Макарова Л.И учитель математики МКОУ « Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока в 11 классе по алгебре и началам анализа по теме : «Показательные уравнения».
Урок проводится в 11классе базового уровня.
Цели урока: а) образовательные: -ввести понятие показательных уравнений; -ввести понятие простейших показательных уравнений и научиться их решать -учиться применять полученные знания в практической деятельности. -изучать методы решения показательных уравнений; -начать классификацию методов решения показательных уравнений; б) развивающие: Развивать познавательные, общеучебные, (Способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал и представлять его в сжатой форме в виде блок-схем, алгоритмов, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения.) коммуникативные компетенции (работать в группе, оценивать себя и товарищей),информационной (работать с учебником, справочником, дополнительной литературой, выступать перед аудиторией). в) воспитательные: -организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса; -стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; -учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем. Задачи урока: 1. Актуализировать необходимые знания и умения. 2. Организовать мыслительную деятельность учащихся для решения проблемы (выстроить необходимую коммуникацию), направленной на овладение новыми знаниями и умениями. 3. Через анализ и присвоение нового способа деятельности воспитывать уважение к чужому мнению и чужому труду. 4. Первичный мониторинг уровня овладения новыми знаниями. Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование урока: проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные пульты контроля знаний, презентация к уроку, карточки с заданием для работы в группах; карточки с индивидуальными тестами.
Формы работы: • Фронтальная; • Индивидуальная; • Групповая;
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно-коммуникативная.
План урока: 1.Организационный момент 2.Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике»Постановка проблемы. 3.Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока. 4. Формирование новых знаний. 5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения. 6.Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока. 7.Подведение итогов урока. 8.Домашнее задание. 9.Рефлексия. Ход урока
№ п/п
| Этап урока
| Время работы
на этапе.
|
| 1
| Организационный момент
| 1 мин.
| 1045-1046
| 2
| Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике» Постановка проблемы.
| 8 мин
| 1046-1054
| 3
| Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока.
| 5мин
| 1054-1059
| 4
| Формирование новых знаний
| 5мин
| 1059-1104
| 5
| Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения.
| 12 мин
| 1104-1116
| 6
| Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока(Работа в парах)
| 10 мин
| 1116-1126
| 7
| Подведение итогов урока.
| 1 мин
| 1126-1127
| 8
| Домашнее задание.
| 1мин
| 1127-1128
| 9
| Рефлексия.
| 2 мин
| 1128-1130
|
Сценарий урока.
Оргмомент 1045-1046 Учитель : Слайд №1 Какую тему мы изучали ,ребята, несколько уроков? (Показательная функция) И как связаны эти красивые строки с нашим уроком. Каждый учитель мечтает о том, что бы его ученики имели не только глубокие и прочные знания по изучаемой теме, но и понимали, значимость и красоту математических знаний. Чтобы ваше мировоззрение формировалось на твердом убеждении того, что математика-наука, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Понять и почувствовать это помогают информационные и исследовательские проекты, над которыми вам часто приходится работать. Чичканева Даша подготовила проект по теме « Показательная функция в жизни, науке и технике», с которым мы сейчас познакомимся.
Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике».Постановка проблемы. 1046-1054
Учитель: Слушаем сообщение по проекту. Результаты выполнения проекта: 1. Раскрыта широта и многообразие применения показательной функции в различных областях реальной жизни. 2. Показана роль показательной функции как инструмента описания многих физических, биологических, общественных и других процессов. 3. Поставлена проблема перед обучающимися 11 класса: недостаточность знаний , чтобы находить величины стоящие в показателе степени. Мы видим что практические задачи, требуют от нас научиться находить такие величины. А что бы приступить к решению проблемы, мы актуализируем , приведем в готовность наши знания.
Актуализация опорных знаний и умений . 1054-1059
На данном этапе можно предложить учащимся выполнить следующую систему устных упражнений : Слайд №2Возведите в степень:
;
;
;
;
;
Представьте в виде степени числа: Слайд №3
0,01;
81;
144;


Примените свойства степеней: Слайд №4
;
;
;
;
. Назовите и решите уравнение: Слайд №5
x2-4x=0
=0
-64=0
;
.
;
Следует обратить внимание учащихся на 4 задание. Выполнение этого упражнения позволяет ввести понятие показательного уравнения и выделить характеристическое свойство уравнений данного вида – неизвестное содержится в показателе степени. Беседа учителя: Что привлекло вас на слайде?(Ответ: Некоторые уравнения выделены ярким цветом) Как вы считаете почему эти уравнения выделены яркими пятнами?( Ответ это новый вид уравнений, которые мы еще не изучали и не знаем как их решать) Давайте попробуем увидеть характеристическое свойство уравнений этих уравнений.(Ответ: переменная содержится в показателе степени.) Как вы можете назвать эти уравнения? (Показательные уравнения) Для изучения какой темы актуализировали свои знания? (Решение показательных уравнений). Давайте сформулируем цели нашего урока. Слайд №6
4. Формирование новых знаний и умений . 1059-1104
Вот мы стоим вначале пути открытия новых знаний.
Проверим сможете ли вы распознать показательные уравнения. В процессе выполнения которых обучающиеся овладеют действием подведения объекта под понятие.
Среди уравнений выбрать показательные: Слайд №7
;
;
;
;
;
;

;
.

