|
Использование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности Использование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и
во внеурочной деятельности Учитель: Оськина Людмила Григорьевна В условиях модернизации современного образования огромное внимание уделяется человеку как личности: его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоконравственному интеллекту, потенциалу. Поэтому велика потребность в такой подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно решать жизненные и профессиональные вопросы.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия.
Изучение математики многим учащимся даётся с трудом. Возникает проблема создания заинтересованности предметом, активизации мыслительной деятельности. Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
В своей деятельности в межаттестациоонный период я уделяла особое внимание технологии групповой работы на уроке, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающим и информационно-коммуникационным технологиям, попыталась с их помощью найти возможность активизировать деятельность моих учеников на уроке, формировать коммуникативную компетентность учащихся. Метод групповой работы на уроке
Особенности групповой работы
Активное обучение
Свобода и активность,
Оригинальность и творческий подход,
Открытие,
Самостоятельность,
Критическое мышление,
Общение и совместная работа,
Действия и соответственно ситуации,
Жизненные задачи,
Оценка своей работы и других
Генерация,
Радость,
Упражнения,
Поиск,
Противоречия
Отчет
Воодушевление,
Активность
Ясность
Результат
Актуальность
Ближайшее развитие
Отношение
Творчество
Анализ
Чему учит групповая работа?
Сотрудничать
Ставить вопросы
Решать проблемы
Договариваться
Распределять роли и ответственность
Слушать других
Убеждать других
Отвечать за себя
Виды групповой работы
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный ком…
Мозговой штурм
Используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. (Ведущего, секретаря, хронометриста).
После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке»
Игра «Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы
Вопросы могут требовать как знаний, так и осмысления или понимания
Учащиеся или группа должны ответить на вопросы используя ресурсы интернета или учебника
Игра «Снежный ком»
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырёх человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Таким образом, целью моей деятельности в межаттестационный период было овладение теорией и практикой использования групповой работы игровых здоровьесберегающих ИКТ технологий и технологий развития критического, а так же внедрение в свою педагогическую деятельность (на уроках и во внеурочной работе по математике) данных педагогических технологий.
Задачи, которые я ставила перед собой:
изучать теорию и практику использования групповой работы, игровых, здоровьесберегающих, технологии критического мышления на уроках математике и во внеклассной работе;
внедрить в свою деятельность групповую работу, игровые, здоровьесберегающие, технологию критического мышления и ИКТ технологии;
создать дидактический материал (разработки уроков, внеклассных мероприятий) с использованием данных технологий;
провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;
сделать выводы об эффективности своей деятельности.
С целью изучения и успешного внедрения в свою педагогическую деятельность данных технологий я занималась самообразованием, изучала необходимую литературу, посещала курсы повышения квалификации, уроки коллег, участвовала в работе конференций, семинаров, заседаний школьного методического объединения учителей точных наук, общалась на «онлайн» на всероссийском школьном портале «Про Школу.Ру» с коллегами-педагогами, обменивалась с ними опытом и наработками.
В результате поиска наиболее эффективных путей организации деятельности учащихся на уроках математики, я пришла к выводу, что благодаря групповой работе и использованию игровых технологий дети усваивают материал лучше, так как он становится для них личностно-значимым.
Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Уроки, построенные по “технологии критического мышления”, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, И.Темил, как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает использование исследовательских методов в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно-ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно–ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
Проведение внеклассных мероприятий по предмету с применением СОТ помогает мне как учителю еще более сблизиться с учащимися, способствует дальнейшему развитию педагогики сотрудничества, расширяет знания моих воспитанников, развивает их творческие способности.
Регулярно (особенно в 5-7 классах) использую на уроках игровые технологии, которые дают учащимся возможность преодолевать внутреннюю скованность, служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, способствует усилению интереса к обучению. Метод игры отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает, что чему-то учится.
Использование игровых ситуаций на уроках является одним из примеров сохранения и укрепления здоровья учащихся. По данным исследованием психологов более 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению физического и психологического здоровья учащихся, снижению успеваемости, усилению состояния тревожности. Чтобы сделать процесс обучения комфортным для детей, избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока и повысить мотивацию к изучению математики, применяю на уроках здоровьесберегающие технологии, использую следующие приёмы: положительный эмоциональный настрой на урок, физкультминутки, смена видов деятельности, игры, оптимальные темы ведения урока, подача материала доступным способом, групповые методы обучения и т.д.
Информационно-коммуникативные технологии так прочно вошли в нашу жизнь, что сейчас трудно себе представить, как несколько лет тому назад мы могли обходиться без них на уроках и во внеклассной работе. Мы используем их для создания презентаций к урокам, тренировки, контроля и самоконтроля знаний учащихся посредством игр, онлайн тестов, для дистанционного обучения (например, при подготовке учащихся к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам). О результативности использования мною СОТ на уроках математики и во внеурочной деятельности свидетельствуют:
Положительная динамика качества знаний по математике при 100 % успеваемости;
Средний бал по предмету ( 4,1 ) выше региональных показателей;
Успешная сдача учащимся ЕГЭ и ГИА по математике;
Наличие победителей в конкурсах и олимпиадах различных уровней;
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что использование новых образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике дает новые возможности для формирования математического потенциала и всестороннего развития выпускника школы. |
|
|