Главная страница

Конспект урока в 11 классе по алгебре и началам анализа по теме : «Показательные уравнения». Урок проводится в 11классе базового уровня



Скачать 116.69 Kb.
НазваниеКонспект урока в 11 классе по алгебре и началам анализа по теме : «Показательные уравнения». Урок проводится в 11классе базового уровня
Дата05.04.2016
Размер116.69 Kb.
ТипКонспект

Макарова Л.И учитель математики МКОУ « Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»


Конспект урока в 11 классе по алгебре и началам анализа по теме :
«Показательные уравнения». 

Урок проводится в 11классе базового уровня. 

Цели урока: 
а) образовательные
-ввести понятие показательных уравнений
-ввести понятие простейших показательных уравнений и научиться их решать
-учиться применять полученные знания в практической деятельности.
-изучать методы решения показательных уравнений; 
-начать классификацию методов решения показательных уравнений; 
б) развивающие:
Развивать познавательные, общеучебные, (Способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал и представлять его в сжатой форме в виде блок-схем, алгоритмов, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения.) коммуникативные компетенции (работать в группе, оценивать себя и товарищей),информационной (работать с учебником, справочником, дополнительной литературой, выступать перед аудиторией).
в) воспитательные: 
-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса; 
-стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; 
-учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем. 
Задачи урока: 1. Актуализировать необходимые знания и умения. 
2. Организовать мыслительную деятельность учащихся для решения проблемы (выстроить необходимую коммуникацию), направленной на овладение новыми знаниями и умениями.
3. Через анализ и присвоение нового способа деятельности воспитывать уважение к чужому мнению и чужому труду. 
4. Первичный мониторинг уровня овладения новыми знаниями.
Тип урока: открытие новых знаний. 

Оборудование урока: проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные пульты контроля знаний, презентация к уроку, карточки с заданием для работы в группах; карточки с индивидуальными тестами. 

Формы работы: 
• Фронтальная; 
• Индивидуальная; 
• Групповая; 

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно-коммуникативная. 

План урока:
1.
Организационный момент
2.Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике»Постановка проблемы.
3.Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока.
4. Формирование новых знаний.
5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения.
6.Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока.
7.Подведение итогов урока.
8.Домашнее задание.
9.Рефлексия.
Ход урока



п/п

Этап урока

Время работы

на этапе.




1

Организационный момент

1 мин.

1045-1046

2

Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике»
Постановка проблемы.



8 мин

1046-1054

3

Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока.

5мин

1054-1059

4

Формирование новых знаний

5мин

1059-1104

5

Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения.

12 мин

1104-1116

6

Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока(Работа в парах)

10 мин

1116-1126

7

Подведение итогов урока.

1 мин

1126-1127

8

Домашнее задание.

1мин

1127-1128

9

Рефлексия.

2 мин

1128-1130


Сценарий урока.

  1. Оргмомент 1045-1046
    Учитель : Слайд №1
    Какую тему мы изучали ,ребята, несколько уроков? (Показательная функция)
    И как связаны эти красивые строки с нашим уроком.
    Каждый учитель мечтает о том, что бы его ученики имели не только глубокие и прочные знания по изучаемой теме, но и понимали, значимость и красоту математических знаний. Чтобы ваше мировоззрение формировалось на твердом убеждении того, что математика-наука, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Понять и почувствовать это помогают информационные и исследовательские проекты, над которыми вам часто приходится работать. Чичканева Даша подготовила проект по теме « Показательная функция в жизни, науке и технике», с которым мы сейчас познакомимся.



  2. Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике».Постановка проблемы. 1046-1054



Учитель: Слушаем сообщение по проекту.
Результаты выполнения проекта:
1. Раскрыта широта и многообразие применения показательной функции в различных областях реальной жизни.
2. Показана роль показательной функции как инструмента описания многих физических, биологических, общественных и других процессов.
3. Поставлена проблема перед обучающимися 11 класса: недостаточность знаний , чтобы находить величины стоящие в показателе степени.
Мы видим что практические задачи, требуют от нас научиться находить такие величины. А что бы приступить к решению проблемы, мы актуализируем , приведем в готовность наши знания.


  1. Актуализация опорных знаний и умений . 1054-1059

На данном этапе можно предложить учащимся выполнить следующую систему устных упражнений :
Слайд №2Возведите в степень:

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;

  5. ;

    Представьте в виде степени числа: Слайд №3

  1. 0,01;

  2. 81;

  3. 144;





  1. Примените свойства степеней: Слайд №4

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;

  1. .
    Назовите и решите уравнение: Слайд №5

  1. x2-4x=0

  2. =0

  3. -64=0
    ;

  4. .

  5. ;

Следует обратить внимание учащихся на 4 задание. Выполнение этого упражнения позволяет ввести понятие показательного уравнения и выделить характеристическое свойство уравнений данного вида – неизвестное содержится в показателе степени.
Беседа учителя: Что привлекло вас на слайде?(Ответ: Некоторые уравнения выделены ярким цветом)
Как вы считаете почему эти уравнения выделены яркими пятнами?( Ответ это новый вид уравнений, которые мы еще не изучали и не знаем как их решать)
 Давайте попробуем увидеть характеристическое свойство уравнений этих уравнений.(Ответ: переменная содержится в показателе степени.)
Как вы можете назвать эти уравнения? (Показательные уравнения)
Для изучения какой темы актуализировали свои знания? (Решение показательных уравнений).
Давайте сформулируем цели нашего урока. Слайд №6

4. Формирование новых знаний и умений . 1059-1104

Вот мы стоим вначале пути открытия новых знаний.

