Главная страница


Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с онр «Путешествие по русским народным сказкам»



Скачать 150.04 Kb.
НазваниеКонспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с онр «Путешествие по русским народным сказкам»
Дата23.03.2016
Размер150.04 Kb.
ТипКонспект




Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель: Морозова Лидия Владимировна Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №3» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Первая

квалификационная категория

Дзержинск

Цель:

Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений) через прямые действия детей со специально подобранными группами предметов и материалов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Образовательные задачи

  1. Продолжать учить детей измерять объем (сыпучих веществ) условными мерками.

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах (четырехугольниках)

  2. Закреплять пространственные представления (слева, справа)

  3. Закреплять знания о днях недели

  4. Продолжать знакомить с составом числа из единиц.

  5. Упражнять в порядковом счете

  1. Продолжать учить преобразовывать фигуры, состоящие из счетных палочек


Коррекционно-разеиеающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение через игры со счетными палочками.

  2. Развивать мелкую моторику руке

  3. Закреплять в речи детей употребление сложнолсочиненного предложения с противительным союзом «а».

  4. Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.

5. Закреплять правильное произношение посталенных звуков у детей.
Воспитательные задачи

  1. Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными героями

  2. Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость

  3. Воспитывать умение слушать сверстников


Пропедевтическая работа

  • Знакомство с моделью «Дни недели»

  • Отгадывание загадок

  • Дидактические игры: «Найди такую же фигуру» «Подбери заплату» «Неделька»

«Заштопай одеяло»

«Составь число»

«Кто в каком доме живет»

  • Игры с палочками

  • Выполнение зрительных диктантов

  • Измерение объема сыпучих веществ разными мерками

  • Пальчиковые игры:

«1,2,ЗД, кто живет в моей квартире» «1,2,3,4 - мы посуду перемыли» «Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5» «Вышли мышки как-то раз...» «В понедельник я кроила»
Условия для развития мелкой моторики рук

  1. «Разложи правильно» (баночки с разными наполнителями)

  2. Обведение и штриховка с использованием трафаретов.

  3. Рисование пальчиками на подносе с крупой

  4. «Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения пуговиц.

  5. «Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук)



Двигательные упражнения и игры для развития

речи в движении (Л.Н.Смирнова)

  1. Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.

  2. Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол

  3. Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.

  4. Считалка под мяч «Снегопад»

  5. «Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку 4 удара пальцем по ладони.

  6. Считалка под мяч «Верещунья-белобока, все зовут ее сорока»

  7. Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

  8. Считалка под мяч «Коза»

  9. Прошагать двустишие, затем отпрыгать.

«Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки». Прошагать загадку:

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?

Индиеидуально-дифференциированный подход.
По степени сложности материала

- дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.

- дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем

В игре «Зрительный диктант»

  • детям среднего уровня развития - сложный узор

  • детям низкого уровня развития - простой При работе со счетными палочками

  • детям среднего уровня развития - задание новое

  • детям низкого уровня - задание на повторение Порядковый счет:

  • дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно

  • дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками



По методам и приемам

- для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы , упражнение на смекалку

- для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором.

средний уровень развития - Д низкий уровень развития - о

Форма организации занятия - подгрупповая Ф из кул ьтм ин утка

Две сестрицы, две руки Левая и правая

показывают руки по очереди

Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют

выполняют движения соответственно тексту

Две сестрицы две руки Левая и правая

показывают руки

Воду моря и реки Загребают, плавая

Выполняют «плавательные» движения


Методы и приемы.

- Проблемные вопросы, задания на смекалку


  • Поощрения

  • Физкультминутка

  • Комментарии

  • Использование музыки

  • Объяснение

  • Вопросы



Оборудование

Демонстрационный материал

  • модель «Дни недели»

  • набор геометрических фигур

  • карточки-схемы для зрительного диктанта

  • прозрачная кастрюля, стакан-мерка, горох

  • фишки

  • 5 рыбок разного цвета

  • «ковер-самолет»

  • фланелеграф

  • наборное полотно

  • магнитофон

  • ширма, куклы из театра бибабо: лягушка, Емеля, Хаврошечка,



лисичка.




