|
Применение компьютерных технологий и средств мультимедиа в процессе обучения английскому языку Применение компьютерных технологий и средств мультимедиа
в процессе обучения английскому языку.
В современной школе возможности применения современных цифровых и информационных технологий в процессе обучения в последнее время значительно расширились. В условиях информатизации сферы образования компьютер стал одним из основных дидактических инструментов, поэтому вся мощь компьютерных технологий в полной мере отразилась в учебном процессе, повышая его эффективность. Наряду с подключением компьютерных классов к глобальной сети Интернет, стали появляться мультимедийные классы, оснащённые видеопроектором и экраном, интерактивные доски. Мультимедиа-технологии позволяют интегрировать различные среды представления информации. Появляется огромное количество новых учебных изданий, включающих в себя мультимедийные приложения, а также компьютерные обучающие программы и DVD-фильмы. Всё это позволяет по новому строить процесс обучения иностранному языку в школе. Использование мультимедиа позволяет в максимальной степени учесть индивидуальные особенности восприятия информации, особенно это важно при опосредованной компьютером передаче учебной информации от преподавателя ученику. Но в связи с этим возникает необходимость в специальной работе преподавателей, направленной на овладение умениями поиска, изучения, отбора, организации, хранения и передачи информации при работе с различными её носителями. Интерактивные мультимедийные приложения к учебным и справочным материалам содержат различные упражнения и задания, позволяющие решать целый ряд дидактических задач, и не только обогащают словарный запас и расширяют знание о предмете, но и превращают обучение в увлекательную игру.
Использование средств мультимедиа, таких как видеопроектор, позволяет организовывать просмотры художественных фильмов и мультфильмов на языке оригинала, что имеет большое практическое значение для формирования речевых навыков и умений.
Основной целью изучения иностранного языка в средней школе является формирование коммуникативной компетенции. Сама сеть Интернет – являет собой яркий пример Межкультурной коммуникации. Предоставляя неограниченные возможности для самостоятельной исследовательской и проектной работы школьников, расширения их языковых и страноведческих знаний, подготовки докладов и презентаций через многообразие информации и ресурсов, она так же способствует развитию и укреплению данной компетенции.
Развитие информационно-компьютерных технологий определяет причины-мотивы, побуждающие педагога к их использованию на уроке, а именно:
повышение уровня профессиональной культуры;
снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
возможность использования чужого опыта и методических разработок;
повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИТ;
возможность самореализации и самоутверждения;
возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
повышение авторитета среди учащихся, коллег;
Данная мотивация в конечном итоге формирует ИКТ-компетенцию педагога:
умение избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы); полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку; умение оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе; умение избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения. Существуют определенные этапы конструирования урока с использованием ИКТ:
Концептуальный. На данном этапе дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:
формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
формирование умений;
контроль усвоения и т.п.
Исходя из контекста урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:
дефицит источников учебного материала;
возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности
создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);
В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов:
обучающие;
имитационные;
демонстрационные;
тренажеры;
учебно-игровые и т.п.
Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель — учащийся — ОЭР — учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение.
Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой.; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:
цель;
длительность этапа;
форма организации деятельности учащихся;
функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
форма промежуточного контроля и т.п.,
на основании чего заполняется технологическая карта.
Педагогическая реализация. Основная цель этапа — перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Таким образом, конструирование урока с использованием информационных технологий требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности. |
|
|