Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Представьте фантастическую историю. Давайте помечтаем: «Российская Фирма «Know everything prodaction», в переводе, «Все знаю и умею – продакшн» решила расширить свою компанию и вложить капитал в новое предприятие. По результатам тендера право на создание нового предприятия выиграла «Средняя общеобразовательная школа №1». На её территории будет создана фирма « Хорошеево – 2014» для широкого производства математических машин в помощь учащимся для выполнения домашней работы по алгебре под названием «МО-ЛОД-ЦЫ-2014». Объявляется конкурс на следующие вакантные должности: 1.Генеральный директор фирмы «Хорошеево – 2014». 2.Главный инженер. 3.Менеджер по продажам выше означенных машин. 4.Главный бухгалтер. 5.Специалист по робототехнике не ниже создателя «Робокопа». 6.Специалист по нанотехнологиям для конструирования микрочипов по изготовлению шпаргалок на молекулярном уровне. 7.Специалист по исследованию таблицы умножения не ниже доктора математических наук. Уважаемые дамы и господа! Вы являетесь конкурсантами на заявленные должности. Послушайте должностные требования на представленные вакансии: 1.Генеральный директор: должен набрать в течение 45 минут наибольшее количество баллов. Должен быть умным. эрудированным, знающим, умеющим быстро принимать правильные решения. 2.Главный инженер: должен набрать в течение 45 минут определенное количество баллов. Должен быть знающим, умным, разбирающимся в тонкостях производства. 3.Главный бухгалтер: должен набрать достаточное количество баллов. Должен быть умным, знающим, показать умение быстро считать. 4.Менеджер по продажам: должен быть ловким, артистичным, эрудированным. Остальные должности занимаются по количеству набранных баллов.
| Учащиеся получают заранее приготовленные оценочные карты и рассматривают их.
Оценочная карта урока. Фамилия, имя ученика.
1. «Вспомни». 2. «Расшифруй слово». 3. «Кто быстрее». 4. «Решаем сами». 5. «Эрудит». 6. Общее количество баллов. 7. Оценка за урок.
|
Методический комментарий. На данном этапе создается мотивация у учащихся для работы на уроке.
|
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (10 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
1 конкурс «Вспомни!» (устно) 1 вопрос: Что называется рациональным уравнением?
2 вопрос: Какие рациональные уравнения называются целыми?
3 вопрос: Какие рациональные уравнения называются дробными?
4 вопрос: Под какими цифрами целые рациональные уравнения, дробные рациональные уравнения?
2х + 5 = 3(8 – х)
| Каждая группа обсуждает варианты ответов и сообщает готовое решение. 1 ответ: Рациональное уравнение – это уравнение, левая и правая части которого являются рациональными выражениями. 2 ответ: Уравнения называются целыми, если левая и правая части уравнения являются целыми выражениями.
3 ответ: Рациональные уравнения называются дробными, если левая и правая части уравнения являются дробными выражениями.
4 ответ: целые уравнения: 1, 3, 4; дробные рациональные уравнения: 2,5,6
|
2 конкурс «Расшифруй слово» (письменно).
Для расшифровки слова нужно решить уравнения,
из таблицы выбрать больший корень уравнения.
1 вариант
3x-
– 4 = 0
2 вариант
Учитель проверяет ответы, предоставленные каждой группой и сообщает отметки.
| Учащиеся решают квадратные уравнения.
1 вариант
Ответ 1 уравнения: x=0, x=3
Ответ 2 уравнения: x= -2, x=2
Ответ 3 уравнения: x= -6, x=1
Ответ 4 уравнения: x= -1, x=
Ответ 5 уравнения: x=2,5, x=1
2 вариант
Ответ 1 уравнения: x=-3 x=3
Ответ 2 уравнения: x=0 x=2
Ответ 3 уравнения: x= -1, x=1
Ответ 4 уравнения: x=2, x=5
Ответ 5 уравнения: x=1, x=1,5
1 вариант
0
| 1
|
| 2
| 3
|
| 5
| 6
| 2,5
| Л
| Р
| Б
| Е
| В
| Н
| Д
| А
| О
| Ответ: ВЕРНО.
2 вариант
| 0
| 1
|
| 2
| 3
| 4
| 5
| 9
| Д
| Л
| А
| О
| Р
| Б
| У
| В
| К
| Ответ: БРАВО.
|
3 конкурс «Кто быстрее». (Устно)
Какие теоремы помогают быстро решать квадратные уравнения?
Теорема 1. Если в квадратном уравнении
Теорема 2. Если в квадратном уравнении
Теорема 3. Если m и n таковы, что их сумма ; а произведение , то эти числа являются корнями приведенного квадратного уравнения .