- карта




Раздаточный материал




- набор геометрических фигур




- счетные палочки




- по 5 рыбок разного цвета




Пальчиковая гимнастика

Куры, гуси, да индюшки

Пальчики поочередно

Наклевалися петрушки

прижимаются к большому

Закусили лебедой

пальцу, потом «убегают»

Побежали за водой




Ход занятия



Деятельность воспитателя



Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? Приглашаю отправиться в путешествие по русским народным сказкам.

Постановка цели

Сегодня наш ковер - волшебный ковер-самолет. Он поможет нам путешествовать по сказкам. А чтобы мы не заблудились, нам Царевна-лягушка принесла волшебную карту, (воспитатель вешает на доску карту). Герои сказок нам приготовили задания, и чтобы их выполнить мы с вами проведем умственную разминку.

Разминка

  • Сколько дней в неделе?

  • Как они называются?

  • Сегодня среда, какой день будет завтра?

  • Какой день недели был вчера, если сегодня среда?

Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите соседей третьего дня недели. Как называется день недели между средой и пятницей. А теперь задание на смекалку: -Наступил декабрь, распустились 3 ромашки, а потом еще одна. Сколько цветет ромашек? Разминка закончена, проходите на наш ковер, закройте глаза, наш ковер-самолет взлетает. Звучит музыка.

Основная часть

Вот мы и оказались в сказке (воспитатель показывает иллюстрацию на карте). Как называется сказка? (Царевна-лягушка) Правильно.

Встречает Царевна-лягушка.

Ц.Л: Царь приказал мне сшить платочки только

четырехугольной формы, а я запуталась. Вот,

смотрите.

(На фланелеграфе выставляются геометрические фигуры, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, ромб). Восп: Ребята, давайте поможем. Рассмотрите

Дети отвечают
Дети отвечают

Ответ детей с объяснением

Дети стоят перед

мольбертом с фланелеграфом

Дети отвечают фигуры и скажите, какие вам знакомы. Правильно. Сравните круг и квадрат. Чем они отличаются?

А теперь сравните треугольник и квадрат.
Сколько углов у квадрата?
Сколько углов у треугольника?
Правильно, у треугольника 3 угла, поэтому он
называется

А как можно назвать фигуру у которой 4 угла? А какие еще из этих фигур можно назвать четырехугольниками? Почему?

Царевне-лягушке нужны платочки только четырехугольной формы. Давайте все платочки четырехугольной формы отложим в сторону. Дети садятся за столы.

Ц.Л: Вы мне помогли, и я хочу с вами поиграть в

игру «Зрительный диктант».

Воспитатель показывает карточки с

геометрическими фигурами (см. приложение)

После выполнения для проверки образец вновь

показывается.

Молодцы.

Восп: А теперь мы отдохнем
Физкультминутка. «Две сестрины, две руки»
Проходите на наш ковер-самолет, закрывайте глаза, полетим в другую сказкуЗвучит музыка. Восп: Покажите на карте в какую сказку мы попали.

Как она называется?

Появляется кукла Крошечка-Хаврошечка.

К.Х: Ребята, моя мачеха дала мне задания, а одна я

не могу справиться. Помогите мне.
Головоломка со счетными палочками.

К.Х: Надо сложить домик из 6 палочек, а потом переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок, а у вас получилось 4 треугольника. К.Х предлагает поиграть с пальчиками.


Ответ хором Ответ детей

Дети

выполняют задание за столами
Дети

выкладывают узор из

геометрических фигур
Дети стоят на ковре и выполняют

Дети

выполняют

«Куры, гуси, да индющки»

Восп: Ребята, посмотрите, на карте мы отправляемся в другую сказку. Как она называется? Проходите на ковер-самолет, полетели.

Звучит музыка. Появляется кукла Емеля.

Е: Ой, ребята, как хорошо, что вы пришли в мою

сказку! Помогите, мне, пожалуйста! Невестки

велели мне приготовить горох для супа и мне

нужно узнать, сколько гороха в этой кастрюле.

