|
Конспект урока по математике в 10 классе «Различные способы решения тригонометрических уравнений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Конспект урока по математике
в 10 классе
«Различные способы решения тригонометрических уравнений».
Подготовила
учитель математики
Коротких Эмма Александровна
2015 год
Цели урока:
Образовательные:
- систематизация знаний учащихся по теме «Методы решения тригонометрических уравнений»;
-углубление знаний по теме;
- формирование умения классифицировать тригонометрические уравнения по методам решений, применять эти методы в новой ситуации.
Развивающие:
– способствовать развитию аналитико-синтетического мышления, внимания;
- содействовать развитию логического, математического мышления учащихся.
Воспитательные:
- развивать у учащихся коммуникативные способности, элементы ораторского искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию. Оборудование: экран, проектор, карточки для самостоятельной работы, карточки с проверочной работой «Карусель», интерактивная доска, система опроса и тестирования PrometheanActivExpression, таблицы: «Тригонометрический круг», «Тригонометрия», «Тригонометрические уравнения», индивидуальный справочный материал,индивидуальные оценочные листы; Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1.Учебник (задачник) для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень), - М.: Мнемозина, 2012. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения:метод постановки проблемы и метод поиска решений.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Педагогические приемы урока:эпиграф, наблюдение, обобщение, общественный смотр знаний, самостоятельная и проверочная работы. План урока:
Организационный момент (1 мин).
Систематизация теоретического материала.
1.Самостоятельная работа: блиц-опрос - контроль знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям (система опроса и тестирования Promethean ActivExpression,системное голосование) (8 мин).
2.Повторение: методы решения тригонометрических уравнений (13 мин).
Проверочная работа (20 мин).
Итог урока. Рефлексия (2 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Конспект урока
Организационный момент урока.
Учитель
- Сегодня на уроке мы будем учитьсяприменять различные методыв решении тригонометрических уравнений, которые занимают важное место в математическом анализе. Математика способствует развитию умений анализировать, сопоставлять, творчески мыслить. Правильное решение по-своему красиво, а поиск решения всегда интересен. Эпиграфом нашего урока будут словаМ. И. Калинина:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». II. Систематизация теоретического материала
Учитель.
- Посмотрите на уравнения (слайд). Каким способом их можно решить? (постановка проблемы).
Пример 1
Пример 2 cos(x/5)=1
Пример 3. 1 +
Пример 4
Пример 5. Решите уравнение
2sin2(x)+3cos(x)=0
Пример 6.
Пример7.2sin2(x)+3cos(x)=0
Пример 8.
Учащиеся дают разные ответы.
Учитель
- Сравните и сопоставьте эти уравнения. Разбейте их на группы. Какими способами можно решить каждую получившуюся группу уравнений?
Учащиеся
- Решение простейших уравнений: примеры 1,2
- Метод разложения на множители:примеры 3, 4.
- Метод замены переменных: примеры 5 ,6.
- Решение уравнений с помощью применения тригонометрических формул:примеры 7, 8
Учитель
Верно. Все тригонометрические уравнения, как правило, сводятся к простейшим уравнениям, которые мы научились решать с помощью общих формул простейших тригонометрических уравнений, их частных случаев, а также с помощью тригонометрических формул. Обратите внимание на таблицы и справочный материал:
Справочный материал (на рабочем столе учащихся).
Тригонометрические формулы.
Справочный материал (на рабочем столе учащихся).
Тригонометрические уравнения.
С Учитель:
Проверим ваши умения по решению простейших тригонометрических уравнений.
1. Самостоятельная работа.
Блиц-опрос (проверка - системное голосование)
За правильное решение учащиеся получают балл (самопроверка с последующей записью баллов в оценочный лист)
Оценочный лист
Фамилия, имя
|
| № п/п
| Вид работы
| Количество баллов
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Уравнение
| Корни
| 1
|
| нет решений
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
| 2. Повторение.
Учитель:
- А сейчас вам предстоит работа в группах. Вы должны представить решение тригонометрического уравнения указанным методомв карточкеи составить алгоритм решения
Учащиеся делятся на группы разной подготовленности. Обсуждают коллективно решение примеров.
