| 
  Тема: «Исследование функции с помощью производной и построение графика»  Тема: «Исследование функции с помощью производной и построение графика».  
  Цели урока: 
  1. Образовательная – отработать умения систематизировать, обобщать при исследовании функции ее свойства, применять знания производной при построении графиков функции;
  2. Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, математической речи учащихся.
  3. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, воспитание культуры общения. 
  Оборудование: презентация, карточки – математическое лото.
  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Ход урока.
  I.Организационный момент
  Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение применения производной функции для построения графиков различных функций.
  Так как урок сегодня необычный, то начать я хочу его с необыкновенных слов.
  «Музыка может возвышать или умиротворять душу,
  живопись – радовать глаз,
  поэзия – пробуждать чувства,
  философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей!»
  Морис Клайн
  II. Мотивация
   Данная тема является очень важной и значимой, т. к. в материалах ЕГЭ большое внимание уделяется заданиям, связанным с исследованием функции с помощью графика, с построением графика заданной функции. 
    Успешное изучение этой темы поможет вам хорошо сдать государственный экзамен по математике. 
   Составление кластера «Производная»
   
 
  А работать мы будем под девизом: « Знания имей отличные, исследуя функции различные».
  Оценочный лист:
            Фамилия, Имя
  |    Домаш-
  нее задание
  |    Графи-
  ческий диктант
  |    Матема-
  тическое лото
  |    Истори-
  ческая справка
  |    Лабора-
  торная работа
  |    Итого-вая оценка
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
   Проверка домашнего задания.  
    Учащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу.
  «Кто смолоду делает и думает сам, тот становиться потом, надежнее, крепче, умнее» В. Шукшин.
  Учащиеся оценивают выполнение ими домашнее задание.
   Устная работа  
    Оцените, пожалуйста, ребята долю своего участия в устной работе. Активно поднимали руку, и вам удалось ответить правильно оценка «5», ваши ответы были правильными, но вы сомневались и стеснялись «4», были неточности «3», вы были пассивны «2».
   Найти ошибку. Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет. ^ – верно, _  – неверно, есть ошибка.
    1. Функция возрастает на [-7; 2) и (2; 8], значит, она возрастает на [-7; 8]. Верно ли?
  2. Производная функции в точке х0 равна 0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?
  3. Производная функции не существует в точке х0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?
  4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?
  5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?
  Проверка;
  Проверка, 5 правильных ответов оценка «5», 4-«4», 3-«3», 2-0 оценка «2».
   Игра «Математическое лото. На следующем этапе урока учащиеся группируются по 2 человека. Применяется раздаточный материал – математическое лото. Необходимо решить 9 примеров на нахождение производной функции. Результатом в каждой группе должен получиться график функции. Каждый график, дибо производной функции проверяется, и учащиеся называют свойства изображенного графика. По окончании выставляется оценка в оценочный лист
   
  Правильные ответы
 
       
 
 
  
  |    y′(x)=35(5x+23)6
  |   
 
 
  
  |      
 
  
 
  |   
 
 
  
  |   
  y′(x)=4x3+4x
  |      
 
 
  
  |   
 
  y′(x)=5cos5x-3sin3x
  |   
 
  y′(x)=12(4x+0.5)2
  |      
 
 
    Карточка №1.
 
       
   y′(x)-?
  |   
  у = (5x+23)7 y′(x)-?
  |   
   y′(x)-?
  |      
  
  y′(x)-?
  |   
  
  y′(x)-?
  |   
   y′(x)-?
  |      
  y=tg x+x2
 
  y′(x)-?
  |   
  y= sin 5x+cos3x
 
  y′(x)-?
  |   
  y=(4x+0.5)3
 
  y′(x)-?
  |      
  Неправильные ответы
  .
       
 
  
  |   
 
  y′(x)=6(5x+23)6
  |   
 
  
  |      
 
  
 
  |   
 
  
  |   
  y′(x)=3x2+2
  |      
 
 
  
  |   
 
  y′(x)=cos5x-sin3x
  |   
 
  y′(x)=4(4x+0.5)2
  |      
 
 
              
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |    П
  |    О
  |    Д
  |    У
  |    М
  |    А
  |    Й
  |    !
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
  
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       
   Карточка №2.
 
       
   y′(x)-?
  |   
  y= (0.4x+25)8
 
  y′(x)-?
  |   
  
  y′(x)-?
  |      
 
  
  y′(x)-?
  |   
 
   y′(x)-?
  |   
 
   y′(x)-?
  |      
  y=-2tg x+x3 y′(x)-? 
  |   
  y=sin 3x+cos5x
  y′(x)-?
  |   
  y=(6x-9.5)5 y′(x)-?
  |      
  y= f/ ( x)
  Правильные ответы.
 