Подскажите, как это сделать.

(Воспитатель измеряет горох)
Измерение объема сыпучих веществ Воспитатель с помощью мерки проводят измерение

Дети отвечают

Дети

объясняют как надо измерять объем сыпучих веществ. Повторяют. Дети

откладывают фишки на столе и

пересчитывают, подводят итог.


Емеля благодарит и показывает по карте, куда детям идти дальше.

Восп: Проходите на ковер-самолет, полетели. Звучит музыка.

Восп: В какую сказку мы попали?

Детей встречает лисичка-кукла из сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк».

Лисичка: Помогите мне сосчитать рыбок, которых

я взяла у деда.

(воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 рыбок

разного цвета)

Восп: Сколько всего рыбок?

По сколько рыбок разного цвета?

Правильно, а всего 5 рыбок разного цвета.

А сейчас вы сами составите группу из 5 рыбок

разного цвета.

Как можно сказать, какие рыбки? (разноцветные) Дети садятся за столы.

Лисичка: А кто сможет посчитать рыбок по-порядку?

Какая по счету рыбка красного цвета? Какого цвета вторая рыбка? Лисичка: Спасибо, ребята за помощь, ваш ковер самолет ждет вас.

Восп: Ребята, проходите на ковер самолет,

Дети отвечают

Дети считают Дети отвечают, повторяют.
Дети работают

за столами,

рассказывают

аналогично

рассказам,

составленным у

доски





закрывайте глаза.







Звучит музыка.







Заключительная часть







Восп: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.







Вам понравилось путешествие?




Дети отвечают

Вы рады, что помогли сказочным героям?







Покажите, как вы рады.




Показывают

Какое задание показалось трудным?




мимикой

Какое легким?




Дети отвечают

А мне понравилось, что вы все добрые и







отзывчивые!







Литература

  1. Артикуляционная гимнастика: Н.В. Новотворцева. Методические рекомендации по развитию моторики дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. -СПб: Каро. 2004., 92с.

  2. Дошкольная математика в играх. Программа занятий с детьми 5-7 лет. 2004г

  3. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: А.В. Белошистая. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Кн 1: Конспекты занятий. Программа -208с. ил.

  4. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Ветер, О.М. Дьяченко, Р.И. Боварова, Л.И. Цеханская.: М: Просвещения 1989, 127с.

  5. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. Михайлова З.А.-М.Просвещение. 1985, -96с.ил.

  6. И Учеба и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия», 1997. -240с. ил.

  7. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно методическое пособие. -Нижн.Новг.: Нижегородский гуманитарный центр 1999., -286с.

  8. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М -1991. Сост. Т. Бориличева, Г.В. Чиркина.

  9. Логика. СЕ. Гаврина, Н.Л Кутявкина, И.г. Топоркова. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с.

10.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием

речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М:

Мозаика-Синтез, 2002. -80с. 11 .Математика в детском саду. Новикова. В.П. Старший дошкольный

возраст. 2-е издание испр. и доп. М: Мозаика-Синтез 2003. -104с. ил. 12.Математическая тетрадь для дошкольников. Кн. для воспитателей

детского сада и родителей. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П.

Новикова; -М: Просвещение, 1992. -79с. ил. Ерофеева Т.И. 13.Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для

воспитателей детского сада. З.Н. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб:

«Акцидент» 1997. -176. И.Метематика уже в детском саду. Пособие для воспитателей детского

сада. Пер. с польского. О.А. Павлович. М: Просвещение 1981. 159с.

Фидлер М.

15.Программа воспитания и обучение в детском саду. Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой. -2е изд. Испр. и доп. -М: Мозаика-Синтез. 2005. -208с.

16.Учимся запоминать. СВ. Гаврина, Н.Л. Кутявкина, И.Г. Топоркова и др. М: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -64с. ил.

17.Энциклопедия обучающих загадок. СПб: Издательский дом «Нева». М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -384с. Турин Ю.В.