Главная страница

Уроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это останется моим навсегда»



Скачать 93.42 Kb.
НазваниеУроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это останется моим навсегда»
Дата10.02.2016
Размер93.42 Kb.
ТипУрок

Из опыта работы

Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать,

и это останется моим навсегда».

( из восточной мудрости)
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования заложены основные направления модернизации общего образования.

В том числе:

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе усвоения учебного материала.

Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности.
Три уровня активности


  • -активность воспроизведения - стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;

  • -активность интерпретации - стремление обучаемого постичь изучаемое, установить связи, овладеть способами применения знаний в новых условиях;

  • -творческая активность - устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификация познавательных интересов.


Активные методы обучения:


  • Тренинги, консультации;

  • Семинары, практикумы;

  • Диспуты, дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Конференции;

  • «Мозговой штурм»;

  • Мастер - классы;

  • Ролевые и деловые игры;

  • Моделирование и выполнение проектов;

  • Обучение действием;


Активные методы обучения позволяют учащимся учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Ученик не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различные приемы работы с текстом учебника или математическим текстом.
Тема урока « Прямоугольник»
Цели: повторить понятие прямоугольника и квадрата; формировать умение строить и обозначать прямоугольники; находить периметр и площадь, ввести понятие диагонали прямоугольника.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

Записывается новая тема урока. Учащиеся уже знакомы с данной темой, но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике.

Работа с математическим текстом.

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обознача­ется и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение -не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

ABCD, BCDA, CDAB, DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

Р = 2-(а + b).

Площадь прямоугольника находится по формуле:

S = а-b, где a u b-стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно и выписать в тетрадь ещё не знакомые понятия - диагональ.

(Создается ситуация к постановке учебной цели)

После работы с текстом учитель организует обсуждение прочитанного материала

3. Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического материала.
Урок «Взаимно обратные числа» (5 «класс).
Цели урока: сформировать у учащихся понятие «взаимно об­ратные числа»; развивать внимание, память, мышление (приемы сравнения и анализ); воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
1.Выполните задание №764

Вопрос: Что вы заметили, выполняя действия?

Ответ: Во всех примерах один и тот же ответ, равный 1.

2. Прочитайте и выполните задание:

Из чисел …………………выберите числа , произведение, которых равно 1.

3.Как называются числа, произведение которых равно 1?

( ответ находят в учебнике.)

Ответ: Два числа называются взаимно обратными, если их про­изведение равно 1.

3. (Работа в парах) Напишите 5 чи­сел, под каждым написанным числом второй строчкой за­пишите числа, взаимно обратные данным (взаимопроверка).

Работы некоторых учащихся можно оценить, учитель опреде­ляет, поняли ученики изученный вопрос или нет, могут ли они находить числа, взаимно обратные данным.

Урок - тренинг

(Обучение конструированию вопросов разного уровня).
Цели: Использовать книгу для получения новых знаний развивать мышление (приемы сравнения, анализа, конкретизации), правильную математическую речь; воспи­тывать внимание.

Ход урока.

1. Работа с текстом учебника.

а) Прочитать текст.

б) Сформулировать вопросы по прочитанному тексту и запи­сать их на листочке (не менее трех вопросов).

в) Используя текст учебника, ответить на вопросы
(ответы писать на листочках):

2.Подводятся итоги:

Зачитываются лучшие вопросы, как по содержанию, так и по форме.
Прием «Составление логических цепочек»

Использование приема позволяет осознать и осмыслить изученный материал и запомнить определения.

Тема урока: « Прямая. Отрезок. Луч»

Цели: повторить понятия прямой, отрезка, луча.

Развивать умение решать геометрические задачи.

Игра « Собери определение»

Задание: Закончите каждое определение, выбрав из предложенных

вариантов его правильное окончание.
Отрезок - это часть прямой……….

Луч - это часть прямой……..

Угол - это геометрическая фигура…..
Варианты ответов:
а) образованная двумя лучами, имеющими общую точку;

б) линия, имеющая начало и конец;

в) ограниченная двумя ее точками;

г) состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки;

д) образованная тремя лучами с общим началом;

е) ограниченная с одной стороны точкой.

Учащиеся конструируют определения, приклеивая разрезанные части

на лист бумаги. (возможно использование интерактивной доски)

Одним из эффективных путей воспитания у школьников

интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

Следующие приемы развивают потребность учащихся к творческой

деятельности, самовыражению,самоактуализации через различные

виды заданий, инициативу и самостоятельность.

Игра «Конкурс на лучшее домашнее задание»

.

Цели: научить конструировать домашнее задание по пройденному

учебному материалу.
Условия конкурса:

  1. домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке;

  2. работа выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся)

  3. домашняя работа включает систему заданий разного уровня сложности.


Индивидуальное домашнее задание.
Цели: научить конструировать систему познавательных задач.

Условия:

  1. задание конструируется по нужной для ученика теме;

  2. работа выполняется индивидуально;

  3. уровень сложности определяет ученик;

  4. минимальный объем определяет учитель.


Тема урока «Решение уравнений» (6класс)

Цели урока: Развивать умение решать уравнения, конструировать задания, воспитывать самостоятельность.

Ход фрагмента урока.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: составить два уравнения вида ___________.

Написать три слова: составил, решил, проверил.

При слове «составил» написать свою фамилию.

Прошу соседей поменяться листочками (можно передать впереди или позади сидящему, важно каждый раз менять способ обмена листочками), решить полученные уравнения и после слова «решил» написать свою фамилию. Затем листочки каким-либо спо­собом перемещаются по классу, и третий ученик проверяет реше­ние, записав свою фамилию в третью строчку внизу листа.

Итог работы можно записать в таблицу.

№ Ф. И. ученика

составил

решил

проверил

оценка


Каждый ученик оценивается по трем видам деятельности, затем выводится общая оценка, которую можно поставить в журнал.

На этапе «открытия» новых знаний важным становится организация самостоятельной деятельности учащихся, в процессе которой они выполняют проблемные и другие творческие задания, получают «продукт»-вывод, определения понятия, формулировку математического предложения, выдвигают гипотезы. К проблемным заданиям можно отнести практическую, лабораторную работы, учебные исследования, основанные на эмпирических методах.

Практическая работа « Сумма углов треугольника»
5 класс. Тема урока «Свойства углов треугольника»

Цели: вывести свойства углов треугольника;

сформировать умение использовать их при решении задач.

Задание: Постройте в тетради два разных треугольника.

Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму

Два человека выполняют эту работу на доске, остальные

в тетрадях.

Результаты обсуждаются всем классом,

Делается вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.
Таким образом, при обучении учащихся приемам учебной деятельности, обеспечивается не только высокий уровень учебного материала, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.

Литература:
1.Развитие творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

(из опыта работы) [Текст] г. Киров 1995г.77с.

2.Опыт формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

.(материалы из опыта работы МОУ СОШ с УИОП пгт Опарино). [Текст]

г. Киров 2006г.39с.

3.Математика 5кл. Поурочные планы. [Текст] Автор- составитель

Е. А. Ким.285с.

4.Журнал «Математика в школе»№10 2008г.

5.Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения

математике. [Текст] автор –сост.В. И. Маркова. Киров: КИПК и ПРО, 2009 - 156с.

6.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. [Текст] Вестник образования. 2004г.

7. Активные методы обучения [Текст] Санникова Н. И. Киров: КИПК и ПРО,