|
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с онр «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»Воспитатель: Морозова Лидия Владимировна Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №3» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Первая квалификационная категория Дзержинск Цель:Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений) через прямые действия детей со специально подобранными группами предметов и материалов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Образовательные задачи Продолжать учить детей измерять объем (сыпучих веществ) условными мерками.
Закреплять знания о геометрических фигурах (четырехугольниках)
Закреплять пространственные представления (слева, справа)
Закреплять знания о днях недели
Продолжать знакомить с составом числа из единиц.
Упражнять в порядковом счете
Продолжать учить преобразовывать фигуры, состоящие из счетных палочек
Коррекционно-разеиеающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение через игры со счетными палочками.
Развивать мелкую моторику руке
Закреплять в речи детей употребление сложнолсочиненного предложения с противительным союзом «а».
Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.
5. Закреплять правильное произношение посталенных звуков у детей. Воспитательные задачи Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными героями
Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость
Воспитывать умение слушать сверстников
Пропедевтическая работа Знакомство с моделью «Дни недели»
Отгадывание загадок
Дидактические игры: «Найди такую же фигуру» «Подбери заплату» «Неделька»
«Заштопай одеяло» «Составь число» «Кто в каком доме живет» Игры с палочками
Выполнение зрительных диктантов
Измерение объема сыпучих веществ разными мерками
Пальчиковые игры:
«1,2,ЗД, кто живет в моей квартире» «1,2,3,4 - мы посуду перемыли» «Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5» «Вышли мышки как-то раз...» «В понедельник я кроила» Условия для развития мелкой моторики рук «Разложи правильно» (баночки с разными наполнителями)
Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
Рисование пальчиками на подносе с крупой
«Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения пуговиц.
«Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук)
Двигательные упражнения и игры для развитияречи в движении (Л.Н.Смирнова) Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.
Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол
Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
Считалка под мяч «Снегопад»
«Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку 4 удара пальцем по ладони.
Считалка под мяч «Верещунья-белобока, все зовут ее сорока»
Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Считалка под мяч «Коза»
Прошагать двустишие, затем отпрыгать.
«Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки». Прошагать загадку: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает? Индиеидуально-дифференциированный подход.По степени сложности материала- дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ. - дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем В игре «Зрительный диктант» детям среднего уровня развития - сложный узор
детям низкого уровня развития - простой При работе со счетными палочками
детям среднего уровня развития - задание новое
детям низкого уровня - задание на повторение Порядковый счет:
дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно
дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками
По методам и приемам- для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы , упражнение на смекалку - для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором. средний уровень развития - Д низкий уровень развития - о Форма организации занятия - подгрупповая Ф из кул ьтм ин утка Две сестрицы, две руки Левая и правая
| показывают руки по очереди
| Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют
| выполняют движения соответственно тексту
| Две сестрицы две руки Левая и правая
| показывают руки
| Воду моря и реки Загребают, плавая
| Выполняют «плавательные» движения
| Методы и приемы.- Проблемные вопросы, задания на смекалку Поощрения
Физкультминутка
Комментарии
Использование музыки
Объяснение
Вопросы
ОборудованиеДемонстрационный материал модель «Дни недели»
набор геометрических фигур
карточки-схемы для зрительного диктанта
прозрачная кастрюля, стакан-мерка, горох
фишки
5 рыбок разного цвета
«ковер-самолет»
фланелеграф
наборное полотно
магнитофон
ширма, куклы из театра бибабо: лягушка, Емеля, Хаврошечка,
лисичка.
|
| - карта
|
| Раздаточный материал
|
| - набор геометрических фигур
|
| - счетные палочки
|
| - по 5 рыбок разного цвета
|
| Пальчиковая гимнастика
| Куры, гуси, да индюшки
| Пальчики поочередно
| Наклевалися петрушки
| прижимаются к большому
| Закусили лебедой
| пальцу, потом «убегают»
| Побежали за водой
|
| Ход занятия
Деятельность воспитателя
Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? Приглашаю отправиться в путешествие по русским народным сказкам.
Постановка цели
Сегодня наш ковер - волшебный ковер-самолет. Он поможет нам путешествовать по сказкам. А чтобы мы не заблудились, нам Царевна-лягушка принесла волшебную карту, (воспитатель вешает на доску карту). Герои сказок нам приготовили задания, и чтобы их выполнить мы с вами проведем умственную разминку.
Разминка
Сколько дней в неделе?
Как они называются?
Сегодня среда, какой день будет завтра?
Какой день недели был вчера, если сегодня среда?
Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите соседей третьего дня недели. Как называется день недели между средой и пятницей. А теперь задание на смекалку: -Наступил декабрь, распустились 3 ромашки, а потом еще одна. Сколько цветет ромашек? Разминка закончена, проходите на наш ковер, закройте глаза, наш ковер-самолет взлетает. Звучит музыка.
Основная часть
Вот мы и оказались в сказке (воспитатель показывает иллюстрацию на карте). Как называется сказка? (Царевна-лягушка) Правильно.
Встречает Царевна-лягушка.
Ц.Л: Царь приказал мне сшить платочки только
четырехугольной формы, а я запуталась. Вот,
смотрите.
(На фланелеграфе выставляются геометрические фигуры, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, ромб). Восп: Ребята, давайте поможем. Рассмотрите
Дети отвечают Дети отвечают
Ответ детей с объяснением
Дети стоят перед
мольбертом с фланелеграфом
Дети отвечают фигуры и скажите, какие вам знакомы. Правильно. Сравните круг и квадрат. Чем они отличаются?