       
 
  
  |   
 
  y′(x)=3.2(0.4x+25)7
  |   
 
  
 
  |      
 
 
  
 
  |   
 
  
  |   
 
  y′(x)=6x5-6x
  |      
 
  
  |   
 
  y′(x)=3cos3x-5sin5x
  |   
 
  y′(x)=30(6x-9.5)4
  |      
  Неправильные ответы
 
       
  
  |   
  y′(x)=7(0.4x+25)7
  |   
  
  |      
  
 
  |   
  
  |   
  y′(x)=5x4-3
  |      
  
  |   
  y′(x)=cos3x-sin5x
  |    y′(x)=5(6x-9.5)2
  |      
 
  Карточка № 3.
 
       
 
   y′(x)-?
  |   
  у = (3х-10)5 y′(x)-?
  |   
 
   + 4 х 8
  y′(x)-?
  |      
 
 
  
  y′(x)-?
  |   
 
  у=   
  y′(x)-?
  |   
 
  у= х ( х2 – 7х) y′(x)-?
  |      
  y= 3 ln x + x
 
  y′(x)-?
  |   
  y= sin 2x + cos5x
 
  y′(x)-?
  |   
  y=(6x+0.5)4
 
  y′(x)-?
  |      
  Неправильные ответы
  .
       
  y′(x) = 3 sin   
  |    y′(x)=5 (3x- 10)5
  |    y′(x) =    + 4x7
  |       y′(x) = -2cos (2x +    )
  |   
  y′(x)=   
  |   
 
  y′(x)=3x2 - 7
  |      
 
  y′(x) =    + x
  |   
 
  y′(x)=cos2x-sin5x
  |   
 
  y′(x)=4(6x+0.5)3
  |      
  Правильные ответы
 
       
  y′(x) = -  sin   
  |    y′(x)=15 (3x- 10)4
  |    y′(x) =    + 32x7
  |       y′(x) = 2cos (2x +    )
  |   
  y′(x)=   
  |   
 
  y′(x)=3x2 – 14х
  |       y′(x) =    + 1
  |   
 
  y′(x)=cos2x-sin5x
  |   
 
  y′(x)=4(6x+0.5)3
  |      
 
 
  
 
 
   у = f (x)
 
   Из истории дифференциального исчисления
     В 1679 году этот учёный находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений. (Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук)
   
 
 
   И вот в 18 веке величайший математик ….создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.
    (Ферма Пьер (1601—1665), французский математик. Математика всегда оставалась для Ферма лишь хобби, и тем не менее он заложил основы многих её областей — аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, дифференциальных уравнений, теории вероятностей).  
  -Кто эти учёные?
  Слайд 11. Задание: Найти экстремумы функции.
  1 группе
  1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3 
  2) y = 2х - x²  
  3) y = x/4 + 9/x  
  5) y = x – х4/4  
  7) у = х³-6х² 
 
          хmax=1
  |    хmax=-6
  хmin= 6
  |    хmax=-1
  хmin= 5
  |    хmax=0
  хmin= 4
  |    хmax= 2
  |       Й
  |    Л
  |    Э
  |    Р
  |    Е
  |      
  2 группе
  1) y =2 x3 + 3x2 - 12x +5
  2) y = 3x² - 4х
  3) y = x/4 + 4/x  
  5) y = 8x – х4/4 
  7) у = х³+ 3х²  
 
          хmax=1
  |    хmax=-2
  хmin= 0
  |    хmax=-2
  хmin= 1
  |    хmax=-4
  хmin= 4
  |    хmax=-2
  |       М
  |    А
  |    Ф
  |    Р
  |    Е
  |      
 
  3 группа работает по карточкам-инструкциям
 
   Гимнастика для глаз
  Литературная страница
    Слайд 12. Первая женщина математик С. В. Ковалевская сказала: 
  « Математик  должен быть поэтом в душе». И, следуя ее словам, мы на нашем уроке откроем литературную страничку «Графики функций – пословицы». Подберите к графикам функций, изображенных на слайдах, пословицы, которые раскрывают суть процессов функции:
     |  
   | 
 |