Учитель:
Проверка задания: один человек группы произносит алгоритм решения тригонометрического уравнения, сверяясь с решением, предоставленным на слайде(используется материалы курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», П.В. Чулков, лекция №5, - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010)
Слайды
1 группа. Решение простейших уравнений.
Пример 2(слайд)
Решить уравнение:
cos(x/5)=1 Решение: x/5= ± arccos(1) + 2πk.
x/5=πk
x=5πk
Ответ:5πk, 2 группа. Метод разложения на множители.
Пример 3 (слайд).
Решите уравнение 1 +
Решение. Перепишем уравнение в виде:
1 +
Ответ: 3 группа. Метод замены переменных.
Пример 5 (слайд).
Решите уравнение
Решение. Запишем уравнение в виде откуда
Заметим, что данное уравнение представляет собой квадратное уравнение относительно . Обозначим получим уравнение
корни которого
Получаем два случая:
1) откуда
2)
Ответ:
Учитель.
Методом замены можно решать «однородные тригонометрические» уравнения. Тригонометрическое уравнение называют однородным, если после некоторой замены полученный многочлен от двух переменных составлен из одночленов одинаковой степени. Например:
Слайд
Решите уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде
Получили уравнение, однородное относительно
Рассмотрим два случая:
1) что невозможно, поскольку в этом случае корней нет.
2) тогда разделим обе части уравнения на
Пусть y = tgx. Получим: откуда = .
Осталось решить уравнения tgx = 1 и tgx = .
Ответ: 4группа.
Решение уравнений с помощью применения тригонометрических формул.
Примеры 7 (слайд).
Решить уравнение:
2sin2(x)+3cos(x)=0 Решение: Воспользуемся тождеством:
sin2(x)+cos2(x)=1 Наше уравнение примет вид:
2-2cos2(x)+3cos(x)=0 2cos2(x)- 3 cos(x) -2 = 0 введем замену t=cos(x): 2t2 -3t - 2 = 0 Решением нашего квадратного уравнения являются корни: t=2 и t=-1/2 Тогда cos(x)=2 и cos(x)=-1/2. Т.к. косинус не может принимать значения больше единицы, то cos(x)=2 не имеет корней. Для cos(x)=-1/2: x= ± arccos(-1/2) + 2πk; x= ±2π/3 + 2πk Ответ: x= ±2π/3 + 2πk
Учитель:
- При решении тригонометрических уравнений можно использовать универсальную тригонометрическую подстановку на основе
Формул(слайд):
Если то
С помощью универсальной подставки мы можем любое уравнение вида свести к алгебраическому уравнению. Важно при этом помнить, что, делая замену, мы можем потерять те корни исходного уравнения, для которых не определен, то есть значения Их мы должны проверять отдельно.
В следующем примере встречается изначально, поэтому универсальная подстановка не может привести к потере корней указанного вида. Слайд
Решим уравнение
Решение (учащиеся записывают в тетради)
Сделаем универсальную подстановку , тогда
Таким образом:
а)
б)
Ответ:
Учитель.
В заданиях ЕГЭ встречаются тригонометрические уравнения, решаемые способом отбора корней. Рассмотрим решение такого уравнения (слайд):
Найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
Решение.Корни данного уравнения можно найти из соотношения
откуда получаем, что
Но Тогда
Решим это двойное неравенство:
Полученное неравенство выполнено, если k =
Ответ:
Учитель
Дифференцированная проверочная работа «Карусель».
Каждому ученику выдается карточка с заданием. Сделав одно задание, ученик передает свою карточку соседу по кругу, вписывая свою фамилию напротив выполненного примера.
Карта №1
№ п/п
| Пример
| Ответ
| Фамилия, имя обучающегося
| 1
| sin(7x)= 1/2
|
|
| 2
| 3 sin 2(x) + √3sin (x) cos(x) = 0
|
|
| 3
| cos2(2x) -1 - cos(x) =√3/2 -sin2(2x)
|
|
| 4
| 3sin2(3x) + 10 sin(3x)cos(3x) +
3 cos2(3x) =0
|
|
| 5
| sin(3x)= √3/2.