Задания (устно):
1)
2)
3)
4)
5)
6)
| Вспоминают содержание, ищут информацию в тетрадях и в учебнике. Устно высказывают ответы на вопрос.
Обдумывают решения, проводят совместные обсуждения. Затем сообщают решение.
Ответ к 1):
Ответ к 2):
Ответ к 3):
Ответ к 4):
Ответ к 5):
Ответ к 6):
|
Методические комментарии. При обсуждении ответов на вопросы в группах учащиеся приучаются к коллективной деятельности. Отрабатывается умения вести дискуссию, формулировать свою точку зрения, кратко и четко отвечать.
|
Этап постановки проблемы (2 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Теперь от игры перейдем к делу:
решите уравнение
| Обсуждают способы решения,
делают пробные записи
|
Методический комментарий. На этом этапе учащиеся осмысливают задание, в группах обсуждают пробные шаги.
|
Этап построения проекта выхода из затруднения (5 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Ведет дискуссию с целью построения логической цепочки действий для решения уравнения, использует метод «мозгового штурма». Знакомит с методом «избавления» от знаменателя: можно упростить уравнение, умножив обе его части на общий знаменатель его дробных членов:
| Высказывают свои способы решения уравнения, выстраивают последовательность действий по решению.
|
Методический комментарий. Предложенный учителем метод лучше усвоится учащимися после активного обсуждения решения уравнения.
|
Этап реализации построенного проекта (5 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Предлагает учащимся в качестве образца решение уравнения (после того, как учащиеся поработают самостоятельно):
Корни уравнения : Корень 1 посторонний, так как . Ответ: 2.
| Решают уравнение, используя полученную ранее информацию. Затем сравнивают своё решение с образцом, показанным учителем.
|
Методические комментарии. На данном этапе происходит закрепление знаний.
|
Этап первичного закрепления полученных знаний (3 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Для закрепления полученных навыков выполните задание из упражнения 600 под буквой а): найдите корни уравнения
После выполнения работы учащимися показывается образец решения.
| Решают уравнение, сверяясь с ответом в конце учебника.
|
Методические комментарии. Происходит повторение всех действий по решению уравнения, что способствует закреплению полученных знаний.
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
А теперь опять перейдем к игре: 4 конкурс «Решаем сами» (письменный). Тест «Решаем сами». Решите уравнения и выберите правильный ответ:
1.
А. -3; 6 Б. 6 В. 2,5 Г. 2,5; -3
2.
A. 1; 8 Б. 3; 17 В. -5; -19 Г. 7; 35
3.
А. 1; 8 Б. 3; 17 В. -5; -19 Г. 7; 35
Учитель проверяет работы и сообщает отметки.
| Учащиеся выполняют задания, заполняют выданные бланки и сдают их учителю. После этого сверяют своё решение и ответы с образцами учителя, отображёнными на экране.
|
Методические комментарии. Во время самостоятельной работы происходит многократное повторение действий по решению уравнений, что способствует лучшему закреплению знаний.
|
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (5 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Проведем завершающий конкурс: 5 конкурс «Эрудит» (устно). Задание: Сколько корней имеет уравнение? Решение проиллюстрируйте графически, начертив графики на выданных листках.
1.
2.
3.
Ответы к заданию:
Учитель проверяет работы и сообщает отметки.
| Выполняют задание на выданных листках, где изображены оси координат. Затем представитель от каждой группы демонстрирует своё решение, используя документ- камеру или интерактивную доску. Образец оформления листка для выполнения задания:
|
Методические комментарии. Учащиеся имеют возможность ещё раз убедиться в эффективности графического способа решения уравнений и совместить с этим способом полученные на уроке знания.
|
Этап оценки собственной деятельности (3 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Подведём итоги нашей деятельности: Заполните выданные вам в начале урока оценочные карты полностью и сравните свои результаты с максимальным количеством баллов: 25. Сдайте учителю. Общий результат обсудим на следующем уроке. Оценочная карта урока. Фамилия, имя ученика.
1. «Вспомни». 2. «Расшифруй слово». 3. «Кто быстрее». 4. «Решаем сами». 5. «Эрудит». 6. Общее количество баллов. 7. Оценка за урок.
| Подсчитывают общее количество баллов, ставят себе оценку за урок. Сдают оценочные карты учителю.
|
|
|
Методические комментарии. Данный этап – этап рефлексии, самооценки своей деятельности учащимися. Здесь происходит первоначальный анализ каждым учащимся своей работы на уроке.
|
Этап домашнего задания (1 мин.)
|
Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)
| Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)
|
Домашнее задание: параграф 25, упражнение № 600. При решении используйте информацию, полученную на уроке.
| Записывают домашнее задание, рассматривают заданное упражнение, задают вопросы учителю.
|
|
|