Конспект урока алгебры и начала анализа
в 11 классе (профильный уровень)
по теме «Решение показательных уравнений».
Цели урока:
Повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания и методы решения показательных уравнений и их систем.
Подготовиться к проверочной работе по изученной теме.
УУД обучающихся: 1. Формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
2. Развитие умений анализировать условие задачи и относить ее к тому или иному типу;
Развитие логического мышления;
Воспитание познавательного интереса;
Формирование умений применять приемы сравнения, обобщения, выделение главного.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку. Дать домашнее задание.
Проверка домашнего задания (2 минуты).
Устный опрос (4 минуты).
Учитель. Назовите способы решения показательных уравнений. Слайд № 1.
Решите простейшие показательные уравнения и неравенства с пояснением, используя свойства показательной функции.
Закрепление(20– 22 минуты).
В классе решаются номера: 12.7 – 12.8(а), 12.11 (а), 12.13 – 12.14 (а), 12.17 –
12.18 (а), 12.22 – 12.23 (а). Решите уравнения.
№ 12.7 (а) № 12.8 (а)
2 х ∙3/2 х =1/9. (√12) х ∙ (√3) х =1/6. Решение. Решение.
(2∙3/2) х= 1/9; (√12 ∙ √3) х = 1/6;
3х = 3‐2; 6х = 6‐1;
х = ‐ 2. х = ‐ 1.
Ответ. – 2. Ответ. – 1. № 12.11 (а) № 12.13 (а)
3х + 1 ∙ 5х = 675. 2х = 3х.
Решение. Решение.
3 ∙ 3х ∙ 5х = 675; Разделим обе части уравнения на 3х
15х = 675 ÷ 3; (2/3) х =1;
15х = 152; (2/3) х = (2/3)0;
15х = 225; х=0.
х=2. Ответ: 2. Ответ:0.
Динамическая пауза (1 минута).
№ 12.14(а)
№ 12.17 (а)
3 х ∙ 7 х + 2 = 49 ∙ 4 х. 3х – 3 х + 3 = ‐78.
Решение. Решение.
3х ∙ 7х ∙ 49 = 49 ∙ 4х; 3х – 3х ∙ 27 = ‐ 78;
21х =4 х
3х ∙ ( 1 – 27 ) = ‐78;
Разделим обе части уравнения 3х = 3;
на 4х, получим: х = 1.
(21/4)х = 1;
х = 0.
Ответ: 0. Ответ: 0.
№ 12.18 (а) № 12.22 (а)
72х + 1 + 72х + 2 + 72х +3 = 57. 2 ∙ 4х – 5 ∙ 2 х +2=0
Решение. Решение.
72х +1 ∙ (1 + 7 + 49 ) = 57; 2 ∙ 2 2х – 5 ∙ 2х + 2 = 0.
72х + 1 = 70; Введём замену: 2х = а.
2х + 1 = 0; 2 а2 – 5 а + 2 =0;
х = ‐ 0,5. а1 = 2; а2 = 0,5.
Ответ. – 0,5. Имеем: 2х = 2; 2х = 0,5;
х =1; х = ‐1.
Ответ. ±1.
№ 12.23 (а)
4∙(1/16) х – 17(¼) х + 4 = 0. Решение.
Введём замену: (¼)х = с 4 с2 – 17 с + 4 = 0;
с1=4; с2 = ¼;
Имеем: (¼)х = 4; (¼)х =1/4;
х = ‐ 1; х = 1. Ответ. ±1. 5.Тестирование (12 – 14 минут).1 вариант. Решите уравнение: 23‐х = 16.
1) ‐1 2) 1 3) 7 4) ‐7 Решите уравнение: 5х2 ‐ 11 х = 1.
1) 11 2)0 3) ‐11 4)0; 11 3. Найдите сумму корней уравнения: 3 –х2 – 2 х + 12 = 9 х. 1) 4 2) 8 3) ‐4 4) ‐8 4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения : 750 = 6 ∙ 5 1+2х. 1) (‐2;2) 2) [2;3] 3) (‐∞;0) 4) (5;6] Решите уравнение: 252 х–х2 ‐ 52 х–х2 = 20.
2 вариант. 1. Решите уравнение: 3 4‐х = 27. 1) 1 2) 4 3) ‐1 4) 0 Решите уравнение: 35х+2,5 = √3.
1) 0,5 2) ‐0,5 3) ‐0,4 4)0,4
Найдите сумму корней уравнения: 0,2х2 + 0,6 = 0,040,8.
1) √5/5 2) - √5/5 3)1 4) 0 4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения:4/22х =1/32
1) 1) [‐3,5;0) 2) [0;2) 3) [3,5;4,5] 4) (5;8) 5. Решите уравнение: 7292х+1 = 1/27 х
После сдачи работ учащиеся могут сделать самопроверку. Слайд № 2.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
вариант
| 1
| 4
| 3
| 1
| 1
| 2
вариант
| 1
| 3
| 4
| 3
| 0,4
| Домашнее задание № 12.17 – 12 25 (б).
Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты).
Литература. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П. В. Семёнов. – М.: Мнемозина, 2007.
Алгебра и начала анализа. 11 класс.
В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
|