смысл производной.
Для исследования функций с помощью производной и построения графика можно использовать следующую схему:
1) Найти область определения функции.
2) Проверить функцию на четность или нечетность, периодичность.
3) Найти асимптоты графика функции,
4) Найти точки пересечения график функции с осями координат.
5) С помощью первой производной найти промежутки монотонности, ее экстремумы.
6) С помощью второй производной найти промежутки выпуклости и вогнутости, точки перегиба.
7) По результатам исследования построить график функции. Вопросы для самоконтроля:
Что характеризует скорость изменения функции относительно изменения аргумента? Дайте определение производной.
Какая функция называется дифференцируемой в точке и на отрезке?
Какая функция называется сложной? Приведите примеры.
Перечислите виды основных элементарных функций, запишите их математические выражения и их производные.
Сформулировать физический и геометрический смысл производной
Что называется точками максимума и минимума функции? Перечислите порядок отыскания этих точек.
Что называется точкой перегиба? Сформулируйте правило нахождения точки перегиба.
Как находится наибольшее и наименьшее значение функции на данном отрезке?
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 103. Глава 9, стр. 270. Тема 1.3. Неопределенный и определенный интеграл
Понятие первообразной функции одно из важных понятий в математическом анализе. Для решения прикладных задач с использованием элементов интегрального исчисления необходимо знать понятие первообразной, определённого и неопределённого интегралов Для применения данной темы нужно освоить свойства неопределённого и определённого интегралов, методы интегрирования и таблицу интегралов. Для решения прикладных задач при помощи интегралов необходимо знать геометрический и физический смысл неопределенного и определенного интегралов. Вопросы для самоконтроля:
Что является основной задачей интегрального исчисления?
Какая функция называется первообразной для заданной функции?
Что называется неопределенным интегралом?
Как называются все элементы равенства ?
Что такое определенный интеграл?
Сформулируйте основные свойства неопределенного и определенного интеграла.
Дайте определение криволинейной трапеции. Запишите формулу вычисления площади криволинейной трапеции.
Тело вращения. Запишите формулу вычисления объема тела вращения с помощью определенного интеграла.
Приведите примеры физических и технических задач, которые можно решать с помощью определенного интеграла.
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 103. Глава 10, стр. 309.
Раздел 3. Теория комплексных чисел
Тема 3.1. Комплексные числа.
Формы записи комплексного числа и операции над ними Для усвоения данной темы необходимо разобрать определение комплексного числа и геометрическую интерпретацию комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме не представляет сложных преобразований. Чтобы освоить действие над комплексными числами в тригонометрической и показательной форме необходимо повторить тригонометрические и показательные функции. Вопросы для самоконтроля:
Записать алгебраическую форму комплексного числа.
Записать тригонометрическую форму комплексного числа.
Записать показательную форму комплексного числа.
Что называется мнимой единицей?
Сформулировать действия над комплексными числами в алгебраической форме.
Сформулировать действия над комплексными числами в тригонометрической форме.
Сформулировать действия над комплексными числами в показательной форме.
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 103. Глава 16, стр. 484. Раздел 4. Линейная алгебра
Тема 1.1. Матрицы, определители.
Понятие матрицы одно из важных понятий линейной алгебры. Для усвоения действий над матрицами достаточно знать алгебраические действия: сложение, вычитание, умножение и деление на число, умножение матриц.
При изучение данной темы нужно необходимо хорошо усвоить понятие определителей второго и третьего порядков, основные свойства определителей, которые уместно применять при вычислений миноров, алгебраических дополнений и решении систем линейных уравнений с помощью формул Крамера и матричным способом Вопросы для самоконтроля
Какая матрица называется прямоугольной, квадратной, диагональной, единичной?
Для каких из матриц существует сумма и обратная матрица?
Укажите пары матриц из вопроса 2, для которых существует произведение, и найдите размер итоговых матриц.
Найти для произведения АВ=С элемент с21, если
Транспонируйте матрицу
Что называется определителем второго порядка?
Что называется определителем третьего порядка?
Сформулируйте основные свойства определителя.
Сформулируйте теорему о разложении определителя n-го порядка.
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 92, 103.
Тема 1.2. Решение систем линейных алгебраических уравнений
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на способы нахождения обратной матрицы:
1) с помощью алгебраических дополнений;
2) с помощью линейных преобразований над строками матрицы.
Операция обращения матрицы применяется при решении матричных уравнений.
