Главная страница

Конспект урока математики по теме: «Числовой отрезок» «Математика»



Скачать 105.86 Kb.
НазваниеКонспект урока математики по теме: «Числовой отрезок» «Математика»
Дата09.03.2016
Размер105.86 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока математики по теме:

«Числовой отрезок»

(«Математика» с. 36 – 37).

Цели: 1. Познакомить с понятием «числового отрезка»; научить применению его для решения примеров, показать удобство этого способа. 2. Повторение и закрепление материала пройденного ранее. 3. Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Оборудование: Интерактивная доска, учебник, проектор, цветные магниты, видео ролик.

Предполагаемые результаты:

Развитие УУД - Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Записывать результат сравнения групп предметов с помощью знаков «=» и «», обосновывать выбор знака, обобщать, делать вывод. Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т.д.). Считать различные объекты (предметы, фигуры, буквы,

звуки и т.п.). Называть числа от 1 до 10 в порядке их следования при счете. Ритмический счет до 10, и обратно. Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков «+», «−», «=».

Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов. Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства). Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Проявлять активность в учебной деятельности, и оценивать свою активность (на основе применения эталона). Соотносить числа 1−6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел. Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи.
Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 1

На лесной опушке, среди высоких елей, живет зайчонок Шнуфель. Живет он в маленьком уютном домике. И сегодня к нему придут гости. Придут другие зайчата. Чтобы быть гостеприимным хозяином зайчонку нужно вкусно накормить гостей. И поэтому он отправился за морковкой. Шнуфель набрал много морковки, и теперь он просит помочь ему и посчитать её.

  1. Актуализация опорных знаний

СЛАЙД 2

Давайте поможем зайчику.

(счет от одного до десяти и в обратную сторону)

А теперь сосчитайте от двух до семи.

Сосчитайте от восьми до трех.

А теперь покажите мне пожалуйста на своих счетных веерах число, последующее числу 4.

Покажите число последующее числу 7

На сколько последующее число больше предыдущего?

Покажите число предыдущее числу 5.

Покажите число предыдущее числу 3.

Скажите, на сколько предыдущее число меньше?

Покажите число которое стоит между числами 5 и 7.

Покажите число которое стоит справа от числа 3

Покажите число которое стоит слева от числа 8.

Покажите соседей числа 4.

Какие мы молодцы, помогли зайчику посчитать все морковки.

СЛАЙД 3

Посмотрите внимательно и покажите мне на числовых веерах, какое число заблудилось.

Где его место?

СЛАЙД 4

Что вы ещё можете сказать об этом числе?

СЛАЙД 5

Зайка насобирал много морковки и остался очень доволен. Теперь нашему зайчику нужно распределить морковки по тележкам. Ребята, посмотрите, по какому признаку можно распределить тележки.

Давайте посмотрим что у нас получилось.

Чем являются у нас красные?

А синие?

А тележки?

Какое правило мы знаем?

А что получилось здесь?

А какое правило мы можем применить в этих примерах?

Давайте заменим буквы числами и посмотрим, что у нас получиться.

СЛАЙД 6

Какое правило мы использовали при сложении?

А какое правило мы использовали при вычитании?

  1. Постановка проблемы. Открытие нового.

СЛАЙД 7

Зайка уже разложил все морковки по тележкам и отправился в обратный путь. Чтобы не заблудиться вышел он по тропинке к железной дороге, которая проходила в этом лесу. Шел он, шел вдоль дороги и увидел маленький паровозик. Паровозику наш зайчик очень понравился и он его поприветствовал. И рассказал паровозик зайчику такую историю.

Жил Паровозик в большом - пребольшом городе. Дома его все любили, и Паровозику жилось там очень хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком». Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать самые трудные примеры». И отправился Паровозик в путь. Проехал одну остановку «Красный мак» и отметил её числом 1.

Ребята, давайте проделаем этот путь вместе с Паровозиком. Откройте свои тетради.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Посмотрите, в вашей тетради проставлены точки. Давайте возьмем в руки линейку и ручку с красной пастой и соединим первую и второю точку. Это будет нашей дорогой до первой станции. Отметьте её числом 1.

Поехал он дальше и доехал до станции «Голубые колокольчики» и отметил её числом 2. Соединим вторую и третью точку ручкой с синей пастой и отметим также как это сделал паровозик. Поехал дальше Паровозик и вот он уже на станции «Желтые подсолнухи» Отметил он её числом 3. И мы с вами соединим третью и четвертую точки в тетрадях желтым цветом. Отметьте числом 3.

И незадолго до того как встретить зайчика он проехал остановку «Зелена полянка» которую отметил числом 4. Давайте соединим последние две точки зеленым цветом и поставим число 4.

Посмотрите внимательно ребята, что мы можем сказать о проделанном Паровозиком пути?

Зайчик похвалил Паровозика за то, что он уже проделал такую большую работу и проделал длинный путь. А также пожелал ему удачи в дальнейшем его пути.

А мы ребята откроем с вами страничку 36 наших учебников и посмотрим на номер 1

СЛАЙД 8

Что мы там видим?

Из какой точки гусеница начала движение?

Как обозначено это число на числовом отрезке?

В каком направлении перемещается гусеница?

Какое действие она выполняет?

В какую точку она переместилась?

Какой пример решила гусеницы? А какой ответ она получила?