А теперь сравните треугольник и квадрат. Сколько углов у квадрата? Сколько углов у треугольника? Правильно, у треугольника 3 угла, поэтому он называется
А как можно назвать фигуру у которой 4 угла? А какие еще из этих фигур можно назвать четырехугольниками? Почему?
Царевне-лягушке нужны платочки только четырехугольной формы. Давайте все платочки четырехугольной формы отложим в сторону. Дети садятся за столы.
Ц.Л: Вы мне помогли, и я хочу с вами поиграть в
игру «Зрительный диктант».
Воспитатель показывает карточки с
геометрическими фигурами (см. приложение)
После выполнения для проверки образец вновь
показывается.
Молодцы.
Восп: А теперь мы отдохнем Физкультминутка. «Две сестрины, две руки» Проходите на наш ковер-самолет, закрывайте глаза, полетим в другую сказкуЗвучит музыка. Восп: Покажите на карте в какую сказку мы попали.
Как она называется?
Появляется кукла Крошечка-Хаврошечка.
К.Х: Ребята, моя мачеха дала мне задания, а одна я
не могу справиться. Помогите мне. Головоломка со счетными палочками.
К.Х: Надо сложить домик из 6 палочек, а потом переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок, а у вас получилось 4 треугольника. К.Х предлагает поиграть с пальчиками.
Ответ хором Ответ детей
Дети
выполняют задание за столами Дети
выкладывают узор из
геометрических фигур Дети стоят на ковре и выполняют
Дети
выполняют
«Куры, гуси, да индющки»
Восп: Ребята, посмотрите, на карте мы отправляемся в другую сказку. Как она называется? Проходите на ковер-самолет, полетели.
Звучит музыка. Появляется кукла Емеля.
Е: Ой, ребята, как хорошо, что вы пришли в мою
сказку! Помогите, мне, пожалуйста! Невестки
велели мне приготовить горох для супа и мне
нужно узнать, сколько гороха в этой кастрюле.
Подскажите, как это сделать.
(Воспитатель измеряет горох) Измерение объема сыпучих веществ Воспитатель с помощью мерки проводят измерение
Дети отвечают
Дети
объясняют как надо измерять объем сыпучих веществ. Повторяют. Дети
откладывают фишки на столе и
пересчитывают, подводят итог.
Емеля благодарит и показывает по карте, куда детям идти дальше.
Восп: Проходите на ковер-самолет, полетели. Звучит музыка.
Восп: В какую сказку мы попали?
Детей встречает лисичка-кукла из сказки
«Лисичка-сестричка и серый волк».
Лисичка: Помогите мне сосчитать рыбок, которых
я взяла у деда.
(воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 рыбок
разного цвета)
Восп: Сколько всего рыбок?
По сколько рыбок разного цвета?
Правильно, а всего 5 рыбок разного цвета.
А сейчас вы сами составите группу из 5 рыбок
разного цвета.
Как можно сказать, какие рыбки? (разноцветные) Дети садятся за столы.
Лисичка: А кто сможет посчитать рыбок по-порядку?
Какая по счету рыбка красного цвета? Какого цвета вторая рыбка? Лисичка: Спасибо, ребята за помощь, ваш ковер самолет ждет вас.
Восп: Ребята, проходите на ковер самолет,
Дети отвечают
Дети считают Дети отвечают, повторяют. Дети работают
за столами,
рассказывают
аналогично
рассказам,
составленным у
доски
закрывайте глаза.
|
|
| Звучит музыка.
|
|
| Заключительная часть
|
|
| Восп: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
|
|
| Вам понравилось путешествие?
|
| Дети отвечают
| Вы рады, что помогли сказочным героям?
|
|
| Покажите, как вы рады.
|
| Показывают
| Какое задание показалось трудным?
|
| мимикой
| Какое легким?
|
| Дети отвечают
| А мне понравилось, что вы все добрые и
|
|
| отзывчивые!
|
|
| Литература Артикуляционная гимнастика: Н.В. Новотворцева. Методические рекомендации по развитию моторики дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. -СПб: Каро. 2004., 92с.
Дошкольная математика в играх. Программа занятий с детьми 5-7 лет. 2004г
Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: А.В. Белошистая. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Кн 1: Конспекты занятий. Программа -208с. ил.
Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Ветер, О.М. Дьяченко, Р.И. Боварова, Л.И. Цеханская.: М: Просвещения 1989, 127с.
Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. Михайлова З.А.-М.Просвещение. 1985, -96с.ил.
И Учеба и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия», 1997. -240с. ил.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно методическое пособие. -Нижн.Новг.: Нижегородский гуманитарный центр 1999., -286с.
Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М -1991. Сост. Т. Бориличева, Г.В. Чиркина.
Логика. СЕ. Гаврина, Н.Л Кутявкина, И.г. Топоркова. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с.
10.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М: Мозаика-Синтез, 2002. -80с. 11 .Математика в детском саду. Новикова. В.П. Старший дошкольный возраст. 2-е издание испр. и доп. М: Мозаика-Синтез 2003. -104с. ил. 12.Математическая тетрадь для дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова; -М: Просвещение, 1992. -79с. ил. Ерофеева Т.И. 13.Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. З.Н. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб: «Акцидент» 1997. -176. И.Метематика уже в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Пер. с польского. О.А. Павлович. М: Просвещение 1981. 159с. Фидлер М. 15.Программа воспитания и обучение в детском саду. Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой. -2е изд. Испр. и доп. -М: Мозаика-Синтез. 2005. -208с. 16.Учимся запоминать. СВ. Гаврина, Н.Л. Кутявкина, И.Г. Топоркова и др. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с. ил. 17.Энциклопедия обучающих загадок. СПб: Издательский дом «Нева». М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -384с. Турин Ю.В. |
|
|