Какие из показательных уравнений вам показались проще других? ( Ответ :b,g) Тогда назовем их простейшими показательными уравнениями. Какой вид они имеют? Слайд №8
Рассмотрим простейшее показательное уравнение 
где a> 0 и a ≠ 1.
Встает вопрос о количестве корней простейшегопоказательного уравнения.
Для ответа на него давайте вспомним свойства показательной функции( перечисляют) Значит:Область значений функции y = ax- множество положительных чисел.
Поэтому, в случае b<0 или b=0 уравнение не имеет решений.
Пусть b>0. Тогда функция y = ax на промежутке (-∞; +∞) возрастает при a> 1 (убывает при 0 <a< 1) и принимает все положительные значения. Применяя теорему о корне (п. 8),(формулируют) получаем, что уравнение y = axпри любом положительном a, отличном от 1, и b> 0 имеет единственный корень. Слайд №9
Для того, чтобы его найти, надо bпредставить в виде b = ac. Очевидно, что по свойству степеней с одинаковыми основаниями c является решением уравнения ax = ac
Слайд №10 По свойству степеней с одинаковыми основаниями решаются уравнения вида
или уравнения /они равносильны соответственно
уравнениям f(x)=c и f(x)=g(x)
Простейшие уравнения решаются методом приведения к одному основанию
( уравнивания оснований) Слайд №11
Разобрать решение двух примеров: Устно решить упражнение а) у доски б) самостоятельно в)
а)2 2х-4 = 64; б)
в) 
Слайд №12
.При решении показательных уравнений, главные правила -действия со степенями. Без знания этих действий ничего не получится!!!
5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями (выполнение тренировочного обучающего теста) Мониторинг уровня усвоения с помощью системы для голосования.(ФЛИПЧАРТ ТЕСТ) 1104-1116![\[ \fbox{\begin{array}{l} a>0,\, b>0: \\ a^0 = 1, 1^x = 1; \\ a^{\frac{k}{n}}=\sqrt[n]{a^k} \, (k\in Z,\, n\in N);\\ a^{-x} = \frac{1}{a^x}; \\ a^x\cdot a^y = a^{x+y}; \\ \frac{a^x}{a^y}=a^{x-y}; \\ (a^x)^y = a^{xy}; \\ a^x\cdot b^x = (ab)^x; \\ \frac{a^x}{b^x}=\left(\frac{a}{b}\right)^x.\\ \end{array}} \]](1018515_html_4e93edf4.png)
Вариант №1 Решите уравнения и выберите правильный ответ: 1) 10x= 0,0001 а) x=4 б) x=-10 в)x=-4
2) 45x= 32 а) x=0,5 б) x=2,5 в)x=-2,5
3) 
а) x=-2 б) x=0,75 в)x=-0,75
4)
а) x=-0,05 б) x=-0,5 в)x=0,35
Вариант №2 Решите уравнения и выберите ответ: 1) 3x=  а) x=4 б) x=-10 в)x= -4
2) 95x= 243 а) x=0,5 б) x=2,5 в)x=-2,5
3) 
а) x=-2 б) x=0,75 в)x=-0,75
4) 
а) x=-0,05 б) x=-0,5 в)x=0,35
Мониторинг уровнем овладения. Тренировочный обучающий тест.
-
Номер задания
| А
| Б
| В
| 1
|
|
| X
| 2
| Х
|
|
| 3
|
| Х
|
| 4
| Х
|
|
| 6.Работа в парах по разрешению проблемы и применению полученных знаний к решению практической задачи. 1116-1126 “Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.” (А.Энштейн). Работа в парах: Применение изученного к решению проблемы поставленной в проекте. Ребята обсуждают проблему и применяют полученные знания к решению. Первая, решившая уравнение ,группа демонстрирует и объясняет свое решение. С помощью камеры и интерактивной доски. В ходе распада радиоактивного изотопа, его масса уменьшается по закону ,где -начальная масса изотопа, t(мин)-прошедшее от начального момента время,T-период полураспада в минутах. В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени мг изотопа Z, период полураспада которого Т=2 мин. В течении скольких минут масса изотопа станет равной 12,5 мг? 
    t=8 Ответ: Через 8 минут.
8.Подведение итогов урока. Слайд №13
9.Домашнее задание. Слайд №14
п.36 № 460, № 461( а, б ). Карточка готовимся к ЕГЭ
|
| 10.Рефлекия:(Флипчарт рефлексия) Голосуют системой голосования. Результаты видны на интерактивной доске. Слово учителя. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудреца спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» Ребята, как вы соотнесете эту притчу с сегодняшним уроком и ответите на мой вопрос: Что ты сегодня делал целый урок? В строительстве храма науки и мы принимали участие, где математика-царица наук.
Спасибо за урок!
|