Посмотрите ребята. Перемещение по числовому отрезку обозначается стрелкой похожей на гусеницу. Если она направлена направо, то к числу присчитывается единица, поэтому над стрелкой пишется «+1». Если же стрелка направлена налево, то от числа, наоборот, отсчитывается единица и над ней пишется «-1».

СЛАЙД 9

Ребята, посмотрите на задание №2» в ваших учебниках. Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составить и решить примеры.

Посмотрите, какое число отмечено красной точкой? Откуда выходит стрелка?

Значит это число и будет первой частью. Вписываем его в первую клеточку.

На сколько единичных отрезков мы переместились?

Значит и прибавлять будем 1

И в какую точку пришла стрелочка?

Это и будет суммой.

(аналогично второй пример)

  1. Закрепление нового материала.

СЛАЙД 10

Ребята в задании три нам нужно будет самостоятельно нарисовать стрелочки и найти ответы.

СЛАЙД 11

Ребята зайчик так увлекся решением примеров, что все таки заблудился и понял, что перед ним незнакомая часть леса. Его согласна проводить белочка, но для этого ему нужно решить пример. Давайте поможем ему.

Белочка провела зайку через лес, но тут набежали тучи и закрыли солнышко. Начался дождик, и белочке пришло вернуться к своему дуплу, чтобы спрятать от дождя орехи. Ветер согласился разогнать тучки, но для этого зайчику снова нужно решить пример.

Тучки разошлись, и снова выглянуло солнышко. И тут случилась другая напасть. Вдруг из-за кустов выскочила хитрая лисица.

«Ловко ты с ветерком договорился тучи разогнать. Может и тебя пропущу, если и мой пример решишь.»

Пропустила Зайчика хитрая лисица. Но тут перед зайчиком возник пруд. Обходить его долго, времени не хватит, ведь уже совсем скоро придут гости. Бобры, обещали помочь зайчику переправится, если он и их задачку решит.

Переправили Зайчика бобры. Уже почти добрался Шнуфель до дома, но перед ним встали высокие ели. Заблудиться нельзя, времени уже совсем не осталось. И снова, откуда ни возьмись, появилась белочка. Тут по всему лесу весть пролетела о том, как ты отлично примеры решаешь. Какие у тебя помощники хорошие. Доведу тебя до дома, но реши перед этим последний мой пример.

Вывела белочка зайца к его опушке. Поблагодарил Шнуфель Белочку, и поспешил в домик. А там его уже ждали друзья.

СЛАЙД 12

А пока они его ждали придумали интересные примеры. И не обычные а со звездочками. Ребята давайте все вместе попробуем решить их, поставив нужные знаки.

СЛАЙД 13

Ну а теперь настало время и перекусить. Пока шел наш зайчик по лесу он успел ещё и яблок насобирать. Ребята, как можно наши яблочки распределить по тарелкам?

Посмотрите, какие выражения мы записали. А чем эти выражения отличаются от равенств, с которыми мы уже знакомы.

Совершенно верно. Выражения, ребята, показывают какое действие мы совершаем с предметами, но не показывают нам результата.

  1. Подведение итогов.

Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? С какими понятиями познакомились?

А что мы уже знали?

Мы с вами все большие молодцы. Мы сегодня очень хорошо потрудились и проделали большую работу. Посмотрите в свои учебники. И сбоку на полях нарисуйте шкалу успешности. Если вам нравится как вы выполнили все задание, поставьте крестик вверху, если вы где-то ошиблись и вам не все нравится – поставьте посередине, ну а если вам сегодня не все удавалась и вам не нравится как вы сегодня поработали, то ставьте внизу и на следующем уроке мы с вами будем ещё больше стараться.

Спасибо за урок, ребята!

Ну а теперь в благодарность за сегодняшнюю помощь Шнуфель зовет вас на заячий праздник. (видеоролик)


Считают от1 до 10

Считают от 10 до 1 хором.

Показывают число 5

Показывают число 8

На 1

Показывают число 4

Показывают число 2

На 1

Показывают число 6

Показывают число 4

Показывают число 7

Показывают числа 3 и 5.

Показывают число 3

Между числом 2 и 4.

Что оно на один больше двух и на один меньше четырех, что оно и число и цифра одновременно.

По цвету, по размеру, по форме.

К (красные) + С (синие) = Т (тележки). С (синие) + К (красные) = Т (тележки).

Частью

Частью

Целым.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Т – К = С и Т – С = К

Если из целого вычесть часть, получится другая часть.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

Если из целого вычесть часть, то получится другая часть.

на числовом отрезку равные «единичные» отрезки; каждое число показывает, сколько таких единичных отрезков отложено; При перемещении направо числа увеличиваются на 1, а при перемещении налево число уменьшаются на 1.

Числовые отрезки, гусеница.

Из точки 2

Красной точкой

Вправо

Прибавляет единицу

В точку 3

2+1=3

Из точки 3

На 1

В точку 4

Решают примеры. Расставляют стрелки.

Решают пример: 3 - _ = 1

Решают пример: 2 + _ = 4

Решают пример: 4 - _ = 1

Решают пример: 4 - _ = 2

Решают пример: 3 + _ = 4

Выполняют задание в учебнике и сверяются с доской. Помогают учителю расставлять знаки.

Раскладывают яблоки по тарелкам и составляют выражения.

Там нет ответов.

С числовым отрезком, выражением.

Как складывать и вычитать, знали правила, знали, как решать примеры.