Проверим сможете ли вы распознать показательные уравнения. В процессе выполнения которых обучающиеся овладеют действием подведения объекта под понятие.

  1. Среди уравнений выбрать показательные: Слайд №7

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;

  5. ;

  6. ;



  7. ;

  8. .





Какие из показательных уравнений вам показались проще других? ( Ответ :b,g)
Тогда назовем их простейшими показательными уравнениями. Какой вид они имеют?

Слайд №8


Рассмотрим простейшее показательное уравнение

где a> 0 и a ≠ 1.

Встает вопрос о количестве корней простейшегопоказательного уравнения.

Для ответа на него давайте вспомним свойства показательной функции( перечисляют) Значит:Область значений функции y = ax- множество положительных чисел.

Поэтому, в случае b<0 или b=0 уравнение не имеет решений.

Пусть b>0. Тогда функция y = ax на промежутке (-∞; +∞) возрастает при a> 1 (убывает при 0 <a< 1) и принимает все положительные значения. Применяя теорему о корне (п. 8),(формулируют) получаем, что уравнение y = axпри любом положительном a, отличном от 1, и b> 0 имеет единственный корень.
Слайд №9

Для того, чтобы его найти, надо bпредставить в виде b = ac. Очевидно, что по свойству степеней с одинаковыми основаниями c является решением уравнения ax = ac


Слайд №10
По свойству степеней с одинаковыми основаниями решаются уравнения вида


или уравнения/они равносильны соответственно

уравнениям f(x)=c и f(x)=g(x)

Простейшие уравнения решаются методом приведения к одному основанию


( уравнивания оснований) Слайд №11

Разобрать решение двух примеров:
Устно решить упражнение а) у доски б) самостоятельно в)

а)2 2х-4 = 64; б)

в)

Слайд №12

.При решении показательных уравнений, главные правила -действия со степенями.  Без знания этих действий ничего не получится!!!

5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями (выполнение тренировочного обучающего теста) Мониторинг уровня усвоения с помощью системы для голосования.(ФЛИПЧАРТ ТЕСТ) 1104-1116\[ \fbox{\begin{array}{l} a>0,\, b>0: \\ a^0 = 1, 1^x = 1; \\ a^{\frac{k}{n}}=\sqrt[n]{a^k} \, (k\in Z,\, n\in N);\\ a^{-x} = \frac{1}{a^x}; \\ a^x\cdot a^y = a^{x+y}; \\ \frac{a^x}{a^y}=a^{x-y}; \\ (a^x)^y = a^{xy}; \\ a^x\cdot b^x = (ab)^x; \\ \frac{a^x}{b^x}=\left(\frac{a}{b}\right)^x.\\ \end{array}} \]


Вариант №1
Решите уравнения и выберите правильный ответ:
1) 10x= 0,0001
а) x=4 б) x=-10 в)x
=-4

2) 45x= 32
а) x=0,5 б) x=2,5 в)x=-2,5


3) задача 5: показательное уравнение с десятичной дробью

а) x=-2 б) x=0,75 в)x=-0,75

4)задача 11: показательное уравнение с корнем 4-й степени

а) x=-0,05 б) x=-0,5 в)x=0,35


Вариант №2
Решите уравнения и выберите ответ:
1) 3x=
а) x=4 б) x=-10 в)x
= -4

2) 95x= 243
а) x=0,5 б) x=2,5 в)x=-2,5


3)

а) x=-2 б) x=0,75 в)x=-0,75

4)

а) x=-0,05 б) x=-0,5 в)x=0,35

Мониторинг уровнем овладения.
Тренировочный обучающий тест.




Номер задания

А

Б

В

1







X

2

Х







3




Х




4

Х







6.Работа в парах по разрешению проблемы и применению полученных знаний к решению практической задачи. 1116-1126
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.” (А.Энштейн).
Работа в парах: Применение изученного к решению проблемы поставленной в проекте.
Ребята обсуждают проблему и применяют полученные знания к решению. Первая, решившая уравнение ,группа демонстрирует и объясняет свое решение. С помощью камеры и интерактивной доски.
В ходе распада радиоактивного изотопа, его масса уменьшается по закону
,где -начальная масса изотопа, t(мин)-прошедшее от начального момента время,T-период полураспада в минутах. В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени мг изотопа Z, период полураспада которого Т=2 мин. В течении скольких минут масса изотопа станет равной 12,5 мг?

t=8 Ответ: Через 8 минут.

8.Подведение итогов урока. Слайд №13

9.Домашнее задание. Слайд №14

п.36 № 460, № 461( а, б ). Карточка готовимся к ЕГЭ



10.Рефлекия:(Флипчарт рефлексия) Голосуют системой голосования. Результаты видны на интерактивной доске.
Слово учителя. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудреца спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята, как вы соотнесете эту притчу с сегодняшним уроком и ответите на мой вопрос: Что ты сегодня делал целый урок?
В строительстве храма науки и мы принимали участие, где математика-царица наук.

Спасибо за урок!