При изучении данной темы также следует обратить внимание на основные методы решения СЛАУ:
метод Крамера (для решения СЛАУ методом Крамера необходимо обладать навыками вычисления определителей и знать формулы Крамера);
метод Гаусса (для решения СЛАУ методом Гаусса необходимо знать теорему Кронекера-Копелли и уметь выполнять линейные преобразования над строками матрицы);
метод обратной матрицы (для решения СЛАУ методом обратной матрицы необходимо уметь выполнять операцию обращения матриц и знать алгоритм решения СЛАУ методом обратной матрицы).
Вопросы для самоконтроля:
Какая матрица называется вырожденной (невырожденной)?
Сформулируйте алгоритм обращения матрицы второго и третьего порядка с помощью алгебраических дополнений.
Как найти матрицу обратную данной с помощью линейных преобразований над строками матрицы.
Как решить матричное уравнение?
Как вычислить определитель второго, третьего n-го порядка?
Запишите формулы Крамера.
Сформулируйте теорему Кронекера-Капелли.
Перечислите основные элементарные преобразования над строками матрицы.
Как выполнить обращение матрицы?
Литература:
Математика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – 3-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с. - (Среднее профессиональное образование).
Математика: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений/ Н.А. Березина, Е.Л. Максина. – М.: РИОР, 2007. – 175 с. – (Профессиональное образование).
Раздел 5. Теория вероятностей и математическая статистика
Тема 5.1. Теория вероятностей
Перед разбором основных понятий комбинаторики необходимо разобрать понятие факториала. Уметь выполнять преобразования с факториалами. Для освоения понятий комбинаций: перестановки, размещения, сочетания нужно знать вывод формул для определения этих величин. Элементы комбинаторики необходимы при решении задач в теории вероятности.
В данной теме необходимо усвоить виды событий. Так как при определении вероятности очень важно знать различия между событиями, для которых по разным теоремам определяется вероятность. Важно уметь определять вероятность события по классической формуле.
Вопросы для самоконтроля
Записать формулу перестановки.
Записать формулу размещения.
Записать формулу сочетания.
Чему равен п факториал?
Сформулировать виды событий.
Записать формулу классической вероятности.
Записать формулу геометрической вероятности.
Записать формулу статистической вероятности.
В каких случаях используется формула полной вероятности? Какие события называются гипотезами?
Записать формулу полной вероятности.
Записать формулу Байеса. Почему эту формулу называют формулой гипотез?
Выберете формулу, которую необходимо использовать при решении задачи, опишите события , вычисления не нужны. Имеется две урны. В первой- 4 белых и 6 черных шаров, во второй- 2 белых и 3 черных шара. Из наугад выбранной урны взяли один шар. Какова вероятность что: а) он белый; б) белый шар оказался из первой урны?
Опишите схему повторных испытаний и запишите формулу Бернулли.
Описываются ли формулой Бернулли следующие испытания: а) кубик подбрасывают три раза; б) монета подбрасывается 10 раз; в) из колоды карт вынимают по одной 1.с возвращением, 2.без возвращения?
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 103. Глава 15, стр. 442.
Тема 5.2. Случайная величина, её функция распределения
При изучении данной темы необходимо правильное применение теорем и формул вероятности, изученных в предыдущей теме. При рассмотрении функции и графика непрерывной случайной величины важно правильное построение графика распределения. Изучение числовых характеристик даёт полную картину о случайных величинах. Вопросы для самоконтроля
Сформулировать определение дискретной и непрерывной случайных величин.
Что такое плотность распределения вероятностей?
Каким свойством обладает плотность распределения вероятностей?
Как связаны между собой плотность распределения и интегральная функция распределения?
Перечислить свойства интегральной функции.
Дать определения числовым характеристикам СВ.
Литература:
Математика: Учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования/ А.А. Дадаян. – М.Форум, 2011. - 544 с. - (Профессиональное образование), стр. глава 4, стр. 103. Глава 15, стр. 468.
Методические указания и задания для контрольной работы
3.1. Общие методические указания Контрольная работа должны выполняться в отдельной тетради на клетчатой бумаге. Работа, выполненная небрежно, будет возвращена курсанту без проверки. На первой странице записать наименование предмета, номер контрольной работы, фамилию и инициалы и адрес. В тетради оставляют поля шириной 4-5 см.
Условия всех задач писать полностью. Если требуется чертеж, то его выполняют карандашом, с помощью чертежных инструментов. При построении чертежа соблюдается масштаб.
Решение задачи или примера должно сопровождаться необходимыми вычислениями, формулами и пояснениями.
Если работа выполнена неудовлетворительно, то курсант исправляет её и представляет вторично, или по указанию преподавателя выполняет другой вариант.
Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без проверки. 3.2. Таблица выбора вариантов контрольной работы
Выбор вопросов и заданий к контрольной работе определяется по фамилии, имени и отчеству курсанта, которые записываются в виде таблички, где номер буквы ФИО определяет номер задачи.
|