|
Конспект урока по литературе (10 класс) по теме «П o страницам великой жизни. Л. Н. Т олстой человек, мыслитель, писатель.)» План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.
Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» При подготовке урока класс разбивается на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые учащиеся. Предлагается создать четыре группы:
1) группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) - «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века». Одному из учащихся поручается сделать обобщенное сообщение по данному вопросу);
2) искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания — рассказать об одном из портретов Толстого);
3) мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников);
4) архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования).
Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях число и тему урока.
Цель: углубить знания по биографии писателя;
познакомиться с его мировоззрением;
способствовать развитию речи учащихся и читательских навыков;
прививать чувство любви к прекрасному.
Ход урока
Словарная работа
Биография - описание чьей-то жизни.
Мировоззрение - система взглядов, воззрение на природу и общество.
Воззрение (книж.) - образ мыслей, точка зрения.
Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся ос- тальная наша литература.
М. Горький
Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н. Толстой
Слово учителя
«Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.
Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н, Толстом — «Свет Ясной Поляны» (так называется книга правнука писателя И. Толстого).
«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и своё отношение к ней.» - скажет Л.Н.Толстой. Это родина писателя, здесь он провёл большую часть своей жизни, здесь он писал «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение»...
Свет - попробуем определить значение данного слова
Свет - освещение;
Свет - земля и люди, её населяющие.
Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».
Учитель обращает внимание учащихся на даты рождения и смерти писателя (1828—1910) и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:
1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?
2. На какие годы падает расцвет его творчества?
3. С кем из выдающихся людей Л, Н. Толстой общался?
Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: годы смерти А.С. Пушкина (1837), М.Ю. Лермонтова (1841), Н.В. Гоголя (1852), 1854 — Н.Г. Чернышевский, сотрудник «Современника», 1853/56—Крымская война, 1855 — смерть Николая 1 , 1861 — «Крестьянская реформа» , 1866 — покушение Д.В. Каракозова на Александра II; 1871 —Парижская коммуна, 1876 — возникновение общества «Земля и воля», 1877 - 78 — русско-турецкая война; 1881 — смерть Александра II, 1887 — попытка покушения на Александра III; 1904-05 — русско-японская война, 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.
После работы со справочным аппаратом учащиеся обращаются к опорному конспекту (ОК), созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века». Опорный конспект представляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на семь-девять секторов (разделов), В каждом из них записаны по пять-семь известных имен современников Л. Н. Толстого: писателей-классиков (как русских и представителей других народов России, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров. В самом центре — портрет Л. Толстого, вокруг которого — на радиусах,— приведены знаменательные даты в истории того времени.
Вывод - обобщение старшеклассники записывают в тетради:
«Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».
Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ответить на третий вопрос учащимся помогает работа с ОК, позволяющим судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки, о его встречах с Н.А. Некрасовым. И.С. Тургеневым, А.И. Герценом, А.Н. Островским, А.П. Чеховым. В.М. Гаршиным, Ф.М. Тютчевым и другими писателями. Толстой проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России — Т.Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.
Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан. У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.
Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через чего светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Комментарий ученика. «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».
Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».
Сообщения учащихся из группы искусствоведов (индивидуальные задания): И. Н. Крамской. «ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО. 1873 г.» Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет. Толстого
для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.
История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.
5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился, на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.
Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.
Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.
И. Е. Репин. «Л. Н. ТОЛСТОЙ, 1887 г.»
...Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься» иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.
А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека». Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».
Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов Юбилейного издания его сочинений, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта — дневники писателя.
Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь яр-
ких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.
Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник — правдивое зеркало жизни великого писателя.
Его дневник — и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего — орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.
В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:
1. Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?
2. Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
3. Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?
Один из учащихся отчитывается о работе группы. Вот содержание его сообщения.
Работа с дневниковыми записями писателя. Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.
Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и на чал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.
Из дневниковых записей. 1847 год (Толстому 19 лет).
17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1848 год
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро... Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
1849 год
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
1854 год.
2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.
1855 год.
18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.
21 сентября. ... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...
1878 год.
22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу...
9 мая. ... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли половина десятины на душу. Грамотных два.
28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...
5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
1881 год.
Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми деть ми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...
1883 год.
1 января. Москва. ... Собственность, как она теперь - зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло.
30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил .на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай I и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 1/2 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.
3 июня. ... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки - вот суд.
13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы выработали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.
21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
1883 год.
27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу ,полезному людям.
7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
1889 год.
23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение, только одно - нравственное, внутреннее . Но каким путем пойдет это изменение?
30 апреля. Москва. ... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта Против правительства:
1) Церковь, обман, суеверие, траты;
2) Войско, разврат, жестокость, траты;
3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;
4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;
5) Фабрика - убийство жизни;
6) Пьянство;
7) Проституция.
1900 год.
30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...
23 ноября. Москва. ... Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
1902 год.
21 марта. ... Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.
1904 год.
18 июля. Ясная Поляна. ... Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
1905 год.
31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...
... Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
1906 год.
3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого на строения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.
1907 год. 26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого от дельного человека и для всего человечества - даже для всего живого.
1908 год.
19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.
3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
Из «тайного» дневника 1908 года.
2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно - уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...
1910 год.
7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...
«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вел — с небольшими перерывами — до конца своих дней. Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей, Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...
Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей душой. (Правила и программа Л. Н. Толстого написаны на классной доске, школьники могут перенести их в свои тетради.)
Правила: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...» и т. д.
Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком. Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике програм-му, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:
1)Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию, статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.
Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.
Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право. Толстой становится «мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.
Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Один членов архивной группы подготовил рассказ о Доме Толстого в Ясной Поляне
Мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней— шкафы с книгами. Это — часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери — князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.
Самая большая и светлая комната в доме — зала. Поражает отсутствие каких-либо предметов роскоши. Из залы мы переходим в гостиную, где жила Т. А. Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру, оставшихся малолетними сиротами. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной — кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Кажется, будто Толстой только-только покинул эту комнату...
В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12-м часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берет записную книжку, вечное перо и делает очередную запись. Клеенчатая тетрадь дневника, карандаши и самопишущая ручка — всегда у него под рукой: ведь Толстой нередко вел записи и по ночам в часы бессонницы.
Наше внимание привлекли гантели, лежащие около умывальника на полу. О его любви к верховой езде напоминал висящий хлыстик. Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требовательность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наводил порядок в кабинете и спальне. Писатель бережно относился к вещам, ко-
торые носил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искренне, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности и доверия.
За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ре мингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писались ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал очень тщательно, переделывал их по много раз. Черновики для удобства автора (из-за его плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» — семь раз, «Кавказский пленник» 100раз(!)!
Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.
И наконец, последнее посещение — комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И. С. Тургенев. А. А. Фет. А. П. Чехов. И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие-многие другие. Домашние еще называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича, которого он очень любил). В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873— 1877 годах) «Анна Каренина», здесь же он работал над «Азбукой» и незавершенными историческими романами из эпохи Петра I и декабристов. В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым...
Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам:
"как сохранить доброту и любовь? Ответить на них сегодня не легче, не проще...
К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы: Каким предстает Толстой в воспоминаниях его современников? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок вам? Плакаты с цитатами закрепляются на магнитной доске перед классом. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.
Комментарий ученика. «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель».
«Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»
М. Горький
«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»
Т. Драйзер
Комментарий ученика. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».
Вывод по уроку.
Домашнее задание:
1 составить хронологическую таблицу по биографии Л.Н. Толстого, пользуясь материалом учебника;
2) сочинение-миниатюра «Моя встреча с Л.Н.Толстым». |
|
|