|
Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе Демержеева Т.В.
Аннотация
в статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов. Вычислительная техника, компьютерные программы, информационные и коммуникационные технологии развиваются в последние годы настолько стремительно, что школьное и вузовское содержание учебных дисциплин по информатике всегда будет отставать от них. Специалисту для успешной профессиональной и жизненной деятельности в современных условиях необходимо обладать высоким уровнем информационно-коммуникативной компетентности, а именно: иметь глубокие фундаментальные теоретические знания, технологический и практический опыт работы с информационными и коммуникационными технологиями. Для эффективного формирования и повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов необходима преемственность в обучении информатике в школе и вузе. Для обеспечения преемственности в обучении информатике в школе и вузе мы предлагаем выполнение следующих методических рекомендаций. Содержание учебных программ по информатике в школе и вузе должно строиться по концентрическому принципу, для этого разделить содержание школьного учебного материала на логически завершенные части и продолжить их изучение в вузе, что систематизирует знания, совершенствует его навыки, опыт деятельности. Содержание мы предлагаем разделить на следующие пять самостоятельных логически связанных блоков:
– Информация. Информационные процессы.
– Компьютер. Вычислительная техника.
– Моделирование. Алгоритмизация. Программирование.
– Информационные и коммуникационные технологии.
– Социальная информатика На теоретических занятиях осуществлять связь нового материала с пройденным, нацеливать на его применение в будущем, связывать с практической частью. Обучаемые должны делать подробные записи в тетрадь с пометкой «проверить» или «отработать» на практике, теоретическую часть следует закреплять на практических занятиях за компьютером с соответствующими самостоятельными записями в эту тетрадь. При проведении практических заданий применять элементы проблемного, поискового, исследовательского характера, использовать проектные методы с целью обобщения знаний по пройденным темам, курсам, что способствует внутреннему пониманию, осмыслению, систематизации знаний.
(Знакомство с обобщением опыта по теме «Метод проектирования на уроках информатики», а также с приложениями – разработками проектных работ учащимися разных классов). Для проведения мониторинга информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов для данного этапа обучения целесообразно использовать знакомые обучаемым методы контроля знаний, умений, навыков: фронтальный опрос, экспресс-опрос, проведение бланочных и компьютерных тестов, самоконтроль, письменный контроль, диагностическое тестирование, при этом учитывать важность проверки результатов, возрастную категорию. Для учащихся и студентов с разным уровнем знаний, способностями, опытом работы с вычислительной техникой необходим индивидуальный, дифференцированный подход при выполнении практических и лабораторных работ, что позволит снять психологический барьер, адаптировать процесс обучения к особенностям учащихся и студентов, заинтересовать их при дальнейшем обучении. Необходимо осуществлять связь информатики с другими учебными дисциплинами и учебно-воспитательными мероприятиями, с будущей профессиональной деятельностью обучаемых. Широко использовать современные средства в обучении, а именно: электронные учебники, разнообразные обучающие, демонстрационные, контролирующие мультимедийные программы, поиск полезной информации из сети Интернет. Для постоянного взаимодействия школьных и вузовских преподавателей информатики, усилия которых направлены на решение общей проблемы – формирование высокого уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов, следует проводить совместные объединения, конференции, семинары для выработки эффективных единых методов, форм, средств и принципов обучения информатике в школе и вузе.
|
|
|