Найти все корни на отрезке [π/2; π ].
|
|
|
Карта №2
№ п/п
| Пример
| Ответ
| Фамилия, имя обучающегося
| 1
| cos(3x)= √3/2
|
|
| 2
| ctg2(x) + 2ctg(x) + 1 =0
|
|
| 3
| 2 sin2х - 2sin 2х +1 =0
|
|
| 4
| 5 sin2х - 3 sinхcosх - 2 cos2х =0
|
|
| 5
| sin(2x)= √3/2.
Найти все корни на отрезке [0; π ].
|
|
|
Карта №3
№ п/п
| Пример
| Ответ
| Фамилия, имя обучающегося
| 1
| sin(7x)= 1/2
|
|
| 2
| 2 sin2 x – sin x cosx =0
|
|
| 3
| 1- 4 sin 2x + 6 cos2х = 0
|
|
| 4
| 5 sin2 х + sin2х - cos2х =1
|
|
| 5
| cos(1/2x)= √2/2.
Найти все корни на отрезке [0;π].
|
|
|
Карта №4
№ п/п
| Пример
| Ответ
| Фамилия, имя обучающегося
| 1
| ctg(0.5x) = -1.7
|
|
| 2
| 3 cos2х + 2 sin х cos х =0
|
|
| 3
| 2 sin x - 3 cos x = 4
|
|
| 4
| 5 sin2 х + 2 sinхcos х - cos2х =1
|
|
| 5
| sin(3x)= 1.
Найти все корни на отрезке [0;π/2].
|
|
|
Карта №5
№ п/п
| Пример
| Ответ
| Фамилия, имя обучающегося
| 1
| tg(4x) = √3
|
|
| 2
| 4 sin2 х - 2sinх cos х - 4 cos2х =1
|
|
| 3
| 2 sin x - 5 cos x = 3
|
|
| 4
| 6 sin2х - 5 sinх cos х + cos2х =0
|
|
| 5
| cos(4x)= √2/2.
Найти все корни на отрезке [0;π].
|
|
|
При проверке работы учитель и ученики-консультанты заполняют таблицу:
№ п/п
| Фамилия, имя обучающегося
| Номера выполненных заданий
| Количество баллов
| Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Итак, подведем итоги урока.
Решение тригонометрических уравнений состоит из двух этапов. Первый - преобразование уравнения для получения его простейшего вида. 2
Второй - решение полученного простейшего тригонометрического уравнения. Существуют основные методы решения уравнений такого вида:
Какие методы решения тригонометрических уравнений мы сегодня повторили?
Ответы учащихся:
Разложение на множители.
Метод замены переменной:
- сведение к квадратному уравнению;
- сведение к однородному уравнению;
- универсальная тригонометрическая подстановка.
3.Отбор корней
Учитель
Оцените свою работу по вашим оценочным листам
(дает дополнительные баллы отличившимся ученикам). Рефлексия.
Учитель
Продолжите фразу:
Вызвало затруднения задание…
Самым интересным при работе для меня было…
6. Домашнее задание, инструкция о его выполнении (слайд)
Решить уравнение:
2 sin2 x + cos 4 x = 0
sin4 x + cos4 x = cos22 x + ¼
sin 2 x = cos x - sin x
√3 cos x + sin x = 2
№ 23.14 Задачник Алгебра и начала анализа 10 класс, А.Г. Мордкович.
При решении первого уравнения воспользуйтесь формулой понижения степени.
Литература 1. Алексеев А. Тригонометрические подстановки. // Квант. - 1995. - №2. -с. 40 - 42.
2. Гилемханов Р.Г. О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу В //Математика в школе. 2001-№ 6 -с. 26-28.
3. ЕГЭ. Математика 2008.Сборник экзаменационных заданий. Денищева Л.О., Рязановский А.Р., Семёнов П.В. – М., изд-во «Эксмо-Пресс», 2008.
4. Крамор В.С. Тригонометрические функции. - М.: Просвещение, 1979.
5. Мордкович А.Г. Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной. //Математика в школе. 2002 - № 6 - с.32-38.
6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник (задачник) для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень), - М.: Мнемозина, 2012.
7. Синакевич С.В. Тригонометрические уравнения - М.: Учпедгиз, 1959.
8. Чулков П. В. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 Интернет - источники
Сайт «Вся элементарная математика»
https://bymath.net/studyguide/tri/sec/tri16.ht
|
|
|